Меню
9 декабря, 2022 / iamsts / Новости

Если приобретение не радует. Топ самых повторяющихся вопросов

Если приобретение не радует. Топ самых повторяющихся вопросов

Если приобретение не радует. Топ самых повторяющихся вопросов Если приобретение не радует. Топ самых повторяющихся вопросов
Фото из открытого источника

 width=Топ самых повторяющихся вопросов

Согласно социологическому опросу, который проводил Комитет по регулированию естественных монополий в прошлом году, в основном права потребителей Республики Казахстан нарушались в сферах розничной торговли, общественного питания, общественного транспорта, КСК и торговли на рынках. Каждому гражданину важно знать свои права, установленные и регулируемые законом. Юрист объединения по защите прав потребителей «Дулат» Бакытжан Ошакбаев рассказал сайту the-steppe.com, какие вопросы у потребителей возникают чаще всего и как их можно решить.

Что за права потребителя

Права потребителя - это установленные и регулируемые законом РК права при приобретении товаров и услуг. Потребители имеют право на приобретение, свободный выбор, возврат или обмен товаров и услуг как надлежащего, так и ненадлежащего качества. Также имеют право на получение полной информации о товаре, документах, сертификатах, декларациях, накладных и о продавце.

Где могут проявиться нарушенияя

Права потребителей могут быть нарушены при приобретении товаров и услуг везде, где их продают. Например, могут продать некачественный продовольственный товар с истекшим сроком годности, нарушением информации о товаре на маркировке. Согласно статье 25, пункту 7 Закона «О защите прав потребителей»: информация, предоставленная только на одном или только на иностранном языке, не считается за предоставленную. Информация о товаре в обязательном порядке должна быть на государственном и русском языках. Также при продаже товаров некоторые недобросовестные продавцы могут продавать их без соответствующих документов: сертификатов, таможенных деклараций, накладных. Согласно статье 25, пункту 6 Закона «О защите прав потребителей»: при продаже товаров потребителю должен быть предоставлен сертификат соответствия или декларация соответствия, в том числе импортного товара.

Можно ли вернуть товар, купленный в супермаркете

Согласно статье 24, пункту 5 Закона «О защите прав потребителей»: продавец, изготовитель, исполнитель обязан обеспечить обмен или возврат товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества. На основании статьи 30 Закона «О защите прав потребителей»: продавец-изготовитель обязан обеспечить обмен или возврат непродовольственного товара надлежащего качества, если он не был в употреблении и сохранен его товарный вид, потребительские свойства, пломба, ярлык, а также документ, подтверждающий факт приобретения товара в течение 14 дней. Товары, которые не подлежат обмену и возврату - это лекарственные средства, изделия медицинского назначения, нательное белье, чулочно-носочные изделия, животные и растения, метражные товары, ткани всех видов. Вы как потребитель имеете право обменять или вернуть товар в супермаркетах, магазинах, на рынках - везде действует один закон. Если даже купленный товар входит в перечень неподлежащих обмену и возврату, но он некачественный, без документов, с нарушением маркировки, с отсутствием информации о товаре, документов, без чека, товар испорчен или с истекшим сроком годности, то вы тоже можете требовать обмен или возврат. Если вы купили в аптеке лекарство, но оно оказалось с истекшим сроком годности, вы имеете право вернуть его даже после 14 дней, предусмотренных законом. Потребитель не имеет права на возврат, если купил товар, но испортил по своей вине. В этом случае продавец может отказать в ремонте и обмене и будет прав.

А что насчет распакованных продуктов, которые оказались испорченными

Испорченные продукты можно вернуть в супермаркет, но вам необходимо сразу же обратиться с жалобой и направить этот продукт на исследование в лабораторию. После получения заключительной экспертизы можно обратиться в супермаркет. Будет лучше, если потребитель сохранил чек, но если даже и не сохранил, на упаковке продукта имеется штрих-код. По нему нетрудно узнать, в каком супермаркете купили продукт. Также потребитель имеет право просматривать записи с камер видеонаблюдения и может доказать, что приобрел товар именно в этом супермаркете.

Как быть с магазинами, где не выдают чеков

Согласно статье 33 Закона «О защите прав потребителей»: продавец-изготовитель обязан применять контрольно-кассовую машину в порядке случаев, предусмотренных налоговым законодательством РК. Продавец размещает в месте нахождения контрольно-кассовых машин информацию на казахском и русском языках о необходимости получения потребителем контрольно-кассового чека и его праве обратиться в орган государственных доходов в случае нарушения порядка применения контрольно-кассовых машин. Если в магазинах реализуется товар без применения контрольно-кассовой машины, то в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» потребитель имеет право в момент покупки товара снимать на видео или фотографировать, чтобы предъявить в качестве доказательства. В налоговом законодательстве есть пункты, согласно которым предприниматели имеют право осуществлять свою деятельность без применения контрольно-кассовых машин. Но при продаже алкогольной продукции и табачных изделий применение кассовой машины обязательно.

А что с одеждой и другими товарами?

Если товар не был использован, сохранил товарный вид, не сорваны пломба и ярлык, имеются этикетки, тогда потребитель имеет право в течение 14 дней произвести возврат или обмен. Может быть такое, что покупателю не подошел размер, не понравился цвет или фасон, в таком случае он имеет право на обмен товара. Если у продавца есть в наличии другой товар для обмена, он должен обменять, если не имеется товар, который может понравиться покупателю, тогда покупатель имеет право потребовать возврат денежных средств. В случае с возвратом мебели и бытовой техники товар также должен быть без повреждений, должны быть сохранены товарный вид, упаковка и товарный чек. При возврате бытовой техники продавец имеет право убедиться в неиспользовании товара и потребовать акт о заключении сервисного центра. В таких случаях продавец имеет право на продление срока обмена и возврата до 30 дней.

Куда обращаться, если я не знаю своих прав, но чувствую, что их нарушают

Потребитель при нарушении своих прав в соответствии с 22 статьей Закона «О защите прав потребителей», может обращаться с претензией к продавцу, изготовителю, исполнителю товара по устранению нарушения прав и интересов, возмещения потребителю, причиненного этими нарушениями убытка в добровольном порядке. Или же обратиться в любое общественное объединение или НПО по защите прав потребителей в своем городе. Список и контакты таких организаций можно найти в Интернете.

Подготовила Айгуль МАХМУДОВА

Самые читаемые статьи недели: