Потребители ждут своего омбудсмена. Новый институт необходим казахстанцам
Потребители ждут своего омбудсмена. Новый институт необходим казахстанцам
Новый институт необходим казахстанцам
В текущем году в Казахстане может появиться омбудсмен по защите прав потребителей. Это станет возможным при принятии нового законопроекта о защите прав потребителей. Как сообщает сайт Комитета по защите прав потребителей, законопроект подготовлен по поручению Главы государства. Он активно обсуждается в информационном поле страны и прорабатывается совместно с госорганами. Основные аспекты законопроекта - расширение социально-политического влияния общественных институтов путем введения института омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей. Законопроект о защите прав потребителей будет принят в соответствии с компетенцией в новой редакции с учетом волнующих вопросов казахстанцев, экспертного и научного мнения всех отраслей, для достижения всесторонней и эффективной защиты прав потребителей актуального времени. Включение института омбудсмена в общественно-политическую систему объясняется прежде всего активизацией общественных институтов в сфере деятельности государства и общества, об этом свидетельствует опыт зарубежных стран, где защита прав граждан стоит в первой очереди. Если говорить о сфере защиты прав потребителей, то тенденции введения в ней института омбудсмена способствует активная политика либерализации бизнеса в стране, в то же время повышение правовой грамотности потребителей и их взыскательности. Например, в Казахстане вопросами прав бизнес-сообщества на верхних эшелонах государственной власти активно занимается бизнес-омбудсмен, вопросами прав банковского конгломерата и страховых организаций - соответствующие этим сферам омбудсмены. Следует отметить, что перечисленные институты закреплены в законодательных актах. Что касается потребительских прав более 19 миллионов населения, то лицо, уполномоченное представлять потребительские интересы всего Казахстана, способное реализовать задачи по обеспечению социально-экономической стабильности, в силу своих личностных качеств, профессионального опыта, компетентного по правовым вопросам во всех отраслях потребительского рынка страны, не определено. Именно этим и будет отличаться институт омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей. Его задача - услышать каждого из 19 миллионов потребителей, изучать и выявлять системные проблемы сферы защиты прав потребителей в ходе своей деятельности, а также служить голосом потребителей, периодично докладывать напрямую об этом на самые верхние эшелоны государственной власти и вносить предложения по решению этих проблем. Также задачами омбудсмена будут: досудебное урегулирование по возникшим вопросам прав потребителя с предпринимателем, в противном случае обращение в судебные органы с иском в интересах и защиты прав потребителей, активное участие в разработке отраслевых проектов правовых актов государственных органов-разработчиков, если они затрагивают интересы или могут ущемить права потребителей, просвещение и повышение правовой грамотности граждан по вопросам прав потребителей. По результатам социологического опроса 20 тысяч респондентов всего Казахстана, проведенного в 2021 году, 55 процентов из них выразили положительные отклики по созданию института омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей, сообщает комитет. Для рассмотрения обращений потребителей общественными институтами они могут воспользоваться Единой информационной системой защиты прав потребителей e-tutynushy.kz (единая электронная книга жалоб потребителей). Для этого потребителю и общественному институту защиты прав потребителей необходимо только зарегистрироваться в ней. Важно отметить ее особенность, которая позволяет потребителю по принципу «одного окна» направить бесплатно и мгновенно свою претензию в адрес предпринимателя для получения мотивированного ответа по этому поводу. Аналогов e-tutynushy.kz - моста между потребителем и предпринимателем - нет, подчеркивается в сообщении Комитета по защите прав потребителей.Подготовила Айгуль МАХМУДОВА