Святыни Топ Агаша
Святыни Топ Агаша
Об этом месте знают немногие, и те, кто там был, не могут найти объяснений увиденному
О тайнах рощи со странными деревьями поведало письмо нашей читательницы на сайте газеты «Знамя труда». Аля Поле предложила рассказать об удивительном месте в Жамбылской области, где происходят чудесные исцеления. Там лечат деревья, земля, воздух, камни, писала она со ссылкой на первоисточник - рассказ Аскара Кошмамбетова на сайте Proza.kz. Мы разыскали Аскара Ануаровича и предложили стать нашим гидом. Повезло дважды: во-первых, нашим попутчиком был эрудированный и увлеченный знаток истории казахского народа, во-вторых, сам хранитель Топ Агаша Галымжан Узакбаев в нужное время оказался в Таразе. - В нашей семье бережно хранили Коран, изданный в XIII веке. Я подолгу читал его, заучивал молитвы. Именно Коран привел меня в Топ Агаш, можно сказать, я вычислил его, - рассказывал в пути Галымжан. - А потом во сне мне был аян, что место это называется Алтынтобе. Если Алтынтобе соединить прямой линией с расположенным неподалеку древним городищем Акыртас и аулом Актобе, то получится пирамида, похожая на пирамиду между центрами мировых религий Меккой, Мединой и Иерусалимом. Вслед за хранителем - шыракшы - в надежде получить исцеление от Всевышнего потянулись к святому месту страждущие. По его словам, слепые стали видеть, неходячие - ходить, нуждающиеся в операции исцелялись, проведя ночь на том месте, где когда-то молилась сама Домалак ана, или святая Нурила - младшая жена Байдибека би. По версии хранителя, 13-летней внучке Ахмета Яссауи Нуриле было видение, что она выйдет замуж за того, кто первым обнимет ее за талию. Однажды, нагнувшись над колодцем, девушка чуть не упала в него, а подхватил ее за талию проезжавший мимо Байдибек би - известный полководец, ратующий за объединение жузов. Девушка рассказала об этом родителям, а Байдибек как человек верующий взял ее в жены. Согласно историческим данным, где-то в этих краях в начале XVIII века 95 тысяч воинов единого ополчения трех казахских жузов под предводительством Богенбая батыра противостояли превосходящим втрое силам джунгар. Это была крупнейшая битва, заставившая противника повернуть вспять, поэтому и местность назвали Сұңқайты. Немало храбрых воинов нашли последний приют на просторах степи. По версии Галымжана, битва была как раз между рощей и виднеющимся вдали холмом, а все павшие воины покоятся в Топ Агаше. Не случайно деревья растут здесь группами: где захоронен один воин - одно дерево, где пять или девять - тянутся вверх столько же стволов. Есть и другая версия. В страшные годы репрессий 30-х годов прошлого века в созданные в казахской степи исправительно-трудовые лагеря привезли около 180 тысяч ссыльных. Старожилы-аксакалы помнят, что в нынешнем районе Т. Рыскулова тоже был трудовой лагерь НКВД, откуда заключенных посылали на рубку леса в эту рощу. Те, кто рубил деревья, а также конвоиры истекали кровью и умирали от неизвестной болезни, поэтому рубку прекратили. Попытки проверить достоверность этой информации успехом не увенчались: в архивах области (в том числе и КНБ. - Прим. автора) таких данных не оказалось. Так что вполне возможно, что под сенью рощи рядом с героями битвы лежат и жертвы политических репрессий. Но как бы то ни было, подобных деревьев в природе, похоже, не существует, и на новом месте они не приживаются. В нижнем ярусе кроны находятся листья, по форме напоминающие ивовые, в среднем - листья боярышника, в верхнем - тополя. Каждый ярус - жуз: Старший, Средний, Младший, объединенные в одно целое. Хранитель говорит, если остаться здесь на ночь, можно увидеть белого крылатого коня. Он скачет, а вслед за ним слышатся цокот копыт