Актуально

Платёжное поручение

Платёжное поручение

Коммунальщики считают возможным снизить дебиторскую задолженность населения

Списание долгов по коммунальным услугам в Жамбылской области пройдет довольно-таки своеобразно. Сейчас выясняется, что, по сути, сия интересная процедура коснется преимущественно города Тараза и в основном - поставщиков тепла. При таком раскладе встает другой вопрос: а что сделают предприятия коммунального сектора, чтобы снизить имеющуюся дебиторскую задолженность и впредь не допускать ее увеличения?

Долговая яма

Напомним, процедуру «прощения долгов» инициировал Премьер-Министр республики Серик Ахметов. По его замыслу, «мертвая» задолженность по комуслугам не должна «висеть» безнадежным грузом, и ее следует списать. Как выяснилось, в целом по стране задолженность по коммунальным услугам юридических лиц и населения составляет порядка восьми миллиардов тенге, из которых безвозвратными, по предварительным подсчетам, будут признаны 1,2 - 2 миллиарда тенге. В Жамбылской области, по данным областного управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, общая задолженность по коммунальным услугам на сегодня составляет 84,2 миллиона тенге. Причем в основном у горожан образовалась задолженность за тепло. И именно по отоплению имеются безнадежные долги в размере 19 миллионов тенге, «возраст» которых превышает три года и которые теперь можно списать. [caption id="attachment_5588" align="aligncenter" width="640"] Меньше всего долгов - у пенсинеров[/caption] - Как ни странно, остальные предприятия коммунального сектора города и районов области многолетних задолженностей практически не имеют, - говорит главный специалист областного управления энергетики и ЖКХ Зарина Жумадильдаева. - Их кредиторская и дебиторская задолженность ограничена либо взаимными отношениями, либо не превышает трех лет. Такая картина, по мнению специалиста, объясняется в том числе адекватной политикой со стороны поставщиков услуг, которые ранее провели работу с абонентами-должниками. Впрочем, в случае с образовавшейся громадной задолженностью по теплу тоже есть свое логическое объяснение. Во-первых, отключить потребителей от света гораздо легче - электрикам достаточно перерезать проводок. А вот перекрыть стояк, через который подается тепло, невозможно, ведь в этом случае придется отрезать сразу несколько квартир. Во-вторых, за тепло потребителям нужно платить по-крупному: в месяц может набежать долг в четыре тысячи тенге, а за несколько лет - в 300-500 тысяч тенге. В Таразе такие долги фиксировались. Заметим, что порой среди злостных неплательщиков были люди с достатком. - Мы определили причины, из-за которых возникли безнадежные долги, - рассказывает З. Жумадильдаева. - Оказалось, что в большинстве случаев задолженность за тепло образовалась из-за тех квартир, которые некоторое время были бесхозными. Их хозяева могли, к примеру, уехать за рубеж. Либо имела место продажа квартир вместе с крупными долгами, а в этом случае новые хозяева считают, что не обязаны рассчитываться за долги прежних владельцев недвижимости. Вот почему сегодня в Правительстве обсуждается возможность наложения запрета на продажу квартир в случае существования задолженности по коммунальным платежам. Подобные механизмы необходимо разработать, чтобы вновь не получить многомиллиардные коммунальные долги. По всей видимости, процедура списания долгов пройдет по предложенной ранее схеме - через судебные решения.  

Теплые отношения

Теперь поговорим о том, как сами предприятия коммунальной сферы собираются бороться не только с бородатыми долгами, но и с теми, которые еще можно взыскать с недобросовестных потребителей. Как пояснил начальник отдела тепловой инспекции ГКП «Жамбыл Жылу» Ришат Аманжолов, задолженность потребителей перед предприятием составляет около 29 миллионов тенге. Но работа по погашению долгов велась и ведется активно. Например, в данное время у компании имеется 710 судебных решений о взыскании задолженности, а в этом году иски подали еще на 270 абонентов! - Мы работаем совместно с судоисполнителями, обходим буквально каждый дом с тем, чтобы люди погасили имеющиеся долги, - говорит Р. Аманжолов. - Регулярно работает выездная касса, через громкоговорители призываем жителей оплатить наши услуги. Кроме того, сбором денежных средств занимается расчетно-кассовый центр услуг, с которым мы подписали договор. Большую задолженность имеют потребители в массиве Карасу, по улице Аскарова, а также во втором, пятом и 13-м микрорайонах областного центра. Кстати говоря, используется и такой действенный метод, как сбор средств в начале отопительного сезона. 17 домов, имеющие задолженность более миллиона тенге, еще не подключены к теплоснабжению. В компании «Жамбыл Жылу» надеются, что до конца нынешнего года задолженность по комуслугам удастся значительно снизить. Ведь уже сейчас 440 потребителей согласились погасить долги частичными платежами согласно разработанному графику. Они уже внесли в кассу 8,7 миллиона тенге. Что касается «мертвых» долгов, то здесь значится сумма в 14 миллионов тенге. - Это та задолженность, которая находится без движения более трех лет, - уточняет Р. Аманжолов. - Но пока нет механизма списания таких долгов, мы ведем работу с целью снизить и эту цифру. Аналогичную работу по взысканию долгов проводит другая теплоснабжающая компания - АО «Таразэнергоцентр». - На сегодня дебиторская задолженность предприятия составляет 54 миллиона тенге, - говорит президент АО Мырзахан Бурханов. - Это не так много, если учесть, что в месяц отопительного периода мы оказываем услуги на 186 миллионов тенге. Тем не менее работа через судебные инстанции по снижению дебиторской задолженности продолжается. - Одно дело - добиться вынесения судебного решения, другое - добиться исполнения решения суда, - сетует М. Бурханов. - К сожалению, здесь мы часто сталкиваемся с недопониманием, потому в последние месяцы прибегаем к услугам частных судоисполнителей. Они более заинтересованы в сотрудничестве с нами, так как могут заработать при удачном исходе дела. Что касается списания бородатых долгов, то руководитель АО осторожен в оценке ситуации. - Во-первых, процедуру списания безнадежных долгов мы провели самостоятельно еще в прошлом году, - объясняет он. - Мы вывели за баланс зависшие средства. Те же многолетние долги, которые еще остались, трудно назвать бесперспективными. На мой взгляд, в данной ситуации было бы полезным открытие своеобразного центра, который бы эффективно работал с дебиторской задолженностью. Простое же списывание долгов окажется на руку злостным неплательщикам. К тому же нам ведь никто взамен ничего не спишет... Еще одна компания, снабжающая потребителей теплом, - ТОО «Темиржол жылу» - также намерена использовать для погашения задолженностей судебные иски и разъяснительную работу. Правда, сумму долгов потребителей в компании затруднились назвать, мотивируя это «плавающими» из месяца в месяц суммами.  

Все дороги ведут в суд

В компании «КазТрансГаз Аймақ» дебиторскую задолженность населения называют минимальной и со сбором денежных средств проблем не испытывают. - Конечно, возникает задолженность абонентов, в особенности в зимний период, но затем потребители стараются погасить ее, - говорит директор филиала компании Мукан Садвакасов. - Вообще при просрочке по платежам и возникновении задолженности даже в пять тысяч тенге мы отключаем абонентов от газа. Если же и в этом случае не последуют платежи, подаем судебные иски. Другое дело - задолженность юридических лиц. Точнее, одного лица - компании АО «Таразэнергоцентр», которая задолжала за предыдущие годы около 112 миллионов тенге. Правда, в данном случае тепловики оспаривают эту цифру в судебных инстанциях. И как только завершатся суды, начнется работа либо по погашению долга, либо по его списанию. Громадную работу в данном направлении провело ГКП «Тараз су». - За последние три года дебиторскую задолженность потребителей нам удалось снизить на 80 процентов, - утверждает директор предприятия Тулеухан Оспанбеков. - За это время мы инициировали около 2700 исков, взыскали пока 31 миллион тенге. Сегодня потребители должны нам порядка 12 миллионов тенге, но это как раз те абоненты, которых можно отнести к хроническим неплательщикам. Мы своеобразную процедуру списания долгов проводим в конце каждого месяца, ведь бывают люди, от которых погашения долгов не дождешься. Такую задолженность мы замораживаем и не включаем в общую. Таким же образом предприятие намерено действовать и дальше. Кроме того, компания содержит штат из 88 контролеров, которые обходят свои участки и собирают оплату с населения. Так что повторение ситуации, когда несколько лет назад город оказался должен водоснабжающей организации астрономическую сумму, исключено. Не остается в стороне от проблемы и городской акимат. - Мы понимаем, насколько важно снизить задолженность по коммунальным услугам, - говорит заместитель акима города Мереке Муханбетов. - Мы и раньше работали с коммунальщиками в тесном контакте, сейчас же нам придется несколько изменить подход к делу. Но прежде всего необходимо дождаться выработки механизма списания безнадежных долгов. В любом случае помимо судебных рычагов хотелось бы надеяться на сознательность граждан. Сегодня никто не берется назвать тот предел, до которого возможно снизить дебиторскую задолженность предприятий коммунального сектора, предположим, к концу нынешнего года. Но все понимают: жить с задолженностью - кредиторской или дебиторской - не очень приятно. Ведь, по сути, это пережиток переходного периода, от которого нужно избавляться. Хотелось бы, чтобы и граждане - неплательщики прониклись сознанием того, что жить с долгами и перспективой судебных дел не очень-то приятно и престижно.

Шухрат ХАШИМОВ