Новости

Своевременно и начистоту. Реформы нацелены на модернизацию политической системы

Своевременно и начистоту. Реформы нацелены на модернизацию политической системы

Реформы нацелены на модернизацию политической системы

Одна из десяти инициатив Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, озвученных в недавнем Послании народу страны и выносимых на предстоящий референдум по внесению поправок в Основной закон, касается модернизации избирательного процесса. Секретарь областного маслихата Махметгали Сарыбеков считает, что у существующей модели избирательного процесса есть как преимущества, так и недостатки.

Усилить обратную связь с населением

- Мне довелось восемь лет руководить областной избирательной комиссией. И надо сказать, что мы постепенно возвращаемся к тому, что было ранее, - отметил Махметгали Сарыбеков. - Избирательный процесс в стране регламентируется Конституционным Законом РК «О выборах в Республике Казахстан». В соответствии с ним 15 лет назад был установлен новый механизм: выборы в Нижнюю Палату Парламента стали проводиться на пропорциональной основе по партийным спискам. С 2018 года этот порядок стал распространяться и на выборы депутатов маслихатов всех уровней. Последние выборы проходили тоже по партийным спискам. Голоса отдавались не за конкретного кандидата, а за партию. Это привело к тому, что сегодня электорат не знает в лицо депутата, которого избрал. Такое произошло потому, что ранее на законодательном уровне было упразднено промежуточное звено между областной и участковой комиссиями, к которому и были прикреплены депутаты. По мнению народного избранника, основным недостатком действующей системы выборов была утрата обратной связи населения с конкретным депутатом. В качестве примера он привел Таразский городской маслихат, в котором состоят 24 депутата, охватывающие 11 административных округов. - Когда я встречаюсь с населением, люди постоянно интересуются, кто из депутатов выдвинут от определенного округа. Они хотят знать его в лицо, знать его фамилию, чтобы в случае необходимости обращаться к нему за помощью для решения каких-то проблем, - рассказал М. Сарыбеков. - К сожалению, когда внесли изменения в закон, было утрачено такое понятие, как окружная избирательная комиссия, и депутаты стали избираться по партийным спискам, не стало тех, кто выдвигался бы от конкретного округа. Поэтому, когда мне задают вопрос о том, кто из депутатов представляет их округ, я отвечаю, что можно обращаться к любому из них, независимо от того, с каким округом тот работает. Но людей такая ситуация не устраивает, они желают знать конкретное лицо по их округу. К сожалению, сейчас такого нет. Это главный недостаток пропорциональной системы выборов. Именно поэтому Глава государства решил вернуться к старой модели. Но не полностью, а частично. Он предложил пропорционально-мажоритарную, другими словами, смешанную модель. Для Мажилиса это соотношение составит 70 на 30 процентов. То есть большая часть будет избираться на пропорциональной основе по партийным спискам, а оставшихся станут избирать на мажоритарной основе, когда население будет голосовать за конкретного человека по одномандатной схеме. - Для областных маслихатов это соотношение будет равно 50 на 50 процентов, - сказал секретарь областного маслихата. - Что касается городских и районных маслихатов, то на этом уровне выборы предусматриваются только на мажоритарной основе. Партийных списков не будет. Избиратели станут голосовать по округам за своего кандидата. На мой взгляд, этот смешанный механизм позволит усилить обратную связь населения с депутатами. А самое главное, народ будет знать своего избранника в лицо.

Система требует модернизации

Все это вкупе поспособствует росту числа политических партий, а также приведет к тому, что народными избранниками смогут стать беспартийные. - Все мы ждали Послания. Речь Президента была посвящена политической модернизации страны. При этом Глава государства подчеркнул, что политические реформы - это не смена Правительства, министров или акимов. Реформы нацелены на качественное изменение, совершенствование, модернизацию сложившейся в течение 30 лет политической системы, - подчеркнул Махметгали Сарыбеков. По его мнению, многие из негативных явлений, которые наблюдались в последнее время, стали результатом как раз недостатков политической системы, давно нуждавшейся в обновлении. - Однажды Президент сказал, что на государственную службу приходят молодые люди с горящими глазами, но со временем превращаются в апатичных функционеров-бюрократов. Но давайте задумаемся: почему так происходит, кто в этом виноват? Виновата среда, в которой люди работают. И поэтому основная задача, поставленная Главой государства, касается реформирования политической системы, - отметил секретарь областного маслихата. Как считает Махметгали Сарыбеков, одно из важнейших решений в этом направлении - сокращение президентских полномочий, о чем Глава государства объявил в Послании. Народный избранник напомнил, что с момента принятия Конституции РК в 1995 году все изменения и дополнения, которые в нее вносились, были направлены на расширение полномочий Президента. Не было ни одной нормы, которая бы сокращала их. Поэтому понятно, отчего люди стали задавать вопрос: почему Касым-Жомарт Токаев принял такое решение? - Глава государства использовал определение «суперпрезидентская» форма правления. Думаю, этим Касым-Жомарт Кемелевич хотел сказать людям, что в последнее время все замыкается исключительно на Президенте, что все взгляды устремлены только в его сторону. Ни руководители госорганов, ни акимы не берут на себя ответственность принимать какие-либо самостоятельные решения. Пора с этим заканчивать, считает Глава государства. Должна быть самостоятельность, за которой следует персональная ответственность, - высказал мнение секретарь областного маслихата. Как отметил Махметгали Сарыбеков, у нас была и остается президентская форма правления, но усиливается роль Парламента.

Нужна политическая конкуренция

Еще одно важное решение касается разделения деятельности партии и госаппарата. - К сожалению, в последние годы работа правящей партии фактически дуб­лировала работу госаппарата, - сказал спикер. - Так получилось потому, что повсеместно руководителями филиалов политобъединения были акимы областей и городов. А человек не может, образно говоря, правой рукой работать за партию, а левой - за госаппарат. И волей-неволей партийная работа смешивалась с государственной. Именно по этой причине Президент принял решение о том, что акимы не могут руководить филиалами партии на местах, и сам оставил пост председателя партии «Amanat», приостановив свое членство в ней на период выполнения функций Главы государства. Как подчеркнул Касым-Жомарт Кемелевич, Президент должен быть равноудаленной фигурой от любых политических партий страны. Как гарант Конституции РК, Глава государства пообещал создавать соответствующие условия для работы и развития всех политических объединений, отметив, что в государстве не должно быть монополии одной партии ни в Парламенте, ни в маслихатах. Это очень верное решение, считает секретарь областного маслихата. - Президент сказал, что для развития политической системы нужна политическая конкуренция. В обществе, где нет таковой, наступает застой со всеми вытекающими негативными последствиями, - отметил Махметгали Сарыбеков. - Именно поэтому в Мажилисе и маслихатах всех уровней должны быть представлены как минимум три сильные партии. И это очень правильно. Ведь если будет монополия одной партии, то каких-либо изменений, прогресса, совершенствования можно и не ждать. Причем для того, чтобы в стране была политическая конкуренция, Президент предложил изменить порядок регистрации политических партий, поскольку сегодня открыть и официально зарегистрировать политическое объединение довольно непросто. Глава государства сказал, что эта процедура будет значительно упрощена. - Регистрацион­ный порог в 20 тысяч человек сокращают в четыре раза - до пяти тысяч. Минимальная численность ре­гиональных пред­стави­тельств умень­шится втрое - до 200 человек. Минимальная численность инициативной группы по созданию партии изменена с 1000 до 700 человек. Вот такие предложены новшества для того, чтобы упростить условия открытия партии. И не нужно бояться того, что в стране появится слишком много политобъединений, что они будут создаваться чуть ли не на каждой улице. Конкуренция поставит все на свои места, - заверил Махметгали Сарыбеков. После трагического января люди беспокоились, как жить дальше и что ждет нашу страну в будущем. Настроения в обществе были не самые радужные. Одни оказались напуганы, другие растеряны... В этих условиях необходимо было дать понять казахстанцам, что республика сможет преодолеть все выпавшие на ее долю испытания и продолжить развитие. Идея Нового Казахстана, предложенная в Послании Главы государства, оказалась весьма актуальной и своевременной. - Если говорить в целом, то Президент страны в своем Послании дал четкие ответы на вопросы, которые волновали многих. Касым-Жомарт Кемелевич открыто рассказал о ситуации в стране и о том, куда мы движемся. Но все же пока остается немало нерешенных проблем, которые беспокоят население, в том числе самых насущных, таких как постоянно растущие цены на продукты питания, горюче-смазочные материалы, дефицит поливной воды и другие, - заключил секретарь областного маслихата.

Михаил ТЁ