и шум битвы. Согласно историческим источникам, в этой местности Абулхаира подняли на белой кошме и провозгласили ханом. Тайну рощи еще никому не удалось раскрыть: в ней практически нет птиц, разная по структуре земля, аномальные зоны. Каждое дерево имеет свои свойства. С одним Галымжан почтительно здоровается: «Ассалам алейкум, ата» и читает молитву, спрашивая разрешения войти, к другому бережно прикасается, ведь оно посажено самим Абылай ханом. Есть среди них Коркыт-ата, Кыдыр-ата и другие, целительные силы которых Галымжан и члены его семьи познавали на себе. К примеру, дерево Старшего жуза помогает сделать карьеру, приносит прибыль, Среднего - содействует в разрешении споров и тяжб, Младшего - покровительствует творческим людям, спортсменам, даже 148 заждавшихся своего суженого девушек после приезда в Топ Агаш вышли замуж. И на все у хранителя свои примеры из жизни с именами конкретных людей. Еще два огромных дерева, стыдливо отвернувшиеся друг от друга, - это Адам и Ева. Из нижней раздвоенной части по естественным желобкам в коре стекает лечебный сок. Каждое дерево имеет свои лечебные свойства. Четыре ангела - Габриэль, Михаэль, Джабраил и Исраэль - исполняют желания. Говорят, возле них - очень мощная энергетика. Ночью сюда падает луч, со стороны кажется, словно семь костров горят. И земля рядом совсем другая - темная пыль, излечивающая от кожных заболеваний и остеохондроза. Семь ангелов - семь стволов от одного корня - вознесут ваше желание ко Всевышнему, и оно обязательно исполнится. Самым таинственным и необъяснимым можно, наверное, назвать рассказ шыракшы о том, что в небольшой юрте, на месте которой несколько веков назад Домалак ана читала молитвы, высшие силы проводят операции, излечивают женские болезни. Очевидцы рассказывали ему, что в ночной тьме одни видели светлый образ старушки, другие - часть руки с золотыми ноготками и палочкой, порхающей в воздухе. Ощущения были разными, но эффект один: болезни исчезали. Много интересных вещей можно встретить в маленькой (всего с гектар) роще: плоский булыжник, на поверхности которого прожилками кварца арабской вязью написано слово «Аллах»; другие камни, от соприкосновения с которыми болезни уходят через ноги в песок; исцеляющий овраг. Даже ряд деревьев с четырьмя, тремя, двумя и одним стволом. Они даруют семье дар предвидеть и лечить, и если он не проявляется на четырех членах семьи, то в последующих поколениях передастся троим, двоим, одному, а если и он не сможет его ощутить, то дар этот уходит к рядом стоящему дереву, олицетворяющему родственника по материнской линии. Во все это трудно поверить, но, как говорится, уверовавший в силы Всевышнего идет сюда за исцелением, а обладающий экстрасенсорным или целительским даром видит то, что другим не дано. Надпись над входом в рощу извещает всех, что ясновидцы могут увидеть под сенью деревьев три совы, три сокола, три орла, три белых, три желтых, три черных змеи. Но для начала входящий должен принять омовение и испить воды из колодца Домалак ана. Приезжают в Топ Агаш отовсюду, живут в построенном Галымжаном домике, сидят вместе за одним дастарханом, не делясь по национальной или религиозной принадлежности. Для каждого у хранителя Топ Агаша есть доброе слово, с каждым он днем и ночью идет в рощу, чтобы помочь ему исцелиться. И возвращаются люди сюда, чтобы сделать жертвоприношение Аллаху. Последний наказ, полученный во сне, гласил о том, что Галымжан должен построить большую арку с тремя одинаковыми проемами, символизирующими единство и равенство трех жузов. Он выполнил этот аян. Теперь собирается совершить хадж в Мекку, говорит: «Пора уже».Наталья ПЕРФИЛЬЕВА, Виктор БАРБАШ (фото)
[gallery link="file" order="DESC"]