Единый порядок урегулирования просроченной задолженности: что нужно знать заемщикам-физлицам
Единый порядок урегулирования просроченной задолженности: что нужно знать заемщикам-физлицам
С 1 октября 2021 года в Казахстане законодательно действует порядок, обязательный для банков и микрофинансовых организаций, в рамках которого заемщик, испытывающий затруднения в погашении кредита, вправе обратиться с заявлением к кредитору для урегулирования своей просроченной задолженности.
В Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентство) поступают вопросы от граждан по реструктуризации займов.
Fingramota.kz расскажет подробнее о том, что необходимо предпринять заемщикам и куда обращаться, в случае возникновения просрочки по кредиту.
Агентством в течение года с момента введения механизма урегулирования просроченной задолженности граждан на постоянной основе проводятся мониторинг и анализ применения банками и МФО данного порядка. Кредитные организации внесли во внутренние нормативные документы изменения, регламентирующие применение единого порядка урегулирования просроченной задолженности по займам, включая поэтапный процесс рассмотрения заявления заемщика. Банки и МФО размещают информацию для своих клиентов на официальных интернет-ресурсах, в социальных сетях и, при наличии, в мобильных приложениях, а также консультируют граждан через call-центры.
По данным Агентства, с начала 2022 года в банки и МФО за изменением условий заключенных кредитных договоров обратилось более 273,8 тыс. заемщиков. Из них в отношении порядка 70% граждан (свыше 199,2 тыс. заемщиков) проведена работа по реструктуризации займов и микрокредитов.
Что должны делать банки и МФО?
В соответствии с законодательными требованиями кредитор обязан уведомить заемщика о возникшей просрочке в течение 20 дней с момента ее наступления. В уведомлении кредитные организации информируют граждан о:
- необходимости внесения платежей с указанием точного размера возникшей просрочки;
- праве заемщика - физического лица обратиться к кредитору;
- последствиях невыполнения своих обязательств по кредитам и микрозаймам.
Поэтому, если заемщик не может исполнять свои обязательства по кредиту, то в первую очередь ему нужно обратиться с заявлением в банк или МФО, где он обслуживается. Ни в коем случае нельзя скрываться от кредитора! Положительный выход из ситуации в интересах не только заемщика, но и кредитной организации. Поэтому, чем раньше будут приняты меры по урегулированию, тем скорее будет найден взаимоприемлемый вариант погашения задолженности.
Каков алгоритм действий для заемщика, в случае возникновения у него просрочки по кредиту?
Заемщику необходимо в течение 30 дней с даты наступления просрочки обратиться с заявлением в кредитную организацию. В заявлении нужно указать:
- причину неисполнения своих обязательств. Важно иметь на руках документы, подтверждающие возникшие финансовые трудности;
- свои варианты по погашению в дальнейшем кредита.
Согласно законодательству, внесение изменений в условия договора займа предусматривает следующее:
- изменение в сторону уменьшения ставки вознаграждения по договору займа;
- изменение валюты суммы остатка основного долга по займу, выданному в иностранной валюте, на национальную валюту;
- отсрочку платежа по основному долгу и (или) вознаграждению;
- изменение метода погашения задолженности или очередности погашения задолженности, в том числе с погашением основного долга в приоритетном порядке;
- изменение срока займа;
- прощение просроченного основного долга и (или) вознаграждения, отменой неустойки (штрафа, пени), комиссий и иных платежей, связанных с обслуживанием банковского займа;
- самостоятельную реализацию залогодателем недвижимого имущества, являющегося предметом ипотеки;
- представление отступного взамен исполнения обязательства по договору займа путем передачи банку (организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций) залогового имущества;
- реализацию недвижимого имущества, являющегося предметом ипотеки, с передачей обязательства по договору займа покупателю.