Дружелюбие и прагматизм. Многовекторность остаётся приоритетом
Дружелюбие и прагматизм. Многовекторность остаётся приоритетом
Многовекторность остаётся приоритетом
Сегодня даже тот, кто далек от политики, невольно вникает в международную ситуацию. Экономика и культура современных государств настолько интегрированы друг с другом, что засуха в одном районе планеты тут же сказывается дефицитом продукции в другом, стоит где-то на Ближнем Востоке произойти вооруженному конфликту, как по всему миру начинает скакать цена на топливо… Конкретных примеров на эту тему можно привести множество. Уже всем понятно, что, какими бы богатыми ни были внутренние ресурсы государства, без внешнеэкономических связей трудно развиваться. Весь мир обменивается знаниями, технологиями, товарами. Поэтому, чтобы не страдала экономика, для каждого государства очень важно правильно выстраивать внутреннюю и внешнюю политику. В начале марта 2020 года была утверждена Концепция внешней политики Республики Казахстан на 2020-2030 годы. В ее первой главе даны ориентиры, которые будут определять шаги нашей страны на внешнеполитической арене. Во-первых, на фоне усиления межгосударственной конкуренции за политическое и экономическое влияние, международные рынки и инвестиционные потоки Казахстану необходимо закрепить статус ответственного участника мирового сообщества, ключевого элемента системы геополитических и геоэкономических координат Евразийского континента, лидирующего государства в Центральной Азии. Во-вторых, в условиях динамично меняющейся глобальной и региональной обстановки важно обеспечить более эффективное и системное продвижение международных инициатив Казахстана на основе прагматизма, системного анализа в целях получения конкретных результатов для страны и мира. В-третьих, в соответствии с Концепцией «Слышащее государство» и с учетом стратегической задачи по вхождению в число 30 самых развитых государств мира следует усилить акцент на продвижение и защиту на внешнем периметре интересов государства, бизнеса, каждого гражданина. Это является ключевым условием построения сильного, гармоничного и социально ответственного государства, органично встроенного в современную систему международных отношений. Исходя из этого, в концепции определены основные принципы внешней политики: преемственность внешнеполитического курса Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева на новом этапе развития страны; содействие построению стабильного, справедливого и демократического мирового порядка; равноправная интеграция в мировое политическое, экономическое и гуманитарное пространство; эффективная защита прав, свобод и законных интересов казахстанцев и проживающих за рубежом соотечественников; продвижение внешней открытости государства, создание благоприятных внешних условий для повышения уровня благосостояния казахстанцев, развития политического, экономического и духовного потенциала страны; многовекторность, прагматизм и проактивность, означающие развитие дружественных, равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми государствами, межгосударственными объединениями и международными организациями, представляющими практический интерес для Казахстана; мультилатерализм (принцип международных отношений, позволяющий каждой стране пользоваться привилегиями в отношениях со всеми партнерами), направленный на формирование коллективного видения и эффективных подходов международного сообщества к решению широкого круга глобальных и региональных проблем на основе многосторонних консультаций и соглашений; неразрывная связь безопасности и развития на национальном, региональном и глобальном уровнях, предполагающая выработку интегрированных подходов международного сообщества к реагированию на вызовы и угрозы безопасности трансграничного характера, урегулированию конфликтов, построению мира в постконфликтных странах. Внешнеполитическая стратегия Казахстана направлена на укрепление независимости, государственного суверенитета и территориальной целостности страны, сохранение самостоятельности внешнеполитического курса; упрочение лидирующих позиций и продвижение долгосрочных интересов Казахстана в Центральной Азии; позиционирование Казахстана в качестве активного и ответственного участника международного сообщества, вносящего весомый вклад в обеспечение международной и региональной стабильности и безопасности; поддержание дружественных, предсказуемых и взаимовыгодных отношений с иностранными государствами как в двустороннем, так и многостороннем форматах; возведение практических интересов граждан Казахстана и национального бизнеса во главу угла внешней политики государства. Поэтому задачами страны во внешней политике являются наращивание усилий по формированию политически стабильного, экономически устойчивого и безопасного пространства вокруг Казахстана; продолжение курса на укрепление международного мира и сотрудничества, повышение эффективности систем глобальной и региональной безопасности и взаимодействия; продвижение и защита долгосрочных стратегических интересов государства; дальнейшее укрепление позиций Казахстана в системе мирохозяйственных связей; совершенствование работы по обеспечению защиты личных и семейных прав граждан, законных интересов физических и юридических лиц Республики Казахстан за рубежом и так далее. Для достижения этих задач страна намерена содействовать восстановлению и укреплению атмосферы доверия в международных отношениях на основе Устава Организации Объединенных Наций, содействовать укреплению стратегической стабильности, участвовать в международных усилиях по предотвращению гонки обычных и новых видов вооружений, участвовать в решении узловых вопросов азиатской безопасности, в том числе посредством трансформации Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) в региональную организацию по безопасности и развитию. Казахстан намерен также содействовать объединению глобальных и региональных усилий в противодействии международному терроризму и экстремизму, в том числе путем создания широкой международной антитеррористической коалиции; взаимодействовать с внешними партнерами в сфере борьбы с организованной преступностью, наркобизнесом и иными видами преступной деятельности; участвовать в обеспечении международной информационной безопасности, борьбе с кибертерроризмом и использованием информационно-коммуникационных технологий в противоправных целях, в том числе представляющих угрозу международному миру, безопасности и стабильности. Приоритетами в области экономической дипломатии в Концепции внешней политики Республики Казахстан на 2020-2030 годы указаны привлечение международных ресурсов и потенциала к процессам структурной трансформации национальной экономики, в том числе в рамках реализации программ индустриализации и развития «экономики простых вещей»; расширение международного сотрудничества для привлечения качественных иностранных инвестиций в базовые отрасли экономики: машиностроение и приборостроение, агропромышленный комплекс, легкую промышленность, производство строительных материалов, горнодобывающую промышленность, транспорт и логистику, здравоохранение, образование, туризм, нефтегазохимию и нефтепереработку, нефтесервисную отрасль, агрохимическую промышленность, цветную металлургию; содействие трансферу передовых зарубежных технологий в Казахстан как важной части инновационного и индустриального процесса. Продвижение бренда Казахстана в качестве открытой юрисдикции для международного партнерства в новых высокотехнологичных отраслях, в том числе в свете Государственной программы «Цифровой Казахстан», развития секторов «искусственного интеллекта», «больших данных» и других смежных направлений; содействие в интеграции наиболее конкурентоспособных отраслей экономики Казахстана в международные и региональные производственные цепочки; содействие казахстанским инвесторам и товаропроизводителям в реализации проектов на зарубежных рынках, противодействие их дискриминации со стороны государственных органов других стран; продолжение усилий по превращению Казахстана в трансконтинентальный транзитно-логистический хаб на магистральных путях Восток - Запад и Север - Юг с опорой на потенциал Государственной программы «Нұрлы жол», внедрение режима «открытого неба» и инфраструктурные инициативы зарубежных партнеров; развитие торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества на региональном и местном уровнях, в том числе на базе Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России, Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос», Центра торгово-экономического сотрудничества «Центральная Азия»; содействие укреплению региональной и глобальной энергетической безопасности, достижению баланса интересов стран-производителей, транзитеров и потребителей энергоресурсов, созданию диверсифицированных, стабильных и безопасных маршрутов их экспорта и многое другое. Определены в концепции и приоритеты в области прав человека, гуманитарной дипломатии и охраны окружающей среды. Это укрепление конструктивного и равноправного сотрудничества в области защиты прав и свобод человека, развития гражданского общества с учетом особенностей исторического развития и культурных ценностей государств мира; содействие развитию межкультурного и межрелигиозного диалога, в том числе посредством Съезда лидеров мировых и традиционных религий, инициатив в рамках Международного десятилетия сближения культур, участия в Альянсе цивилизаций ООН и других международных инициативах, в усилиях мирового сообщества по противодействию преступным актам на почве ненависти, расовой дискриминации, религиозных противоречий, экстремизма и национализма, а также в укреплении международного сотрудничества в области борьбы с нелегальной миграцией и торговлей людьми; присоединение к многосторонним конвенциям и заключение двусторонних договоров по либерализации визовых процедур и режимов; расширение международного сотрудничества на двустороннем и многостороннем уровнях в области образования, науки, культуры, спорта и молодежной политики; популяризация богатого историко-культурного наследия казахского народа, в том числе в рамках программы «Рухани жаңғыру»; расширение применения средств «цифровой дипломатии» для достижения внешнеполитических целей, продвижения международных инициатив, развития сотрудничества с зарубежными странами; информирование мировой общественности о подходах и инициативах Казахстана по вопросам региональной и глобальной политики и экономики, в том числе с использованием потенциала Астанинского экономического форума, Евразийского медиафорума и «Astana Club»; поддержка развития казахского языка и культуры в местах компактного проживания казахских общин за рубежом, их связей с исторической родиной, в том числе по линии Всемирной ассоциации казахов и Фонда «Отандастар»; защита прав и законных интересов пребывающих за рубежом казахстанских граждан, а также усыновленных (удочеренных) иностранцами казахстанских детей, проживающих за рубежом; использование потенциала «парламентской дипломатии» для содействия политическим, экономическим и гуманитарным связям и так далее. Приоритетами нашей страны в области региональной и многосторонней дипломатии в Концепции внешней политики определено придание Хабу ООН в городе Алматы статуса межрегионального центра ООН в Казахстане по Целям устойчивого развития и содействие его деятельности в государствах Центральной Азии и Афганистане; дальнейшее развитие союзнических отношений с Российской Федерацией, всестороннего стратегического партнерства с Китайской Народной Республикой, расширенного стратегического партнерства с Соединенными Штатами Америки, стратегических взаимоотношений с государствами Центральной Азии, расширенного партнерства и сотрудничества с Европейским союзом и государствами-членами ЕС; продолжение тесного взаимодействия с государствами-участниками Евразийского экономического союза в установленных Договором о ЕАЭС сферах. Оптимизация подходов к ведению переговорного процесса в рамках ЕАЭС в целях полноценного учета долгосрочных национальных интересов Казахстана; развитие двустороннего и многостороннего взаимодействия с государствами-участниками Содружества Независимых Государств в целях укрепления многостороннего диалога в политической, торгово-экономической и гуманитарной областях, а также в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам; расширение многостороннего диалога и сотрудничества в регионе Центральной Азии, важность которого в евразийских и глобальных процессах неуклонно возрастает. Укрепление существующих форматов взаимодействия государств Центральной Азии с внешними партнерами; сохранение стабильности и расширение сотрудничества в Каспийском регионе на основе Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, а также с учетом долгосрочных интересов Казахстана в области энергетики, транспорта, охраны окружающей среды и безопасности; активизация взаимовыгодных связей с ведущими государствами Европы вне ЕС. Продолжение курса на расширение сотрудничества с многосторонними организациями в области политики и безопасности в Европе и Евразии - Организацией Договора о коллективной безопасности, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, Советом Европы, Организацией Североатлантического договора и другими институтами; укрепление отношений со странами Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, Среднего и Ближнего Востока, Северной Африки. Активное участие в деятельности международных организаций в Азиатском регионе, в том числе Шанхайской организации сотрудничества, СВМДА, Организации исламского сотрудничества, Совета сотрудничества тюркоязычных государств, Организации экономического сотрудничества, межрегионального диалогового процесса «Форум Азия - Европа». Расширение связей с региональными организациями без участия Казахстана - Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии, Лигой арабских государств, Советом сотрудничества государств Персидского залива и другими структурами; развитие сотрудничества со странами Северной и Южной Америки, Карибского бассейна и Африки, а также региональными организациями с их участием в целях более полного задействования потенциала политического и торгово-экономического сотрудничества; укрепление взаимодействия с международными и региональными экономическими и финансовыми организациями - Организацией экономического сотрудничества и развития, Международным валютным фондом, Группой Всемирного банка, Азиатским банком инфраструктурных инвестиций, Европейским банком реконструкции и развития, Азиатским банком развития, Евразийским банком развития, Европейским инвестиционным банком, Исламским банком развития и другими институтами. Конечным итогом реализации концепции ожидается получение государством, национальным бизнесом и народом Казахстана конкретных выгод от внешнеполитической деятельности. За последние годы Казахстан в целом завершил процесс вхождения во все авторитетные и влиятельные международные организации. Страна сумела не только успешно интегрироваться в международное сообщество государств, но и занять в нем заметное место. Участие Казахстана в работе системы ООН является одним из главных направлений казахстанской многосторонней дипломатии, способствует укреплению суверенитета и независимости нашей страны, создает благоприятные международные условия для осуществления дальнейших преобразований в социально-политической, экономической и других сферах общественной жизни. Наработан огромный потенциал сотрудничества Республики Казахстан с Программой развития ООН, Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), Организацией ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирной организацией здравоохранения, Международным валютным фондом, Программой ООН по окружающей среде и другими учреждениями в деле привлечения в Казахстан экспертной, технической и финансовой помощи ООН на этапе становления государственности.Подготовила Айгуль МАХМУДОВА