Меню
20 января, 2023 / iamsts / Новости

Вверх по лестнице. С чего начинается карьера чиновника

Вверх по лестнице. С чего начинается карьера чиновника

Вверх по лестнице. С чего начинается карьера чиновника Вверх по лестнице. С чего начинается карьера чиновника
Фото из открытого источника

 width=С чего начинается карьера чиновника

Действенность работы государственного аппарата в значительной степени зависит от качества подготовки и квалификации наших чиновников. Эти вопросы, в свою очередь, в значительной степени находятся в ведении департамента Агентства РК по делам государственной службы по Жамбылской области. О работе этой структуры в прошедшем году и о нововведениях в Закон «О государственной службе РК» мы попросили рассказать руководителя управления департамента Ермека Тумабекова. - Мы занимаемся координацией государственной службы, вопросами поступления на госслужбу и соответственно прохождения, - пояснил Ермек Абдуллаевич. - Отбор административных госслужащих, как правило, осуществляется на конкурсной основе. Так работает конституционный принцип равного доступа граждан к государственной службе. Законом о госслужбе определены понятия: политические гослужащие и административные госслужащие. Политический госслужащий несет ответственность за реализацию политических целей и задач. На региональном уровне политическими госслужащими являются акимы области, города и районов, первый заместитель и заместители акима области. Административный государственный служащий осуществляет свою деятельность на постоянной или избранной профессиональной основе, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан. Следует отметить, что часть административных служащих являются выборными. Это акимы сельских округов. В 2021 году были внесены изменения в выборное законодательство: кандидат на выборную должность должен соответствовать определенным требованиям. Есть ограничения разного плана: если кандидат имеет неснятую или непогашенную судимость, если совершил коррупционное правонарушение, был уволен за совершение проступка, дискредитирующего государственную службу, он не может поступить на госслужбу. Все требования изложены в статье 16 Закона «О государственной службе РК». На нас возложено рассмотрение документов, которые кандидаты на выборную должность подают в соответствующую избирательную комиссию. Наши специалисты просматривают документы кандидата и дают заключение, соответствует ли он требованиям. Теперь немного статистики. В 2022 году к нам поступило 146 писем на согласование о соответствии требованиям законодательства документов кандидатов в акимы сельских округов. Даны положительные заключения на 130 кандидатов, в отношении 14 кандидатов даны отказы в согласовании в связи с несоответствием требованиям закона и в двух случаях по предоставленным документам не было возможности выявить соответствие требованиям. Как правило, несоответствие касалось именно совершенных коррупционных действий либо непогашенных судимостей. Что касается выборности акимов, то на каждый сельский округ бывает несколько кандидатов, и после получения заключения начинается работа с избирателями. Кроме того, они проходят обязательную специальную проверку в органах Комитета национальной безопасности. Что касается конкурсного отбора при поступлении на административную государственную службу, то конкурсов у нас на сегодняшний день два вида - это внутренний и общий. Во внутреннем имеют право принимать участие только действующие государственные служащие. Так осуществляется принцип меритократии. Говоря простыми словами, меритократия - это избрание среди равных лучшего. Наша система госслужбы тяготеет к карьерной модели, то есть обеспечивает карьерный рост госслужащих. Что касается общего конкурса, то в нем принимают участие как действующие служащие, так и граждане Республики Казахстан. То есть главное требование на должность кандидата - обладать гражданством РК и соответствовать квалификационным требованиям. - Расскажите, пожалуйста, о таком этапе конкурса, как тестирование. - Тестирование обязательно для лиц, которые принимают участие в конкурсе и при этом не имеют статуса государственного служащего. Участники конкурса, являющиеся действующими госслужащими, тестирование не проходят. Тестирование - один из важнейших элементов в оценке кандидатов. Первый вид тестирования пре­дусматривает, что кандидаты регистрируются через eGov или цон и проходят тесты по той или иной программе. Первый этап тестирования - на знание законодательства, кандидат должен знать перечень законодательных актов, их суть. При этом есть и свои пороговые значения. Если кандидат прошел первый этап, то после небольшого перерыва следует этап оценки его личных качеств - уровень стрессоустойчивости, неприятия коррупции, умение решать логические и ситуативные задачи. После прохождения этого этапа кандидат получает соответствующий сертификат. При этом он сразу регистрируется в электронном формате, так что даже нет надобности получать его в печатном виде. Результаты тестирования действительны в течение года. - А если кандидат не сдал тестирование по тем или иным показателям? - Бывает, что кандидат не знал нормы законодательства, в самом начале тестирование провалил, попросту говоря. Через 15 дней он имеет право на повторную сдачу первого этапа тестирования. Количество попыток неограничено. Бывает так, что первый этап кандидат прошел успешно, а тест на оценку личных качеств - нет. В таком случае он повторно идет только на второй этап тестирования. Отмечу, что вся процедура совершенно прозрачна, присутствуют средства объективного контроля, ведется видеозапись. Если кто-то из кандидатов не согласен с полученной оценкой, может ее оспорить. - Каков сегодня состав госслужащих? - Сегодня на территории области функционируют 427 государственных органов, в том числе 329 местных исполнительных органов, 26 - областного уровня, 147 - районного, 156 - сельского уровня. Насчитываются 99 территориальных подразделений центральных органов, в том числе областного уровня - 34, районного - 64. Кроме того, в регионе 13 ревизионных комиссий, в том числе две областного уровня и 11 - районного. Общая штатная численность государственных служащих в области 4485 человек, из них в местных исполнительных органах - 2250 и центральных - 1935. Численность фактическая составляет 4299 человек. Политических госслужащих насчитывается 16 человек. Общее количество вакантных должностей составляет 169 единиц, из них в территориальных подразделениях центральных госорганов - 81, в местных исполнительных органах - 88. Что до гендерного состава, то в госорганах региона трудятся 1994 женщины, или 46,2 процента об общего количества госслужащих. Государственных служащих руководящего состава насчитывается 1189 человек, в том числе 369 женщин (31 процент). Сотрудников пенсионного возраста, продолжающих службу на основе трудового соглашения, - 31 человек, или 0,7 процента. Количество сотрудников с ограниченными возможностями - 43, или один процент от общего количества. Имеют высшее образование 3970 госслужащих, со средним профессиональным - 346. При этом 778 госслужащих имеют более одного высшего образования, девять имеют ученые степени, 160 обучались за рубежом, 158 имеют степень магистра. Кроме того, 42 госслужащих завершили обучение по программам подготовки и переподготовки государственных служащих на основании государственного заказа или в зарубежных вузах по приоритетным специальностям. Окончили Академию государственного управления при Президенте РК 38 человек. Экономическое высшее образование имеют 39,4 процента госслужащих, техническое - 20,9 процента и юридическое - 13,1 процента. Возрастной состав: 25 сотрудников гос­органов в возрасте до 22-х лет, 653 - от 23 до 29 лет, 1434 - от 30 до 39 лет, 1113 - от 40 до 49 лет, 1091 человек - от 50 лет и старше. Средний возраст госслужащих - 40,9 года. Средний стаж работы на государственной службе - 12,6 года, в занимаемой должности - чуть более пяти лет. - Как часто проходят конкурсы? - В 2022 году государственными органами области объявлены конкурсы на занятие 1363 вакантных административных государственных должностей (в 2021 году - 1300). В конкурсах на занятие вакансий приняли участие 1911 человек, выявлен 781 победитель. Незанятыми остались 582 вакансии. По 436 вакансиям не было претендентов в ходе конкурсов. В то же время по 884 вакантным должностям конкурс проведен с участием наблюдателей, из которых 703, или 79,5 процента, являлись представителями территориального департамента по делам госслужбы. За прошлый год подано заявлений на тестирование от 5327 человек (за аналогичный период 2021 года - 4068). Преодолели пороговое значение 1707 человек, или 32 процента от общего количества участников (за аналогичный период 2021 года - 941, или 35,1 процента). На административную государственную службу в корпус «Б» приняли участие в тестировании 3299 человек, из них преодолели пороговое значение 952 человека, или 29 процентов. Вместе с тем 2028 человек подали заявление для прохождения тестирования на правоохранительную службу, из них преодолели пороговое значение - 755 человек, что составило 37,2 процента. Кроме того, в отчетном периоде 1875 человек подали заявление на прохождение тестирования по оценке личностных качеств, из них преодолели пороговое значение 1657 человек, что составило 88,4 процента (за аналогичный период 2021 года - 1342, или 88 процентов). Всего за прошлый год назначены на государственные должности 1286 человек. За отчетный период 233 впервые принятым госслужащим назначен испытательный срок. Уволены до окончания испытательного срока 13 человек. В прошлом году 1234 госслужащих прошли обучение: курсы переподготовки прошли 225, повышение квалификации - 1009. Если точнее, 40 госслужащих прошли обучение в Академии государственного управления при Президенте РК, 1170 - в филиале Академии Государственного управления при Президенте РК по Жамбылской области и 24 - в других организациях. - Как часто госслужащие сменяются? - Общая сменяемость за прошлый год составила 1195 человек, или 26,6 процента от штатной численности государственных служащих. При этом 581 госслужащий освобожден от занимаемой должности в связи с переходом в другие госорганы либо внутри одного госоргана по конкурсу и переводу. Фактически ухода из системы государственной службы не произошло. Вместе с тем 52 человека уволены в связи с переходом в частный или квазигосударственный сектор, 114 человек освобождены по собственному желанию, восемь сотрудников местных исполнительных органов подали в отставку. В связи с уходом на пенсию освобождены от должности 56 служащих. По отрицательным мотивам уволены 13 госслужащих. Еще 371 государственный служащий освобож­ден от занимаемых должностей по другим причинам (в связи с сокращением штата, реорганизацией госоргана, выходом основного работника и так далее).

Беседовал Юрий ЕФИМОВ

Самые читаемые статьи недели: