Меню
18 июля, 2022 / Знамя труда / Новости

Незабвенная Куляш. Великая певица, покорившая своим голосом знаменитых оперных див

Незабвенная Куляш. Великая певица, покорившая своим голосом знаменитых оперных див

Незабвенная Куляш. Великая певица, покорившая своим голосом знаменитых оперных див Незабвенная Куляш. Великая певица, покорившая своим голосом знаменитых оперных див
Фото из открытого источника

Великая певица, покорившая своим голосом знаменитых оперных див

Куляш (Гульбахрам) Байсеитова (1912-1957) - первая казахская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано). Родилась в степях Сары-Арки, в ауле Жанаорталык Каркаралинского уезда Семипалатинской области (ныне Карагандинской области), в официальной биографии местом рождения указан город Верный. В этот город ее привезли в двенадцатилетнем возрасте. Куляш росла в бедной семье из рода тобыкты, и государство определило ее в детский дом с гособес­печением. Она с детства любила петь и играть на домбре, пела, аккомпанируя на гармони. Окончив школу, пошла работать делопроизводителем, чтобы помочь семье. Тогда же увлеклась драматическим кружком при клубе торговых работников в Алматы, она хорошо декламировала и пела. Услышав на концерте выступление Куляш, где она прочитала стихотворение Беимбета Майлина и спела казахскую народную песню «Баянаул», Серке Кожамкулов, один из создателей казахского драмтеатра, отметив ее отличную дикцию, темперамент и смелость на сцене, уговорил девушку перейти на работу в театр. Первое ее выступление на профессиональной сцене было в эпизодической роли - играла мальчика-продавца газет в инсценировке ко Дню печати. Вскоре неожиданно сыграла и главную роль в спектакле «Енлик-Кебек» Мухтара Ауэзова, сменив заболевшую актрису. В 1933 году, когда был создан музыкальный театр, она перешла туда и сыграла роль Айман в первой музыкальной комедии «Айман-Шолпан» (13 января 1934 года), созданной по либретто Мухтара Ауэзова. Айман была единственной партией комедийного плана в театральном творчестве К. Байсеитовой. Через несколько месяцев она спела свою коронную партию в опере Евгения Брусиловского «Кыз-Жибек». В 1926 году в Кызылорде, тогдашней столице Казахстана, открылся первый казахский профессиональный театр драмы. Выступали в нем самодеятельные артисты из числа работающей молодежи, проявившие актерские таланты, умеющие петь и играть на народных музыкальных инструментах. Вскоре открылся Государственный театр оперы и балета (1933), и основной костяк в опере составили «поющие» актеры драматического театра, переехавшего в 1929 году в Алма-Ату. Среди них была и Куляш Байсеитова, девичья фамилия Беисова, - самородок, не имеющая специального музыкального образования, трудом и упорством достигшая высот в вокальном искусстве. Много партий спела певица в казахских операх, в операх русских и зарубежных композиторов-классиков, но коронной ролью стал образ Жибек - героини легендарного эпоса «Кыз-Жибек». Золотой фонд казахского оперного искусства начинается с оперы «Кыз-Жибек». Мухтар Ауэзов писал: «Среди эпического наследия казахской старины «Кыз-Жибек» выделяется своими высокими поэтическими достоинствами... Казахский эпический стих достигает здесь высокой образности, звучности и выразительности. Эти свойства и определили самую широкую популярность поэмы в памяти народной, сделав образ Жибек национальным образом девушки-невесты». Сюжет эпоса в поэтическом пересказе Габита Мусрепова получил сценическую жизнь. Музыку написал молодой композитор Евгений Брусиловский на основе казахских народных мелодий и песен. Ария Кыз-Жибек - «Гакку» - была невероятно популярной в народе. Песню «Гакку» сложил народный композитор и певец, акын-импровизатор Укили Ибрай Сандыбайулы (1860-1930). Ее сохранил и донес до наших дней акын и певец Иса Байзаков, а знаток казахской народной музыки Борис Ерзакович записал ее у Исы Байзакова, переложив на ноты (по другим источникам, ее записал Александр Викторович Затаевич - Прим. автора). Ее и использовал композитор Е. Брусиловский для главной арии Кыз-Жибек. Куляш полюбилась эта песня, и она всюду ее напевала - и дома, и в гостях. И неожиданно внесла в нее своеобразную интерпретацию. Канабек Байсеитов, оперный певец, постановщик опер и супруг Куляш Байсеитовой, вспоминал: «… С самого момента, как мы решили, что «Гакку» в опере будет исполнять Жибек, Куляш не расставалась с этой песней. Ей очень понравилась она с первого раза. В Аксай мы, помнится, втроем отправились на телеге. По дороге Куляш пела «Гакку» и по-своему изменила припев, добавив к нему игривое «Ах-ха-ха, ах-ха, ха, ха», Евгений Григорьевич (Брусиловский) воскликнул: - Вот это здорово! Очень подходит к песне! - и тут же записал что-то в свой блокнот. Так и родилась эта знаменитая ария «Гакку». Премьера оперы состоялась 7 ноября 1934 года. Первую постановку осуществили Жумат Шанин и Канабек Байсеитов (впоследствии было несколько редакций). Первыми исполнителями были певцы, стоявшие у истоков театрально-музыкального искусства Казахстана. Роль Кыз-Жибек исполнила легендарная Куляш Байсеитова, Бекежана - Курманбек Жандарбеков, Тулегена - Канабек Байсеитов, Шеге - Манарбек Ержанов, Камки - Урия Турдыкулова, Дурии - Xафиза Нурмуханбетова, в танцах выступили Шара Жиенкулова, Нурсулу Топалова, Даурен Абиров и другие. «У подножия Тянь-Шанских гор родилась первая опера Советской Азии. Ожила древняя легенда о чудесной любви Кыз-Жибек», - писал Ануар Алимжанов (1930-1993). Множество лестных отзывов об опере и главных исполнителях было опубликовано в республиканских и центральных изданиях того времени, особенно после показа оперы во время Первой декады казахской литературы и искусства в Москве (1936). Красочные декорации и костюмы театрального художника Анатолия Ненашева вызвали первые аплодисменты зрителей, пришедших на оперу в филиал Большого театра СССР (за декорации и костюмы в опере художник получил золотую медаль на Всемирной выставке декоративного искусства в Париже в 1937 году - Прим. автора). Но самый громкий успех был у Куляш. Искусствовед Ирина Левицкая писала: «Словно серебряный колокольчик, звенел, переливался голос Куляш. Восторгам не было конца - зал не хотел успокаиваться до тех пор, пока дирижер не дал вступление, и с новой покоряющей силой полился пленительный голос певицы. Прозрачный, чистый, как вода ее родной, горной Алмаатинки». На следующий день вся страна узнала о потрясающем успехе казахской оперы «Кыз-Жибек». На втором спектакле присутствовали руководители страны - Иосиф Сталин, Михаил Калинин, Серго Орджоникидзе, Вячеслав Молотов, Климент Ворошилов и другие. Иосиф Сталин, услышав удивительный голос Куляш на сцене Большого театра СССР, назвал ее «казахским соловьем». Это определение прочно закрепилось за певицей и осталось в памяти народа и в истории казахского искусства. Когда Куляш пела очередную партию, Сталин повернулся к Исаеву и сказал: «У нас есть некоторые певцы: когда они поют, стоят как вкопанные, будто их прибили к одному месту. Стоит им шевельнуться, сразу сбиваются и теряют голос. У этой девушки все есть - и поет хорошо, и играет отлично» (Ораз Исаев (1899-1938) - председатель Совнаркома Казахской ССР - Прим. автора). По завершении декады Куляш Байсеитовой вручили высшую правительственную награду того времени - орден Трудового Красного Знамени, через несколько месяцев ей, одной из первых в Союзе, было присвоено звание народной артистки СССР. На оперной сцене она создала разноплановые роли: спела партию Сары, поэтессы-импровизатора, в опере М. Тулебаева «Биржан и Сара» (1946); создала героический образ медсестры Сайры в опере Е. Брусиловского «Гвардия, алга!» (1942); жестокий и коварный образ Акжунус в опере Е. Брусиловского «Ер-Таргын» и другие. Прекрасно звучал голос в оперных спектаклях русских и зарубежных классиков. 