Обращение ветерана войны защитило права 90 тысяч потребителей газа
Прокуратура области выявила ряд нарушений в деятельности жамбылского производственного филиала АО «КазТрансГаз Аймак». И хотя газовики понесут довольно мягкое наказание, в данном случае на первый план выходит другой принципиальный момент: надзорный орган фактически подтвердил, что жалобы населения в адрес газовиков были действительно обоснованными. И публикации газеты «Знамя труда», пытавшейся восстановить справедливость в отношениях поставщика услуг и потребителя, были не напрасными. Мы не раз обращали внимание на то, что действия газовиков вызывают некоторые вопросы со стороны потребителей. К примеру, это касается процедуры поверки/проверки газовых счетчиков. Первым тревогу забил руководитель региональной лиги потребителей Науатбек Иманбеков. Он сообщил о том, что в филиале выносятся довольно спорные решения по перерасчету за потребленный газ. Выявляются абоненты, у которых якобы неисправный счетчик. Затем людей направляют на проверку счетчика в конкретно указанную организацию, которая подтверждает имеющуюся неисправность. В результате абонентам выписываются дополнительные суммы в качестве перерасчета, и здесь цифры доходят до 80-105 тысяч тенге! Впоследствии некоторым абонентам, тщетно пытавшимся доказать свою невиновность, приходилось на месте договариваться с газовиками, и выписанную сумму снижали в несколько раз. Как теперь выясняется, сорванные пломбы или негодные приборы учета находили не сами газовики, а компания «Информационный центр Тараз». По словам заместителя начальника управления прокуратуры области Даурена Кубеева, данная организация на протяжении длительного времени посещала абонентов, контролировала учет потребления и оплату газа, а также составляла акты о нарушениях. При этом никто не известил граждан о том, что именно данная компания будет заниматься такой деятельностью. - Сотрудники биллинговой компании не имели права не то чтобы составлять акты о нарушениях, а вообще посещать абонентов, - говорит Д. Кубеев. - Но, пользуясь доверием населения, они даже не предъявляли служебные удостоверения, хотя это условие прописано в публичном договоре филиала АО «КазТрансГаз Аймак». Еще одно нарушение, которое выявлено прокуратурой, опять-таки касается темы, поднятой на страницах нашей газеты. Речь идет о так называемом техобслуживании, которое должно проводиться регулярно. Сотрудники прокуратуры считают, что филиал неправомерно через постороннюю организацию отправил уведомления в адрес более четырех тысяч потребителей с предупреждением о необходимости проведения данной процедуры. - При этом была указана конкретная компания, через которую абоненты должны осуществить технические работы по газовому оборудованию, - говорит Д. Кубеев. - Ее офис располагался в здании… самого филиала. Пока в отношении виновного должностного лица «КазТрансГаз Аймак» возбуждено административное дело. Кроме того, внесены изменения в публичный договор на поставку газа, а также аннулированы незаконные предупреждения, направленные в адрес потребителей. - В результате вмешательства прокуратуры восстановлены права более 90 тысяч потребителей, - говорит Д. Кубеев. Руководство филиала отделалось относительно легко. Но что же делать тем потребителям, которые уже произвели перерасчет после выявленных компанией «Информационный центр Тараза» нарушений? Ведь ее сотрудники не имели права этим заниматься! - Если лига потребителей, которая сигнализировала о сложившейся ситуации, предоставит нам конкретные имена и адреса заявителей, мы готовы рассмотреть каждый такой случай, - говорит Д. Кубеев. - Но у граждан при наличии подобных претензий должны иметься квитанции по произведенному перерасчету, либо протокол комиссии, которая рассматривала спорную ситуацию. - Мы в своем обращении в прокуратуру пытаемся защитить не конкретных потребителей, а все население в целом, - говорит в свою очередь руководитель лиги потребителей Науатбек Иманбеков. - Но, на мой взгляд, в такой ситуации потребителям нужно требовать возврата денег не только ввиду деятельности посторонней организации, но и по причине несоответствия публичного договора, опубликованного газовой компанией, Гражданскому кодексу РК. Ведь фактически потребителям не дали возможности обсудить договор, внести в него замечания, предложения и так далее. Отметим также, что проверка прокуратуры была вызвана рядовым обращением ветерана Великой Отечественной войны В. И. Степанчука, который не смог отстоять свои права в филиале АО «КазТрансГаз Аймак». Пришлось обратиться в надзорный орган.Шухрат ХАШИМОВ, Виктор БАРБАШ (фото)