Новости

К вашему столу. Жамбылское предприятие прочно заняло нишу в сфере пищевой промышленности

К вашему столу. Жамбылское предприятие прочно заняло нишу в сфере пищевой промышленности

Жамбылское предприятие прочно заняло нишу в сфере пищевой промышленности

Так уже повелось, что многие казахстанские хозяйки, экономя время, не озадачиваются самостоятельным приготовлением жайма для бешбармака и сочней для лазаньи. И немногие задумываются, что возможным это стало во многом благодаря жамбылскому предприятию ТОО «MARK of PERFECTION». О том, как все начиналось, и о дне сегодняшнем мы поговорили с директором товарищества Болатом Джетписбаевым. - Болат Джаксылыкович, недавно вам в торжественной обстановке вручили очередную высокую награду - золотую медаль и сертификат «Лидер отрасли-2021». Это еще одно подтверждение высокого качества продукции предприятия жайма марок «Асату» и «БірАсым Етке». Как и когда пришло решение производить именно эту продукцию? - Рынок был пустой. И мы рискнули попробовать начать производство сочней для бешбармака. С оборудованием помог инженер-конструктор Николай Васильевич Коротков. Финансирование на первом этапе обеспечили учредители Олег Панкеев и Александр Гиреев. Это было в 2009 году. А в 2010 году мы поставили на рынок свою первую продукцию. К тому времени уже действовало ТОО «Та-Мак», выпускающее жайма «Арзу», и нам нужно было отличиться. Во-первых, это оборудование. Мы его собрали и запустили самостоятельно. Две наши линии действуют без остановки 24 часа в сутки 12 месяцев в году. В среднем мы производим 115 тонн продукции в месяц. - Насколько трудно было самим делать станки? Ведь многие на вашем месте предпочли бы завезти оборудование из-за рубежа. - Наверное, правда, было бы проще. Но у нас на тот момент сложилось свое видение, и мы, пообщавшись с производителями оборудования, приняли решение действовать самостоятельно. Результат вы увидели в цехе. Работает наше оборудование безукоризненно. - Да, я побывала в цехе и понаблюдала за процессом изготовления продукции. Это очень интересно и познавательно. Рецепт теста тоже сами изобрели? - Да. Действовали методом проб и ошибок. Пробовали, исправляли, дорабатывали. Мы хотели, чтобы наши жайма были удобны в приготовлении и отличались высокими вкусовыми качествами. Кроме того, необходимо было добиться, чтобы тесто не прилипало к линии. Ну и, разумеется, жайма не должны слипаться во время приготовления. В итоге мы получили желаемый результат. - Что используете для теста? Яйца, муку и соль? - Нет. В рецептуре только вода, соль и мука. Ну и есть, конечно, другие секреты. Почему мы исключили яйца? Потому что в этом случае существенно сокращается срок хранения нашего продукта. А наши жайма могут храниться при комнатной температуре два года. При этом данный параметр подтвержден заключением санэпидемстанции. - Вы знаете о таких сложностях, как проблема с реализацией? - Наша продукция очень востребована. Жайма «Асату» пользуется спросом у жителей всего Казахстана. Мы охватили 90 процентов рынка страны. Нас хорошо знают в Кыргызстане и России. Чтобы обеспечить бесперебойные поставки по договорам, работаем круглосуточно, в две смены. - Где берете сырье? - У нас заключены долгосрочные договоры с производителями муки из Северного Казахстана. Местная мука не подходит для нашего производства, так как в ней низкое содержание клейковины. В связи с последними событиями сейчас стараемся обеспечить оптимальное количество сырья, чтобы не допустить остановки производства. - Упаковку заказываете в нашем регионе? - Нет, упаковочный материал - полипропиленовые пакеты и бумажные этикетки мы заказываем в Шымкенте и Алматы. То есть наш продукт имеет стопроцентное казахстанское содержание. - Я заметила, что упаковка продукции у вас производится только вручную. Почему? - Потому что жайма очень хрупкие и при автоматизированной упаковке ломаются. Поэтому этот процесс у нас поставлен именно так, как вы видели в цехе. - Болат Джаксылыкович, вы разработали стратегию действий на случай ухудшения ситуации на рынке? - Мы ко всяким неожиданностям приготовились еще с 2020 года, когда была объявлена пандемия коронавирусной инфекции. Вообще мы заранее стараемся предугадать свои следующие шаги и повороты, которые готовит мировая политика. К примеру, с прошлого года начали разрабатывать меры по предотвращению проблем с мукой. Если помните, минувшим летом была засуха, что отразилось на урожае пшеницы. В этом году на рынке зерна также напряженная ситуация. Но мы уже решили данный вопрос. Осталось исключить проб­лемы с полипропиленом, который поступает из-за рубежа. В данном случае тоже есть запасные варианты. - Какие преимущества имеются у ваших работников? - Заработная плата у нас повышается регулярно. Сейчас рядовые сотрудники получают 120-130 тысяч тенге в месяц. У мастеров, соответственно, оклады выше. Кроме того, мы обеспечиваем полноценный социальный пакет, обед за счет предприятия, трудовые отпуска. У нас имеются душевые с горячей водой, раздевалки. - У вас действует профсоюз? - Нет, но мы успешно решаем все трудовые споры и вопросы. - В информации о вашем предприятии говорится, что соискатели вакансий у вас обязательно должны пройти трехдневное обучение. Почему выдвинуто это условие? - Вы же сами имели возможность увидеть, что у нас специфическая работа. Чтобы работать на нашем оборудовании, нужно овладеть определенными навыками, привык­нуть к условиям труда, принять наши правила и распорядок. На все это человеку дается три дня. Если все устраивает и его, и нас, он остается в нашем коллективе. И должен сказать, что многие из наших сотрудников трудятся на предприятии много лет и не собираются менять место работы. - Как вы пережили самое тяжелое время в период пандемии? - Было трудно, но справились. Работу не прекращали, людей возили на смену в специально арендованном транспорте. Соблюдали все меры санитарной безопасности. Это было дорого, но сор­ванные договоры обошлись бы еще дороже. - В таком случае расскажите, чем чревата для вас остановка станков? - Даже подумать страшно (смеется). А если серьезно, то даже в условиях чрезвычайного положения в стране наши сотрудники не остались без работы и получали зарплату, которую мы подняли в этот период. - Сколько человек сегодня у вас работает? Трудно было найти нужных специалистов? - Как и везде, специалисты приходили и уходили, постепенно сформировался штат из хороших сотрудников. На начальном этапе у нас трудились 37 человек, сейчас - 88. Думаю, пока этого достаточно.

Людмила МЕЛЬНИК