10 февраля 1946 года на сцене Театра оперы и балета имени Абая состоялась премьера оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» на казахском языке, где партию Татьяны пела Куляш Байсеитова. Впервые опера была поставлена в 1879 году в Москве на сцене Большого театра. С тех пор фотографии лучших исполнителей роли Татьяны хранятся в Клину, в Доме-музее Петра Ильича Чайковского, и среди них почетное место занимает и фото любимицы казахского народа, народной артистки СССР Куляш Байсеитовой. В роли Чио-Чио-Сан в одноименной опере Джакомо Пуччини (в Европе идет под названием «Мадам Баттерфляй») Куляш своим пением вызывала слезы не только у зрителей, но и, по свидетельству народной артистки СССР Натальи Сац, у дирижера, оркестрантов и технических работников. На премьере 14 мая 1944 года присутствовал знаменитый актер, народный артист СССР Николай Черкасов, который, не скрывая восторга, сказал Куляш Байсеитовой: «Такой Чио-Сан, как Вы, я никогда не видел и не увижу. Вы не только певица, Вы - артистка непостижимая... Я был весь в вашей власти и переживаниях... переживал все вместе с Вами, как мальчишка переживал! Спасибо!». Это была первая европейская опера в исполнении казахской труппы. Куляш Байсеитова - великолепная оперная певица, покорившая своим голосом знаменитых оперных див, в том числе народную артистку СССР Валерию Барсову, которая писала: «Должна с большой откровенностью признаться, что выступление этой молодой певицы оставило у меня волнующее и незабываемое впечатление. Пение казахской певицы очень легкое, а сильный прозрачно-чистый голос ее настолько редкий и своеобразный, что он свойственен только ей одной - вряд ли найдешь еще одну такую певицу, с кем можно сравнить ее голос». За 27 лет работы в театре К. Байсеитова спела 20 главных партий. Она также выступала на концертах, исполняя народные песни разных народов и произведения композиторов Казахстана. Особенно популярными были песни «Булбул» и «Казахский вальс» композитора Латифа Хамиди. Эта песня была необычайно популярной в исполнении двух «казахских соловьев» - Куляш Байсеитовой и позже Бибигуль Тулегеновой. Известные в Союзе певицы лирического сопрано, приезжая с гастролями в Казахстан, нередко включали ее в свой репертуар в знак уважения к казахскому народу и его искусству. А в создании мелодии песни самую активную роль сыграла Куляш Байсеитова. Латиф Хамиди много советовался с ней как с оперной звездой и будущей исполнительницей песни, написанной в жанре романсовой лирики. Много часов провели они за фортепиано, в творческом процессе вырабатывая окончательный вариант. И где бы солисты ни выступали с концертами, всегда звучал этот чарующий вальс, несущий торжество музыки и поэзии. И каждое исполнение было неповторимо поэтичным. «Казахский вальс» стал настолько любимым и популярным в народе, что получил свою вторую жизнь в танце. Знаменитая Шара Жиенкулова поставила и до конца своей сценической жизни исполняла танец на музыку вальса. Однажды произошло редкое и знаменательное событие, когда «Казахский вальс» свел воедино голос Куляш Байсеитовой и танец Шары. Как вспоминает танцовщица в одной из своих статей, в 1950 году они случайно встретились на гастролях в Тбилиси, куда знаменитая певица была приглашена петь в опере грузинского классика 3. Палиашвили «Даиси» («Сумерки»). И хотя у Шары вечером должен был состояться концерт, она его отменила и пошла в оперный театр поддержать своим присутствием великую землячку. Успех Куляш был настолько потрясающим, что восхищенные зрители, не дав певице переодеться, прямо в белом платье героини оперы несли Байсеитову два квартала до гостиницы, расположенной на проспекте Руставели. А так как зрители долго скандировали под окнами: «Куляш! Куляш!», то она и Шара вышли на просторный балкон и исполнили «Казахский вальс». Куляш пела, Шара танцевала, а внизу танцевал весь проспект... В Тбилиси она дала и свой сольный концерт. За концертную деятельность в 1948 году ей была присуждена Государственная премия СССР, она