Продукция должна быть качественной
Сегодня вопрос приобретения качественных услуг и товаров имеет особую остроту - с ростом инфляции экономия семейного бюджета становится особенно актуальной. Когда продавец знает свои обязанности, а потребитель – свои права, рыночные отношения процветают. В противном случае правовой диссонанс в отношении покупателя приводит к спорам и тяжбам, считают в Комитете по защите прав потребителей и подтверждают свою точку зрения недавними примерами из практики. В департамент по защите прав потребителей города Шымкента поступила жалоба на один из автосалонов, где заявитель приобрел машину марки Toyota Camry 2011 года выпуска за 8,2 миллиона тенге. В транспортном средстве мужчина обнаружил недостатки, которые не были оговорены при купле-продаже. В салоне требования клиента по обмену авто проигнорировали. Только после разъяснения норм закона предприниматель согласился обменять машину на другую по аналогичной цене. В Астане возник конфликт между семейной парой и ТОО «Emperum» по поводу расторжения туристского договора. Надо сказать, семья не смогла воспользоваться услугами турфирмы, так как супруга перенесла операцию на сердце, и врачи запретили ей перелеты. Было принято решение просить фирму расторгнуть договор и вернуть деньги в размере более 1,5 миллиона тенге на лечение. Однако чета получила отказ. Уверенность в своей правоте им придали сотрудники столичного департамента по защите прав потребителей. Они объяснили супругам, что статьи 401 и 402 Гражданского кодекса РК позволяют расторгнуть договор в одностороннем порядке, помогли правильно составить исковое заявление. Иск уже подан в суд, и департамент примет в нем участие в качестве третьей стороны. Пожаловались на услугодателя и трое других астанчан, которые приобрели годовые абонементы общей стоимостью 980 тысяч тенге в фитнес-центре ТОО «In Fitness». Посетив одно занятие, любители спорта остались крайне недовольны сервисом. Они решили расторгнуть договор и вернуть оплату с вычетом одного посещения. Центр согласился вернуть сумму, но меньшую от той, что требовали потребители. Последние получили консультацию в госоргане и подали иск в суд. Сейчас они ожидают начала судебного процесса, в котором ДЗПП выступит третьим лицом. У жительницы Алматы также возникла подобная ситуация, с той лишь разницей, что она, купив абонемент в тренажерный зал, не посетила его ни разу. Администрация отказалась вернуть ей деньги. Специалисты территориального подразделения помогли женщине составить письменную претензию. После этого клиентке отдали 49 тысяч тенге. Несколько карагандинцев заявили в местный департамент по защите прав потребителей на ИП «Матешкин», который онлайн продавал несуществующие колеса. Общая сумма обманом полученных денег составила 1,5 миллиона тенге. Региональное ведомство обратилось в полицию. В итоге горожанам вернули все денежные средства. Доказать продавцу, что бонусы - тоже деньги, удалось жителю Кызылорды. Мужчина купил сотовый телефон на сумму 310 тысяч тенге, из них заплатил бонусом 75 тысяч. Из-за того, что мобильник был некачественным, покупатель потребовал денежный возврат. Продавец намеревался вернуть лишь 235 тысяч, без бонусов. Когда магазин получил претензию, деньги поступили на счет потребителя в полном объеме. «Подвела» техника и домохозяйку из Жамбылской области. Купленная в магазине варочная поверхность через восемь дней использования лопнула. На просьбу вернуть деньги магазин ответил отказом. Но ему все-таки пришлось уважить права покупательницы и произвести возврат законных 110 тысяч тенге. В Северо-Казахстанской области магазин техники продал товар, не обладающий необходимыми клиентке свойствами. Выяснилось, что модель новых смарт-часов несовместима со смартфоном. В придачу к этому женщине навязали покупку сертификата гарантии технического сервиса. Вопрос положительно разрешился благодаря правовой поддержке ведомства. Потребитель приобрел другой гаджет на уже уплаченную сумму 251,9 тысячи тенге. Житель Акмолинской области прикупил к зиме дубленку в одном из бутиков ТД «Мир меха». Но поносив обнову несколько дней, разочаровался в ее качестве. Обменивать товар в магазине не хотели, но услышав разъяснения закона из уст представителя госоргана, мужчине произвели обмен вещи стоимостью 190 тысяч тенге. Мечта о пластиковом балконе наконец-то сбылась у жительницы города Семея. Но вот беда, в конструкции выявились дефекты. Изготовитель отказался их устранять. Рекомендованная претензия и здесь сыграла решающую роль - предприниматель удовлетворил требования заказчицы на сумму 141 тысяча тенге. Жалобу в случае нарушения потребительских прав можно подать с помощью онлайн-сервиса «E-tutynushy». Специалисты комитета консультируют граждан по телефонам бесплатной горячей линии: 8 (7172) 74-98-32, 8 (7172) 74-98-36.Подготовила Айгуль МАХМУДОВА