Увлечение в лечение. Специальная физкультура помогает детям с инвалидностью развиваться правильно
Увлечение в лечение. Специальная физкультура помогает детям с инвалидностью развиваться правильно
Специальная физкультура помогает детям с инвалидностью развиваться правильно
К каждому ребенку с особенностями развития и индивидуальными образовательными потребностями находит свой неповторимый заботливый подход инструктор лечебно-физкультурного комплекса КГУ «Реабилитационный центр» Ольга Ахмедова. - Наш центр оказывает комплексную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь детям и подросткам с нарушениями в психофизическом развитии в возрасте от рождения до 18 лет. Для подопечных есть развивающие и коррекционные программы в форме индивидуальных, групповых и подгрупповых занятий. Сотрудники центра также оказывают консультативную и методическую помощь специалистам организаций образования в вопросах обучения, развития и воспитания детей с ограниченными возможностями. К нам в приоритетном порядке принимаются дети с ограниченными возможностями с рождения до трех лет, а также дети с тяжелыми и сложными нарушениями, - рассказала Ольга Ахмедова. Инструктором ЛФК в реабилитационном центре Ольга Геннадьевна работает вот уже пятый год, по образованию она медик. Окончив Джамбулское медицинское училище в 1989 году, сначала работала фельдшером скорой помощи, а с 1993 года – медсестрой физиотерапевтического кабинета медицинского центра «Мейірім». - В реабилитационном центре я сейчас как инструктор ЛФК провожу оценку физического развития каждого ребенка, составляю индивидуальный план развития по формированию моторных навыков, оказываю развивающую помощь и консультирую семьи по вопросам физического развития. Коррекционно-развивающая поддержка в нашем центре предоставляется в индивидуальной, подгрупповой и групповой формах, а также в виде консультаций родителей. Всего у меня около 50 маленьких подопечных. Я работаю с разными категориями детей, среди них и ребята с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и дети с расстройством эмоционально-волевой сферы и поведения, у которых нарушения или трудности общения и социального взаимодействия, - пояснила Ольга Геннадьевна. Она отмечает, что поначалу ей было сложно переключиться с медицины на педагогику, так как в ее работе теперь стоят цели и задачи не только медицинского плана, но и педагогического характера. - Детей нужно учить понимать речь, выполнять комплексные задания, а не только просто повторять мои движения и инструкции. Благодаря поддержке директора реабилитационного центра Лейлы Байтугановой и педагогического коллектива мне стало легче сориентироваться в моих рабочих обязанностях. Стараюсь достичь взаимопонимания с особыми детьми, активно поощряю их самостоятельность, стремление к преодолению определенных трудностей, очень рада, когда достигаю положительных, стабильных результатов. Постоянно работаю над совершенствованием именно образовательной среды в спортивном зале. Провожу также с родителями детей с ограниченными возможностями совместные мероприятия: спортивные игры, досуги, праздники и консультации. Государство стабильно финансирует наш центр, где из года в год обновляются оборудование, тренажеры для лечебной физкультуры, - говорит Ольга Ахмедова. Образовательную работу она выстраивает с учетом динамики развития детей, аналитических материалов медицинской, педагогической деятельности. При работе учитывает и психофизическое состояние детей с ограниченными возможностями, их особенности и интересы. В реабилитационном центре есть группы дневного пребывания, где занятия проходят по расписанию, как уроки в школе, их посещают дети в возрасте до семи лет. И есть группы кратковременного посещения, куда привозят детей для работы с различными специалистами, логопедами, психологами, дефектологами, инструкторами лечебной физкультуры. Причем группы для занятий есть как казахскоязычные, так и русскоязычные. - Для разработки индивидуальных программ реабилитации я анализирую и учитываю состояние здоровья каждого ребенка и подбираю наиболее подходящие задания, упражнения и нагрузки. Так, для детей с ДЦП характерны спазмы в мышцах, поэтому все упражнения и нагрузки для них направлены на расслабление, чтобы снизить спастику тела. Когда мои маленькие подопечные начинают поднимать голову, руки, устойчиво стоять на ногах, прямо лежать, учатся расслабляться самостоятельно, меня это радует. Дети с эмоционально- волевыми нарушениями сложно идут на контакт, но когда к ним находишь подход, они слушаются, начинают общаться, и это тоже большое достижение. Результат моей работы – это положительный эмоциональный, физический и психологический настрой ребят, а также благодарность родителей, что тоже не может не радовать, - отмечает Ольга Ахмедова. Она вспоминает одного из своих пациентов с диагнозом ДЦП, который за время ее работы в центре практически встал на ноги благодаря индивидуальной программе занятий на тренажере «имитатор ходьбы» и теперь передвигается с помощью ходунков, а родители приобрели ему даже специальный велосипед. Женщина гордится, что за время работы в реабилитационном центре получила сертификат в РГУ «Национальный научно-практический центр развития специального и инклюзивного образования» по курсу образовательной программы повышения квалификации педагогов РК «Методы комплексной реабилитации двигательных нарушений у детей». - Думаю, я сделала правильный профессиональный выбор, потому что работа с ребятами с особыми образовательными потребностями научила меня смотреть на мир глазами этих детей, дала возможность сделать их жизнь лучше, - считает Ольга Ахмедова.Лариса ГУБАШЕВА, фото Юрия КИМА