Меню
10 октября, 2012 / Шухрат ХАШИМОВ / Актуально

Игра в монополию

Игра в монополию

Игра в монополию Игра в монополию
Фото из открытого источника

Поставщики комуслуг не замечают жалоб населения

Статья «Водные процедуры» вызвала отклики читателей, столкнувшихся с проблемами взаимоотношений с поставщиками коммунальных услуг. Жители Тараза звонили в редакцию и высказывали пожелания по поводу улучшения работы предприятий-монополистов. 

 Поставили на счетчик

Надо сказать, что жалобы горожан уже находят своих сторонников. Прежде их никто не хотел слушать, но теперь, похоже, может наступить коренной перелом. Например, это касается установки общедомовых приборов учета тепла и горячей воды. Напомним суть разгоревшихся в городе споров. АО «Таразэнергоцентр» с некоторых пор взимает с жильцов города дополнительную плату за так называемые внутридомовые потери. И если потребитель использовал по счетчику 5 кубов горячей воды, то должен оплатить не только за это, но и за соседей, которые не имеют водомеров, но использовали сверх нормы. А о том, что воды в доме утекло слишком много, сигнализирует этот самый ОДПУ. В данном случае, по мнению многих таразцев, получается не совсем справедливо: потребитель без индивидуального прибора учета может искупать в своей ванной хоть весь аул, но расплачиваться за него будут все жители дома. Надо сказать, что в местный департамент АРЕМ горожане не раз обращались с жалобами на действия обслуживающей компании. Теперь они звонят в газету. - У меня два высших образования, - говорит пенсионерка, жительница дома по улице Байзак батыра, 146 Любовь Выборнова. - Но принцип расчета за потребленную горячую воду я до сих пор не пойму. У меня порой выходит так, что, имея водомер, плачу за горячую воду в два раза больше, чем сосед, который не имеет счетчика! Получается, ставить приборы учета невыгодно? Ведь мы экономим воду, а в итоге платим еще больше. Кроме того, по словам пенсионерки, она регулярно оплачивала счета за установку ОДПУ. В прошлом году вносила деньги с февраля по октябрь. - Потом квитанции перестали приходить, и я подумала, что уже рассчиталась с компанией, - уточняет она. - Но недавно ко мне снова стали приходить счета за установку ОДПУ! И никто при этом не разъясняет, сколько и в какие сроки мы должны оплатить установку общедомового прибора. Более того, на присылаемых квитанциях нет названия организации и ее координат, куда мы могли бы обратиться. А вот жители дома по улице Абая, 127 не согласились на установку в доме ОДПУ. В письме в областной департамент Агентства по регулированию естественных монополий они пишут, что прежде всего необходимо добиться 100-процентной установки счетчиков на горячую воду. Тогда не будет несправедливого деления потерь тепловиков между жильцами всего дома. - Пройдите по соседним домам, в которых установили ОДПУ, - говорит один из авторов письма, ветеран труда Р. Бекжанов. - Жители в них жалуются на несправедливость: почему идут такие большие накрутки сверх установленного тарифа? По мнению ветерана, нынешняя система сбора платежей, установленная тепловиками, требует усовершенствования. Он обращает внимание на следующий момент: во многих квартирах многоэтажных домов на батареях отопления стоят вентили, и жильцы постоянно могут сливать воду. Делают это либо в профилактических целях (чтобы батареи лучше нагревались), либо в хозяйственных (например, при грандиозной стирке), либо, того хуже, в промышленных (для прачечной, парикмахерской, кафе и тому подобного). В этом случае вода течет мимо счетчика индивидуального, но ОДПУ эти растраты видит! В результате огромные потери тепловиков от недобросовестных людей опять-таки раскидываются на всех жильцов дома! - Обратите внимание на общедомовые счетчики энергопотребления, - призывает ветеран. - Они фиксируют с какой конкретно квартиры происходит утечка электроэнергии. А в случае с горячей водой этого нет, и поэтому тепловики обязаны обходить каждую квартиру и выявлять, где именно происходит «несанкционированный» слив горячей воды. То же самое касается опрессовки. Тепловики прогоняют по трубам воду, фактически прочищая собственные системы, но тонны израсходованной воды снова записываются на жителей. И таких принципиальных моментов житель города приводит множество. Также он обращает внимание на то, что 26 домов по улице Абая, когда-то находившихся в собственности Жамбылской ГРЭС, переданы в коммунальную собственность. А поскольку в некоторых домах до сих пор нет КСК и кондоминиума, то заботиться о состоянии элеваторного узла юридически должно государственное коммунальное предприятие. Впрочем, по этому поводу люди уже не раз обращались в различные инстанции. Однако в деле функционирования ОДПУ в ближайшем будущем могут произойти перемены. На совещании в Таразе заместитель председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий (АРЕМ) Балжен Досмухамбетова заявила следующее. - Если мы идем в магазин, то платим продавцу ровно столько, сколько стоит товар, - прокомментировала она ситуацию. - Продавец не требует возместить потери, допустим, за счет усушки мяса, так что требовать лишнее с потребителя нельзя. По словам Б. Досмухамбетовой, в некоторых городах страны такой практики нет, монополисты не требуют возмещать потери, но кое-кто включает недополученную прибыль уже в тариф. В общем, идет разнобой, и в ближайшее время по всей республике будет выработана единая методика расчетов посредством ОДПУ.  

Без прав, но с обязанностями

А вот жительница города Тараза Ольга Селиванова поднимает другой актуальный вопрос. - В газете «Знамя труда» (№ 111 от 27 сентября 2012 года) опубликован публичный договор компании «КазТрансГаз Аймак», - говорит она. - Один из его пунктов гласит: договор вступает в силу с момента первой оплаты услуг потребителем. Сразу же у человека возникает вопрос: а куда обратиться в случае, если он не согласен с договором? Ведь в договоре не указаны юридические адреса и телефоны головной компании или ее филиала. А если же мы не заплатим за газ, то нам просто перекроют его подачу. То есть мы априори находимся в неравном положении с поставщиком услуг. По мнению О. Селивановой, в данном случае есть ряд других спорных пунктов, один из которых относится к так называемым поправочным коэффициентам, о которых уже была публикация в газете «Знамя труда». - Раньше данного пункта в договоре не было, - утверждает женщина. - Теперь же с этой поправкой нам придется платить гораздо больше, ведь счетчики установлены на улице. Зимой при низкой температуре воздуха эти поправки загонят потребителей в глубокий минус. Все из-за хит-рой и малопонятной формулы, разработанной поставщиками. Ветеран труда Кахар Усманов также пожелал выразить свое мнение. - Если внимательно изучить договоры, которые составляют с нами поставщики коммунальных услуг, то получается весьма интересная картина: фактически у потребителей нет никаких прав, одни только обязанности! - говорит он. - Все эти документы, в том числе публичные договоры, должны прежде всего изучаться депутатами. К примеру, важно предусмотреть ответственность, в том числе уголовную, контролеров, которые внаглую могут сорвать пломбу, а потом заявить, что это потребитель сделал. Ведь в данном случае налицо мошенничество! То же касается техобслуживания газовой системы, что предлагают некоторые организации. Сейчас им нужно заплатить 500, 800 или 1000 тенге, газовик в лучшем случае визуально осматривает плиту и... все, до свидания! Потом его в течение года невозможно вызвать к себе для проведения профилактических работ. Еще бывают случаи, когда отключают электричество в квартирах при отсутствии хозяев, а мы потом должны идти и доказывать, что никакой задолженности нет.  

А вам слабо?

В общем, потребители продолжают высказывать претензии в адрес коммунальных служб. Мы же хотим подчеркнуть, что в данной статье привели мнения лишь некоторых читателей, которые отражают общую картину жалоб. А потому руководители коммунальных служб должны не просто обратить внимание на заявления горожан, а пойти на кардинальные меры. - Здесь все должно быть по-честному, - считает председатель региональной лиги потребителей «Қыран» Науатбек Иманбеков. - Сегодня потребители идут с жалобами в АРЕМ, судебные инстанции, к самим коммунальщикам. И руководители предприятий, оказывающих услуги населению, вместо того чтобы игнорировать происходящее, должны задаться вопросом: если граждане жалуются, значит, не все в порядке? Ведь сейчас наблюдается рост активности людей, выражающих свою гражданскую позицию. И долго водить за нос население не получится. Я так скажу: все зависит от первых руководителей монопольных и доминантных структур. Если кто-то из них окажется сознательным и поставит во главу угла не извлечение доходов любым путем, а законность и интересы клиентов, то люди это оценят. По словам Н. Иманбекова, вся беда в том, что поставщики услуг не понимают: потребитель на рынке услуг является партнером, с которым нужно говорить на равных. Когда такая психология укоренится, станет меньше жалоб со стороны населения. Безусловно, мы ждем от монополистов не просто отговорок и отписок на поднятые нами проблемы, а реальных шагов навстречу потребителям. Со стороны некоторых компаний, кстати говоря, они уже сделаны, о чем свидетельствуют материалы данной страницы. Теперь хочется задать вопрос другим службам: а вам слабо?

Шухрат ХАШИМОВ

Самые читаемые статьи недели: