Новости

Чем бы завлечь. Могут ли ремёсла поддержать туристическую отрасль?

Чем бы завлечь. Могут ли ремёсла поддержать туристическую отрасль?

Могут ли ремёсла поддержать туристическую отрасль?

Туристический кластер Южного Казахстана появился в перспективных экономических планах республики еще несколько лет назад. В него вошли центральные и восточные части Кызылординской области, южная часть Южно-Казахстанской области и юго-западная часть Жамбылской области. Ключевыми местами туристского интереса по нашему региону определены Каратауский горно-перерабатывающий завод с палеолитическими участками и геоморфологией, город Тараз и городище Мерке. В качестве ориентиров для туризма чаще всего называют известные мавзолеи Айша-биби, Бабаджи-хатун, Карахана, дворцовый комплекс Акыртас. Но не меньшего интереса заслуживают другие объекты - предметы культурного наследия. В истории немало примеров, когда изделия ремесленников и места их производства становились местом притяжения ценителей со всего мира. В качестве примера можно привести известные персидские ковры. Они имеются в коллекциях многих солидных музеев мира, а города Мерв, Гилян, Кугман до сих пор притягивают историков культуры, кинематографистов и путешественников. То же можно сказать о городке Гжель в России, где производят знакомую всем бело-голубую керамику, острове Мурано в Италии, где выдувают тончайшие стеклянные изделия, городе Шантильи во Франции, где вышивают уникальное черное кружево, и этот список можно долго продолжать. В Казахстане тоже издревле существовало много ремесленных техник - шорничество, шелкоткачество, зергерство, керамика и так далее. Что из старинного наследия сохранилось и что могут предложить туристам современные ремесленники? Об этом нашей газете рассказала заведующая выставочным залом Дома дружбы КГУ «Қоғамдық келісім» Вера Майкович. - Вы знаете многих умельцев-сувенирщиков, сотрудничаете с ними. С чего началось знакомство? - Дом дружбы в Таразе открылся в 2014 году. Я пришла сюда работать методистом по развитию народного творчества. Кого-то из мастеров я знала давно, с другими знакомилась разными способами. Помогали сарафанное радио и работа. Мы стали проводить мастер-классы по разным техникам декоративно-прикладного искусства, и они стали привлекать мастериц. Знакомилась с мастерами на улице и в магазинах. - Какие интересные сувенирщики у нас есть, что они производят, как продают? - В Таразе работают мастера очень высокого уровня. Не все и не всегда они создают сувениры. Например, Серик Бисенов создает казахские народные музыкальные инструменты в полном соответствии с древними традициями, и иногда делает сувениры. В Байзакском районе работает Ислам Таиров - замечательный мастер-столяр. Он создает совершенно невероятные сувениры из дерева. Сауле Мусаева в Таразе работает в древней технике казахской циновки - чий, а ее тонкая миниатюрная роспись по точеной древесине - это подлинное искусство мирового уровня. Я могу назвать еще много имен мастеров, заслуживающих внимания. Что касается продаж, то они скорее случайные, чем стабильные. Я не буду жаловаться на то, что негде продавать, дело не в этом. Если бы был достаточно высокий и стабильный спрос, то и места бы нашлись, и салоны бы открылись. Есть место на рынке, где наши рукодельницы стабильно торгуют. А в основном, как все современные мастера, продают через свои каналы в Интернете. - Доступна ли их продукция на местном рынке и по каким ценам? Ведь выпуск штучной продукции предполагает немалые затраты по времени, усилиям, плюс стоимость материалов. - Каждая рукодельная вещь рано или поздно находит своего хозяина. Мастера могут рассказать сотни таких историй. Хотя, действительно, они продают вещи гораздо дешевле их истинной цены. «Жить-то как-то надо», - смущенно улыбаясь, говорят они. - На что есть спрос у покупателей? - Спрос есть на все, но все очень специфично. У каждого мастера своя специфика и своя ниша. - Есть ли, по вашему мнению, у наших промыслов перспектива для расширения производства? - У нас нет промыслов в полном смысле этого слова. Как пример промыслов можно привести российские вологодскую или хохломскую росписи. Промысел - это когда жители какой-то местности, привлекая имеющиеся ресурсы, создают какие-то предметы в промышленном объеме. Мы можем говорить о производстве, когда речь идет о больших тиражах. У нас сейчас развивается ремесленное производство - это малые партии от 10 до 50 экземпляров. Такое есть у нескольких мастериц, которые выпускают домашний текстиль в технике лоскутной пластики, пэчворка, по-казахски құрақ. Эти изделия пользуются стабильным спросом на внутреннем рынке как приданое для невест. Я больше знаю людей, которые создают уникальные вещи. Даже создавая авторскую копию, они все равно привносят в каждую новую работу что-то еще. - Что нужно сделать, чтобы перспектива появилась? Как, по вашему мнению, можно зарабатывать на сувенирах, кого нужно привлечь? Организовать обучение, менеджмент, инвесторов или собрать мастеров в одну какую-то артель? - Искусство всегда создают отдельные художники и мастера. Зарабатывать на сувенирах, наверное, можно. Художественные фабрики в мире существуют и процветают. Но нам важнее культивировать уникальные художественные традиции, продолжателями которых являются наши мастера. Нужно обучать их, в том числе и художественной грамоте, поскольку они часто приходят в профессию по зову души и любви к традиции, не имея специального художественного или дизайнерского образования. И они нуждаются в знаниях по ведению своего индивидуального бизнеса. Такие курсы проводятся. Например, региональная палата предпринимателей периодически организует для наших ремесленников курсы. Но ситуация на рынке меняется чрезвычайно быстро, и такие курсы нужно проводить регулярно. - Захотят ли сами мастера расширяться сегодня - еще вопрос, но ведь мы говорим о перспективах, учитывая то, что регион собирается развивать туризм. - Если будет спрос, то мастера его быстро почувствуют и будут работать на его удовлетворение. Они пробуют множество новых техник и технологий, ищут свои ниши и готовы открывать новые горизонты. - А есть ли направление в творчестве наших мастеров, которое могло бы стать брендом Тараза? - Скорее всего это керамика. Тараз в средние века был центром керамического производства. Керамической была не только посуда, но и мебель, в наших музеях есть черепки керамических столиков. И, самое удивительное, именно в Таразе зародилась традиция декорирования архитектуры резными и поливными керамическими плитками. Сейчас в городе возрождается интерес к керамике, появляются кружки, студии, мастерские. Мастера изучают средневековое наследие, копируют старинные изделия и создают свои новые вещи, вкладывая в них и новые функции, и новые смыслы. Традиция жива, когда она используется, когда она остается частью современного быта. И, да, возможно именно керамика станет нашим ремесленным промыслом и узнаваемым в мире брендом.

Беседовала Индира БОТАШЕВА

[gallery size="publisher-md" ids="50127,50128,50129"]