также лауреат двух Сталинских премий (1948, 1949), кавалер ордена Ленина (1945). В 1942 году Куляш Байсеитова выезжала с концертными бригадами на фронт, поднимая своими песнями и добрыми пожеланиями дух бойцов. Немало писем получала от бойцов и командиров со словами благодарности. Среди них следует отметить письмо от Героя Советского Союза Малика Габдуллина, который писал: «… На досуге бойцы завели полученный в подарок от трудящихся Казахстана патефон. Поставили пластинку - арию из «Кыз-Жибек». Вдруг налетели немецкие стервятники: пришлось замаскироваться, но патефон не останавливали: близкая нашему сердцу ария ободряла…». Мне на редкость повезло: в 1968 году я присутствовала на юбилейном, 1000-м показе оперы «Кыз-Жибек». Как реликвию храню юбилейную брошюру и программку. На сцену вышел, как и много лет назад на премьере 1934 года, почти весь исполнительский состав за исключением двух солистов, которых не было в живых. Это неповторимая «первая» Кыз-Жибек - Куляш Байсеитова и народный артист Манарбек Ержанов, первый исполнитель роли Шеге. В тот вечер партию Кыз-Жибек пела народная артистка республики Шабал Бейсекова, игравшая на одной сцене с Куляш Байсеитовой. Роль Шеге исполнил народный артист Гарифулла Курмангалиев. В остальных ролях выступил прежний состав: народные артисты К. Байсеитов, К. Жандарбеков, артисты У. Турдыкулова, X. Нурмухамедова, А. Мусабеков, в танцах - знаменитая Шара и Нурсулу Тапалова. Мне не довелось слышать пение К. Байсеитовой на сцене, но в жизни я видела ее, будучи первоклашкой средней школы № 10 имени Некрасова в городе Алма-Ате. Она находилась на месте нынешней гостиницы «Алма-Ата» по улице Калинина напротив оперного театра. В этой школе учились дети многих артистов и ученых, дома которых находились по улице Алатау (ныне улица имени Куляш Байсеитовой). Я училась и общалась с Раушан Байсеитовой. Однажды пронесся слух, что в школу пришла мама Раушан Байсеитовой, артистка. Вместе с другими я вышла в коридор и увидела, как она прошла в светлом макинтоше и головном уборе. А через некоторое время Раушан уехала в Москву в хореографическое училище. С гордостью храню памятный юбилейный значок, посвященный Куляш Байсеитовой, на котором она изображена в полный рост на фоне бордового занавеса в своей коронной роли Кыз-Жибек в свадебном саукеле. Значок этот, изготовленный в ограниченном количестве в честь юбилейной годовщины певицы (1967), я получила от ее дочерей Куралай и Карлыгаш, которые пришли на встречу со студентами - членами эстетического клуба «Общество семи муз» при КазГУ, которым руководил замечательный знаток искусств, профессор Бахтажар Мекишев. Это был вечер памяти великой певицы. Дочери выступали с воспоминаниями, а когда зазвучал в записи голос их матери, исполняющей «Гакку», глаза их наполнились слезами. Обнявшись и не стесняясь аудитории, они молча плакали... Канабек Байсеитов, народный артист республики, писал: «Жибек, Куляш и «Гакку» - эти три понятия навечно соединились вместе и стали неразделимы, с этим связано открытие сцены казахского музыкального театра». Известная художница и актриса кино Гульфайрус Исмаилова создала образ первой казахской оперной певицы в картине «Портрет Куляш Байсеитовой в роли Кыз-Жибек» (1962). Певица изображена в театральном костюме в роли Кыз-Жибек. Ожидая любимого в окружении подруг, поет знаменитую песню. Партия Кыз-Жибек стала коронной для Куляш Байсеитовой, лебединой песней. Последнее ее выступление на сцене также было в партии Кыз-Жибек. Когда Куляш Байсеитову провожали в последний путь, оркестр играл мелодию «Гакку» - любимую песню певицы. Позже был установлен надгробный памятник - Куляш Байсеитова в образе Кыз-Жибек. Певица прожила всего 45 лет...

Фатима ОРАЗБЕКОВА, педагог-ветеран Таразского регионального университета имени М. Х. Дулати, член Союза журналистов Казахстана

[gallery columns="2" size="publisher-md" ids="53861,53862"]

Самые читаемые статьи недели: