Новости

Дети «в спектре». Развитие по другому сценарию

Дети «в спектре». Развитие по другому сценарию

Развитие по другому сценарию

В последнее время мы все чаще слышим о детском аутизме. По оценкам разных ученых и Всемирной организации здравоохранения, в мире примерно каждый 50-й ребенок рождается с расстройствами аутистического спектра. Но проблема эта все еще не изучена до конца. Что же известно об аутизме сейчас, кто и как работает с детьми «в спектре»? Коррекционному центру для детей с расстройствами аутистического спектра и аутизмом «Dara ABA» в Таразе недавно исполнился год. Первый день рождения центра его сотрудники отмечали уже со множеством маленьких профессиональных побед: кто-то из малышей за это время, наконец, начал говорить, кто-то стал более усид­чивым, а значит, труд специалистов приносит свои плоды.

Не болезнь!

Директор коррекционного центра «Dara ABA» Зина Джанабердиева рассказывает, что аутизм – это не болезнь, а особенность психического и психологического развития, которая обычно характеризуется нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации. Аутизм бывает разный: высокофункциональный, когда расстройство не влияет на интеллектуальные способности ребенка, и низкофункциональный – противоположный первому. - В начале своего педагогического пути я практически ничего не знала об аутизме, работала с нормотипичными детьми в детских садах и школах. Я думала, что все дети-аутисты – гении, потому что было известно, что Альберт Эйнштейн был аутистом. Но когда я увидела в своей практике низкофункциональных аутистов, обучае­мость которых очень затруднена, поняла, что проблема гораздо шире, - рассказывает З. Джанабердиева. – Впервые эта тема заинтересовала меня, когда я устроилась ассистентом педагога-психолога в кабинет поддержки инклюзии в средней школе № 35. Там специалисты как раз обучали нас азам методики ABA (Applied behavior analysis), или ПАП (прикладной анализ поведения). Это интенсивная программа коррекции аутизма, основывающаяся на поведенческих технологиях и методах научения. Полученной информации Зине Джанабердиевой было недостаточно, и она начала изучать тему самостоятельно. - Вскоре я познакомилась с нашим учредителем Айнур Дуйсенбаевой, которая тоже изучала эффективность ABA-терапии и предложила открыть свой центр, где можно применять полученные из разных источников знания на практике, чтобы помогать детям с особенностями психического и психологического развития, - говорит собеседница. К слову, Зина Джанабердиева прошла три модуля онлайн-обу­чения по ABA-терапии в Канаде у известного поведенческого аналитика Зухры Камар. - У нас в Казахстане всего три поведенческих аналитика, которые окончили все четыре модуля этого курса. У меня на четвертый все никак не хватает времени, потому что я нужна деткам здесь и сейчас, - говорит З. Джанабердиева.

Любовь, внимание и терпение

Центр «Dara ABA» сначала располагался в небольшом здании в центре города, но учредителям хотелось, чтобы в теплое время года ребята могли гулять на свежем воздухе, поэтому сейчас они арендуют большой дом с просторным двором, где летом даже устанавливают детский бассейн. - У нас в команде 15 специалистов: массажист, логопеды-дефектологи, тренеры адаптивной физической культуры. Все имеют высшее образование, а методике ABA я обу­чила их сама, - говорит собеседница. – А еще к нам приезжала куратор из Астаны Жанар Калиева, под чьей супервизией мы работаем. Она тоже проводила занятия для наших сотрудников. В центре занимаются дети, которые имеют расстройства аутистического спектра, к примеру, задержку психического развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности. Корректируют специалисты также задержку речевого развития, которая не всегда является расстройством аутистического спектра, а также работают с детьми с синдромом Дауна. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план занятий. - Хорошо коррекции поддаются дети, которые пришли к нам в центр как можно раньше. Первые тревожные сигналы родители могут увидеть в очень раннем возрасте. Так, в три месяца малыш уже начинает узнавать маму и папу, следить за ними взглядом. Дети с расстройством аутистического спектра избегают зрительного контакта, не реагируют на свое имя, могут часто зацикливаться на одном и том же движении, - поясняет Зина Джанабердиева. Самому маленькому воспитаннику центра «Dara ABA» год и девять месяцев. По словам директора, результаты у малыша уже видны. - Сначала мы наблюдаем за ребенком и оцениваем его навыки, изучаем сильные и слабые стороны, а потом, согласно методике ABA, проводим индивидуальные занятия из нейропсихологии, дефектологии в игровой форме, - рассказывает она. – В своей работе применяем только метод поощрения. С нашими детьми нельзя иначе. Если такой малыш показывает нежелательное поведение – кричит, плачет, мы стараемся не показывать никаких эмоций и ждем, когда он успокоится. Дело в том, что дети с расстройством аутистического спектра не распознают наши эмоции, они их просто не понимают. Ребенку может понравиться то, что вы злитесь, и он будет делать так все время. Поэтому важно, чтобы он понял, что его нежелательные действия не производят абсолютно никакого эффекта. А вот когда малыш делает что-то правильное, социально приемлемое: обращается к нам, просит что-то, мы его поощряем, хвалим, даем почувствовать, что он справился с тяжелой задачей, ведь для него это так и есть. Для нормотипичных детей обратиться к человеку по имени, посмотрев ему в глаза, попросить карандаш или просто улыбнуться – обычное дело, но для детей с расстройством аутистического спектра – это большое достижение. Некоторым в процессе коррекции это дается легко, а кому-то нужно объяснять десятки раз. - Если нужно, мы объясняем и сотни раз, такая у нас работа. Мы ее сами выбрали, взяли на себя эту миссию – помогать детям учиться жить в обществе. Работа эта, конечно, монотонная. Бывает, коллеги выгорают, устают. Мы стараемся друг друга поддерживать, часто ходим все вместе петь в караоке. Это очень действенный способ разгрузиться эмоционально. Сходим на выходных, а в понедельник уже готовы снова помогать нашим детям. Они ведь, правда, все наши, мы их очень любим. А те, кто детей не любит, у нас надолго не задерживаются, у них это просто не получается, - говорит З. Джанабердиева. Она нацелена развивать центр – начать сотрудничать с государственными структурами и расширять штат. - Нам очень нужен русскоязычный учитель начальных классов. Методике ABA-терапии я обучу сама, нужно только, чтобы человек знал, как преподавать, - поделилась З. Джанабердиева. - Поэтому, пользуясь случаем, хотелось бы пригласить к нам в команду грамотного учителя, готового развиваться в профессии и любящего детей.

