Меню
14 ноября, 2022 / iamsts / Новости

Доверие в Азии. Идёт трансформация процессов

Доверие в Азии. Идёт трансформация процессов

Доверие в Азии. Идёт трансформация процессов Доверие в Азии. Идёт трансформация процессов
Фото из открытого источника

Идёт трансформация процессов

Казахстанской инициативе по созыву Совещания по мерам доверия в Азии (СВМДА) уже 30 лет. Идея созыва Совещания, озвученная с трибуны 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 5 октября 1992 года, положила начало формированию нового формата сотрудничества в Азиатском регионе. Необходимость созыва форума была продиктована изменением баланса сил после распада биполярной системы, появлением новых стран и политического субрегиона - Центральная Азия и изменением региональной архитектуры безопасности в связи с интеграцией новых государств в общее и неделимое пространство безопасности. Суть инициативы заключалась в создании эффективного механизма превентивной дипломатии, мирного урегулирования споров и сотрудничества в области укрепления региональной безопасности и стабильности. С этого времени геополитическая ситуация в мире и военно-стратегическая безопасность менялись в Азии несколько раз. В настоящее время очередное председательство Республики Казахстан совпало с новым геополитическим переформатированием мировой системы. Данное переформатирование связано с глубинными процессами в сфере безопасности, в том числе азиатской. Своеобразным маркером происходящих изменений и одновременно их катализатором выступила планетарная пандемия, вызванная распространением COVID-19. С начала запуска процесса СВМДА государствами-членами форума был проделан огромный объем работы по определению и формированию рамок его деятельности. СВМДА объединило 27 государств с населением более половины нашей планеты, занимающих более 90 процентов территории Азиатского континента. Центральными процессами, происходящими в Азии (и шире - Евразии), являются нарастающая конкуренция между США и КНР, а также перспективы реализации инициированного Китаем грандиозного геополитического и геоэкономического проекта «Один пояс - один путь» (ОПОП). За прошедший период существенно изменилась ситуация в таких регионах, как Ближний и Средний Восток, Южная Азия, АТР, ЮВА и СВА. Претерпели изменения и стратегии безопасности многих азиатских и евразийских государств: Японии, КНР, Индии, России, Турции и других. В этих противоречивых условиях радикально меняются роль и место СВМДА. Эволюцию данной организации в направлении укрепления взаимодействия и мер доверия вновь должен взять на себя Казахстан. Сложившиеся обстоятельства требуют пересмотра повестки дня СВМДА, поиска новых инструментов обеспечения безопасности. Центральная Азия занимает с географической и геополитической точки зрения сердцевинное положение в реализации почти всех крупных континентальных проектов стратегического, транспортного и экономического характера. То есть дальнейшая судьба СВМДА будет зависеть от воли, усилий и влияния крупных и средних игроков и международных организаций - России, КНР, Индии, Ирана, Турции, Казахстана и других. СВМДА уже имеет статус, роль, функции, методы работы, структуру и другие свойства полноценной международной организации. Это: 1) общие принципы государств-членов, отраженные в Декларации принципов, регулирующих взаимоотношения между государствами - членами СВМДА, от 1999 года и общие цели, и стремления государств-членов, закрепленные в Алматинском акте 2002 года; 2) уставные документы СВМДА - Алматинский акт 2002 года, придавший СВМДА необходимую структуру и институты для эффективного функционирования, и Декларация принципов 1999 года, являющаяся неотъемлемой частью Алматинского акта, а также уставной документ секретариата - Соглашение о секретариате 2006 года; 3) приверженность СВМДА целям и принципам Устава ООН и признание того, что международно-правовой базой деятельности СВМДА являются Устав ООН и международное право, что отражено в уставных документах СВМДА; 4) постоянная структура руководящих органов - саммит, Министерская встреча и Комитет старших должностных лиц (КСДЛ) - и рабочих органов - Специальная рабочая группа и встречи экспертов; 5) инклюзивный - консенсусный - механизм принятия решений; регулярные встречи руководящих органов, принимающих документы, отражающие единую позицию государств-членов и методы их работы, установленные в правилах процедуры; 6) четко определенная и постоянная сфера ответственности, т.е. мандат на выполнение мер доверия, отраженных в Каталоге мер доверия и Кооперативном подходе и включающих в себя перечень конкретных направлений работы в пяти измерениях, охватывающих все аспекты взаимодействия в рамках СВМДА; 7) установленные методы осуществления мер доверия, включающие институт координаторства и сокоординаторства, встречи экспертов, разработку концепций и планов действий, проведение конкретных мероприятий, обмен информацией и многие другие формы работы. Объем и качество мероприятий СВМДА в рамках реализации мер доверия свидетельствуют о востребованности и полезности форума как механизма осуществления практической деятельности; 8) функция председательства - координация текущей деятельности форума одним из государств-членов, включая проведение встреч СВМДА, подготовку их решений, внешнее представительство СВМДА и другие функции; 9) постоянно действующий исполнительный орган - секретариат, выполняющий задачи, определяемые государствами-членами, включая обеспечение административной, организационной, технической и информационной поддержки всей деятельности форума, включая встречи СВМДА, выполнение мер доверия, внешние связи, содействие председательству и другие функции; 10) главное должностное лицо - исполнительный директор секретариата, отвечающий за деятельность секретариата, осуществляющий административное, финансовое и кадровое управление и внешнее сотрудничество; 11) конвенция о привилегиях и иммунитетах секретариата, его персонала и представителей государств - членов СВМДА, предоставляющая такой же юридический статус, как и в полноценных международных организациях; 12) выделяемые государствами-членами финансовые ресурсы и установленные ими механизмы бюджетного управления, включая финансовые правила и положения, ежегодный бюджет, финансовую отчетность и механизм внешнего аудита; 13) постоянный штат сотрудников и механизмы управления кадровыми ресурсами, включая Положение о персонале, штатное расписание и категоризацию должностей, механизм секондирования дипломатов (профессионального персонала) и найма общего персонала; 14) постоянно действующие институты консультативного характера, созданные государствами-членами для определенных целей, - деловой и молодежный советы, а также другие вспомогательные структуры и специализированные форумы. Таким образом, на среднесрочном и долгосрочном этапах дальнейшего институционального укрепления СВМДА предполагается постепенное и поэтапное внесение усовершенствований и дополнений в действующую структуру и механизмы работы СВМДА. Необходимы дальнейшее обновление и обогащение Каталога мер доверия путем принятия новых мер доверия и расширения областей сотрудничества в рамках пяти измерений взаимодействия, а также продолжение совершенствования механизма осуществления мер доверия, проведение регулярного обзора осуществления мер доверия на заседаниях руководящих органов СВМДА.

Мурат ЛАУМУЛИН, главный научный сотрудник представительства КИСИ при Президенте РК

Самые читаемые статьи недели: