Туристам и турбизнесу интересен Казахстан, но не хватает готовых продуктов
Как воспринимают направление российские путешественники, и что тормозит продажи, - такова тема мини-исследования аналитического центра Profi.Travel. Спрос на страны ближнего зарубежья в России продолжает расти благодаря ограничению полетов и бурному развитию автотуризма. Сегодня Казахстан находится на четвертом месте по запросам, с которыми путешественники обращаются в турфирмы. Выше расположились такие раскрученные направления, как Армения, Грузия и Беларусь. Таковы данные опроса, проведенного аналитическим центром Profi.Travel, которыми поделился генеральный директор холдинга Алексей Венгин на международной туристической выставке Qazaqstan Live Fest 2022 в Нур-Султане. По отзывам представителей турбизнеса, в странах ближнего зарубежья туристов в первую очередь привлекает национальная кулинария и колорит (71 и 63 процента соответственно), природные (63 процента) и исторические (53 процента) достопримечательности, отсутствие языкового барьера (42 процента), а также близкий перелет и доступные цены в местах отдыха (по 33 процента). По информации, предоставленной самими путешественниками, которые также участвовали в опросе аналитического центра Profi.Travel, непосредственно в Казахстане их больше всего интересует отдых у воды - его рассматривают для себя почти половина респондентов: на Каспийском побережье (29 процентов) и на курорте Боровое (18 процентов). Остальных больше привлекает городской отдых - поездки в Нур-Султан, Алматы, а также природа и культура. При этом любопытно, что более трети респондентов интересуются Казахстаном, но пока не планируют путешествия туда, и всего два процента прямо сейчас собираются в эту страну. Останавливают от такой поездки, по признанию самих туристов, сомнения относительно безопасности (14 процентов), отсутствие информации о том, что там посмотреть и чем заняться (12 процентов), незнание практических вопросов, таких как оплата услуг российской картой (восемь процентов). Но большинство (32 процента) удерживает от путешествия в Казахстан другое: они не встречали готовых туров в эту страну. Показательно, что профессионалы турбизнеса в качестве главного фактора, тормозящего рост турпотока в страны ближнего зарубежья, указывают то же самое: отсутствие готовых туров и крупных туроператоров, которые наладили бы работу по направлению. Такую причину назвали 54 процента опрошенных. Еще 33 процента считают, что спрос тормозит недостаток информации у туристов, а 16 процентов признались, что сами не обладают достаточными сведениями по большинству соседних стран. Традиционно основу турпотока в Казахстан составляют самостоятельные туристы: большинство (20 процентов) рассматривают для себя поездку туда на автомобиле, еще 12 процентов - на поезде и шесть процентов - на самолете. Однако и турагентам стоило бы подтянуть свои знания о стране, ведь их клиенты здесь тоже есть: 16 процентов туристов готовы отправиться туда в рамках тура на базе железнодорожной перевозки, вдвое меньше, восемь процентов, купили бы турпакет с авиаперевозкой. Совсем не много, два процента, рассматривают возможность поехать в Казахстан в рамках автобусного тура. Отметим, что потенциал для роста турпотока достаточно велик, даже если взять за достижимый показатель цифры допандемийного периода. Если говорить обо всех поездках, совершенных россиянами в Казахстан, то в 2019 году, по данным Ростуризма, их было 3,163 миллиона. А в 2021 году, во время действия ковидных ограничений, этот показатель упал до 494 тысяч. В начале июня текущего года власти республики сняли все запреты, введенные после начала пандемии, и это создает прекрасные условия для увеличения спроса. - Нужно учитывать, что в России существует два типа туристов, которые выбирают или могут выбрать Казахстан в качестве направления для путешествия, - поясняет Алексей Венгин. - Жители приграничных регионов - по сути, это территория от Самары до Новосибирска, - которые отправляются в Казахстан на собственных авто. Они точно больше слышали и знают про него, чем остальное население России, и на них проще продвигать это направление. При этом им также не хватает практической информации: по приему карт «Мир», по возможностям шопинга и т.д. Другие же регионы России, которые теоретически готовы долететь до Казахстана на самолете (в первую очередь это Москва, Санкт-Петербург, Казань и другие крупные города), как правило, знают только Алматы, и не представляют, какой еще туризм там может быть. Именно с нехваткой информации о турпродукте, по мнению главы Profi.Travel, и надо работать Казахстану прежде всего. Как в сегменте B2B, поскольку прямо сейчас турагенты могли бы ориентировать туристов на Казахстан, но сами имеют о нем настолько приблизительные знания, что не решаются советовать это направление. Так и с конечным потребителем, который сегодня открыт для экспериментов. Между тем в ряде российских СМИ с апреля мелькали новости о шоп-турах в Казахстан. Туры в Казахстан для шопинга особенно популярны в Нур-Султан и Алматы, где много торговых центров с бутиками, торгующими одеждой мировых брендов.Подготовила Гульжан АСАНОВА