Откуда корни?

Почему рождаются дети с расстройством аутистического спектра и аутизмом, точно никто не знает. Сколько ученых – столько и мнений. У Зины Джанабердиевой, изучавшей этот вопрос углубленно, тоже есть свои предположения. - Я считаю, что экология, которая сейчас находится в плачевном состоянии, очень влияет на то, что в последнее время увеличилось число таких детей. Неправильное, несбалансированное питание тоже играет свою роль. Очень многие, казалось бы, несерьезные факторы могут повлиять на работу мозга малыша. Поэтому важно, чтобы будущие родители планировали беременность, проходили все необходимые обследования и предупреждали разные проб­лемы еще до зачатия, - говорит специалист. – Многие говорят о так называемом цифровом аутизме и пагубном влиянии гаджетов на детскую нервную систему и мозг, я скорее не поддерживаю это мнение, думаю, что причины гораздо глубже, а гаджеты могут стать лишь триггером.

Понимать и принимать

Как рассказывает З. Джана­бердиева, обеспокоенные родители детей с расстройством аутистического спектра часто не хотят понимать реально положение вещей и увереные, что ребенка можно вылечить в прямом смысле этого слова. Часто это только мешает. - Я, конечно, понимаю таких мам и пап. Они находят информацию в Интернете о чудодейственных препаратах и готовы отдать любые деньги, лишь бы их малыш «поправился». Я в таких ситуациях стараюсь говорить с ними как психолог. Объясняю, что их ребенок не болен, он просто развивается по другому сценарию, и эта особенность будет с ним всегда. При правильной коррекции поведения он сможет интегрироваться в социум и жить как все. Не всегда нужны ноотропы и другие препараты, часто они делают только хуже, поэтому я советую много раз подумать и проконсультироваться не с одним врачом, прежде чем давать их ребенку, - отмечает специалист. – В некоторых случаях достаточно найти хорошего нутрициолога, наладить режим сна ребенка и заниматься с ним дома после основных занятий в нашем центре. Результат точно будет.

Работа общества

Директор центра «Dara ABA» говорит, что сама пока не может давать родителям профессиональные рекомендации, но очень хотела бы пригласить в Тараз специалистов из Астаны, чтобы они обучили мам и пап азам работы с детьми с расстройством аутистического спектра. - С нашими детьми мало заниматься несколько часов в день. Желательно, чтобы работа шла все время, чтобы дома родители тоже старались корректировать поведение ребенка, тогда результаты будут качественными и улучшение наступит гораздо быстрее. Пока обучение мы провести не можем, это довольно дорого, - говорит З. Джанабердиева. По ее словам, важно в этом вопросе и участие социума и государства. Дети с расстройством аутистического спектра могут и должны учиться в обычных школах, но им иногда нужно чуть больше внимания, поэтому в общеобразовательных школах должны работать тьюторы. Пока эта практика у нас не развита. - В нескольких школах есть тьюторы, но широко такой формат работы еще не распространен, а жаль. Детям с расстройством аутистического спектра всегда нужна будет особенная поддержка в процессе обучения, поэтому я считаю, что наших педагогов нужно готовить к работе с такими детьми на государственном уровне и в обязательном порядке. Мы много говорим о необходимости развития инклюзии, это был бы один из значимых шагов. Надеюсь, что скоро так и будет, - заключила собеседница.

Камила ПОЛЯКОВА

[gallery size="publisher-md" bgs_gallery_type="slider" ids="59683,59684,59685"]