Забота у нас простая. Меры обеспечения продовольственной безопасности обсудили партийцы
Забота у нас простая. Меры обеспечения продовольственной безопасности обсудили партийцы
Меры обеспечения продовольственной безопасности обсудили партийцы
При том, что Казахстан не испытывает проблем с продуктами питания (если не считать ажиотажного спроса на сахарный песок), вопросы продовольственной безопасности сейчас наиболее внимательно отслеживаются местными исполнительными органами и общественными организациями. Не стало исключением и очередное заседание общественного совета по экономике, предпринимательству и аграрному сектору при областном филиале партии «Amanat».Синдром сахарной зависимости
Первый вопрос, который обсуждался, конечно же, касался обеспечения региона сахаром. Управление предпринимательства и индустриально-инновационного развития области в лице заместителя руководителя Гульнур Журабековой и СПК «Тараз» в лице управляющего директора Мухтара Ботабаева еще раз подтвердили информацию, которая озвучивалась ранее. Таразскому сахарному заводу проплатили поставку двух тысяч тонн сахара, который в августе начнет поступать в магазины. Сейчас общие запасы белого сахара составляют 208,9 тонны: 70 тонн - в стабилизационном фонде; 58,2 тонны - на складах; 80,7 тонны - на объектах торговли. Есть сахар у частных предпринимателей, торгующих на базарах. Кроме того, в ближайшее время из Индии будет импортировано 800 тонн белого сахара. Что касается цен, то они будут варьироваться от 490 тенге в социальных магазинах до 700 и выше в свободной продаже. Как пояснили спикеры, на цену влияет начальная стоимость, к которой государство разрешает добавить только 15 процентов. Поэтому социальный сахар, который завод отпускает по 450 тенге, – самый дешевый. Его продают практически без накрутки в социальных магазинах СПК «Тараз» и по 490 - в других торговых точках. Когда в продаже появится сахар, завезенный из Индии, его цена будет намного выше. На совещании прозвучало предложение обратиться к Правительству с тем, чтобы отменить 15-процентное ограничение на надбавку. Тогда, мол, бизнесмены заполнят рынок и ликвидируют дефицит. Именно свободная торговля заставит бизнесменов найти баланс между спросом и предложением. А для малообеспеченных и многодетных семей можно ввести электронные карты, по которым им будут реализовывать товары по социальным ценам. Действительно, по сути сахар не является жизненно важным продуктом, без которого человек будет голодать. В больших количествах он нужен в быту только для консервации фруктов и ягод. И основными его потребителями являются многодетные семьи, которые варят варенье. Поэтому логично именно для этих семей сделать продукт доступным. Но здесь возникает новая коллизия. По закону на социальные льготы могут претендовать только получатели адресной социальной помощи. Но не все малообеспеченные семьи являются получателями АСП в силу ряда причин. Одни никак не могут прописаться, у других средний совокупный доход на семью превышает предел, дающий право на АСП, но разница мизерная. Однако такие семьи тоже не могут себе позволить траты на дорогие продукты. В то же время не регулировать рынок сахара государство не может, потому что обычные продукты питания по сути своей являются стратегическим товаром, поскольку их резкое удорожание или дефицит угрожают продовольственной безопасности государства. Поэтому председательствующий на совете исполнительный секретарь Жамбылского филиала партии «Аmanat» Дауыл Бейсенкулов предложил серьезно проанализировать это предложение.Родное или привозное?
Уже набило оскомину повторять, что нынешний ажиотаж с сахаром возник из-за геополитической ситуации. Сырье для производства сахара в нашей стране – сахарный тростник – закупается за рубежом. Причем переориентация заводов со свеклы на тростник произошла уже давно, как только бизнесмены сравнили рентабельность сырья. При производстве белого сахара из сахарной свеклы получают 12-13 процентов чистого сахара, а из сахарного тростника - 97-98 процентов. Государство понимало, что в этой ситуации кроется угроза для продовольственной безопасности и инициировало программу поддержки выращивания свеклы, но, видимо мало кто верил, что эта программа нужна. Когда ввели санкции в отношении Российской Федерации, у Казахстана возникли проблемы с доставкой сырья. И сейчас опять активно заговорили о субсидировании крестьян, культивирующих свекловодство. Однако и здесь имеется множество нюансов. Один из членов общественного совета Баходир Хасанбаев произнес целый спич по этому поводу. - Я четыре года подряд занимался выращиванием сахарной свеклы и досконально изучил этот вопрос. Несмотря на то, что государство субсидирует крестьян, мы заработанные деньги не можем получить сразу. Сахарные заводы рассчитываются с нами в течение 60 дней. Но в течение этого срока нам тоже нужны средства на расходы. Субсидии тоже выдаются не сразу, поэтому приходится влезать в долги, брать кредиты. Мне ни разу не удалось получить прибыль на свекле, не удалось обновить технику или расширить производство, поэтому я отказался от ее выращивания, - рассказал предприниматель. Он предложил изучить опыт заводов в соседнем Кыргызстане. Там заводы закупают сырье без субсидий, но по высокой цене, при расчете 70 процентов поставки оплачивают деньгами, а в счет стоимости остальных 30 процентов выдают готовую продукцию, то есть сахар. - Если открыть границу и позволить аграриям вывозить сырье, то из-за конкуренции и наши заводы повернутся лицом к сельхозпроизводителям, - предположил Б. Хасанбаев. Руководитель управления сельского хозяйства Ербол Жиенкулов столь кардинальное предложение комментировать не стал, но заверил, что в этом году договоренность местной власти с сахарными заводами защищает интересы производителей сахарной свеклы.Другие продукты
Как известно, государство контролирует наличие и ценообразование по социально значимым продуктам. По словам заместителя руководителя УПИИР Г. Журабековой, постоянно ведется работа по заключению договоров на поставку социальных продуктов напрямую с отечественными производителями без посредников. Уже есть договоренности на поставку в 86 торговых точек по восьми видам социально значимых продуктов питания. В три магазина поставляется мука пшеничная первого сорта (от 180-200 тенге); в семь – макаронные изделия (от 250 тенге); в 22 – куриное мясо (от 1000-1100 тенге); в 16 – кефир (от 220-260 тенге); в 16 - творог (от 1100-1300 тенге); в девять – яйца куриные (от 35-36 тенге); в 11 – несоленое сливочное масло (от 2800-3000 тенге); в два магазина - поваренная соль (от 45-46 тенге).Для мяса и молока
Еще одна грань продовольственной безопасности – возможность развития подсобных хозяйств. Особенно это важно на селе. В последние годы в аулах идет постепенный рост поголовья скота, и его владельцы стали сталкиваться с проблемой нехватки пастбищ. Для ее решения государство принимает меры по использованию пустующих земель. По словам руководителя отдела управления земельных отношений области Ботагоз Боранкуловой, по статистике в области насчитывается 4,3 миллиона голов скота, в том числе крупного рогатого - 527,4 тысячи голов, мелкого рогатого - 3620 тысяч голов, лошадей - 164 тысячи, верблюдов - 8,5 тысячи. Нехватка пастбищ в основном связана с тем, что большая часть этого поголовья находится в собственности населения, а утвержденные общественные пастбища отсутствуют. Всего, по итогам проведенного акиматом и прокуратурой области исследования территорий потребность в пастбищных угодьях составляет 683 тысячи гектаров. Для решения проблемы в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса начата передача 225 тысяч гектаров пастбищ на баланс сельских округов. Часть общих пастбищ возвращается населенным пунктам. В радиусе пяти километров от сельских округов отведено 199,6 тысячи гектаров. В угодьях лесного фонда также организованы выпасы. На одном миллионе гектаров пасутся 242,9 тысячи голов скота. Подписывается меморандум с землепользователями о беспрепятственном выпасе скота на стерне после уборки урожая. Меморандумы об этом подписаны с 2071 фермерским хозяйством. В 2022 году для увеличения площади пастбищ дополнительно населенным пунктам будет выделено 418,4 тысячи гектаров. При этом, по словам Б. Боранкуловой, местным исполнительным органам нужно будет следить за пастбищным оборотом, чтобы не допустить деградации земель. По итогам заседания общественного совета будут созданы рабочие группы, которые проследят за выполнением прозвучавших обещаний в плане сдерживания цен и снабжения продуктами питания.Айгуль МАХМУДОВА