Что нужно знать об административных процедурах
Казахстан - правовое государство, деятельность которого подчинена нормам и принципам, направленным на защиту достоинства, свобод и прав человека. Соответственно, каждый гражданин государства имеет право на защиту в суде. Согласно части 1 статьи 62 Административного процедурно-процессуального кодекса (АППК), основаниями для возбуждения административной процедуры является обращение гражданина или инициатива административного органа, должностного лица. При этом основанием для возбуждения административной процедуры по инициативе административного органа, должностного лица является требование законодательства Республики Казахстан об административных процедурах или административное усмотрение. По результатам рассмотрения административного дела административный орган, должностное лицо выносят одно из следующих решений: о принятии административного акта или прекращении административной процедуры. Частью 2 статьи 91 АППК предусмотрено: если административный орган, должностное лицо в сроки, установленные кодексом, не приняли административный акт, не совершили административное действие, то с даты истечения сроков считается, что административный орган, должностное лицо отказали в принятии административного акта, совершении административного действия. Участники административной процедуры, несогласные с принятым решением, вправе обратиться с жалобой в вышестоящий административный орган, должностное лицо. Согласно разъяснению, изложенному в части 3 статьи 91 кодекса, органом, рассматривающим жалобу, признается административный орган, должностное лицо, за исключением Президента Республики Казахстан, Премьер-Министра Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан, которые являются вышестоящими в порядке подчиненности для административного органа, должностного лица, чьи административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются, а также иные административный орган, должностное лицо, уполномоченные в соответствии с законами Республики Казахстан рассматривать жалобы. Жалоба участников административной процедуры подается через административный орган, должностное лицо, чьи административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются. В свою очередь административный орган, должностное лицо, чье административное действие (бездействие) обжалуется не позднее трех рабочих дней со дня поступления жалобы, направляют ее и административное дело в орган, рассматривающий жалобу. При этом административный орган, должностное лицо, чьи административный акт, действие (бездействие) обжалуются, вправе не направлять жалобу в орган, рассматривающий жалобу, если он в течение трех рабочих дней примет благоприятный административный акт, совершит административное действие, полностью удовлетворяющие требования, указанные в жалобе. В последующем при несогласии как с решением административного органа, так и решением по жалобе, принятым вышестоящим органом, должностным лицом, участник административной процедуры вправе оспорить их уже в судебном порядке. Жалоба на административные акт, действие (бездействие) подается в административный орган, должностному лицу не позднее трех месяцев со дня, когда участнику административной процедуры стало известно о принятии административного акта или совершении действия (бездействия). В случае пропуска по уважительной причине срока, установленного частью первой настоящей статьи, этот срок по ходатайству участника административной процедуры может быть восстановлен органом, рассматривающим жалобу, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан. В качестве уважительных причин признаются болезнь, обстоятельства непреодолимой силы и иные причины, лишающие лицо возможности подать жалобу. Пропущенный для обжалования срок не является основанием для отказа в принятии жалобы органом, рассматривающим жалобу. Причины пропуска срока выясняются при рассмотрении жалобы и могут являться одним из оснований для отказа в удовлетворении жалобы. Подача жалобы приостанавливает исполнение административного акта, административного действия, за исключением необходимости защиты прав граждан и юридических лиц, общественных или государственных интересов. К исключениям относятся и такие случаи, как наличие административного акта, принятого уполномоченным органом по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций или Национальным Банком Республики Казахстан в пределах своей компетенции, приостановление действий и (или) лишение лицензий на осуществление деятельности на финансовом рынке, консервация финансовых организаций, его письменных предписаний, административного акта, принятого уполномоченным органом по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций, или Национальным Банком Республики Казахстан в пределах своей компетенции.Аманжан ДЖАСУЗАКОВ, председатель специализированного межрайонного административного суда Жамбылской области