Новости

Вчера и сегодня. Как зародилось женское движение в регионе

Вчера и сегодня. Как зародилось женское движение в регионе

 width=Как зародилось женское движение в регионе

В канун женского праздника, обязанного появлением движению феминизма, интересно вспомнить, как зарождалось женское движение в Казахстане. В начале прошлого века к власти пришли большевики, что означало не только смену государственного строя, но и начало целого ряда социокультурных экспериментов, аналогов которым не знала история человечества. Преобразования затронули практически все сферы жизнедеятельности, в том числе был запущен сложный и многосторонний процесс эмансипации. Новая власть рассматривала роль казахской девушки в обществе в русле собственной идеологии, что требовало коренных изменений. Конечно, привить большевистское мировоззрение женщинам с низким образовательным уровнем (0,7 процента от общего числа) было несложно. Таким образом, РКП(б) в целом и в Туркестане, в частности, как можно активнее занялась проблемой женщин-мусульманок в регионе. Первая конференция беспартийных женщин-мусульманок города Аулие-Аты состоялась 9 марта 1921 года. С открытием конференции их поздравили наиболее известные и влиятельные в городе политические активисты Абланов, Ахметжанов, Рахманберди и Палий. Были рассмотрены решения Всероссийского съезда мусульманок, участницы конференции высказали свою заинтересованность в его работе и выразили поддержку Советскому правительству. Были избраны делегаты на областную конференцию, их представила председатель президиума Серикбаева. Делегаты подняли вопрос о создании организации женщин-мусульманок и в принятой резолюции подчеркнули, что это следует рассматривать как насущную необходимость. Позднее при Сырдарьинском обкоме (Сыробкоме) Туркестанской компартии для координации активной работы женщин районов и городов был создан постоянный женский отдел (жен­отдел). Его необходимость была продиктована необходимостью укрепления связей с советскими учреждениями, поскольку эта работа «…плохо ведется среди женщин в учреждениях, но принимаются меры… Ожидается, что эти связи улучшатся». Особое внимание уделялось работе среди местного населения. При областной партийной школе работала женская секция, а также «была открыта 3-х месячная школа для работниц при филиале Восточного университета, где обучались 32 студентки». В результате была открыта ковроткацкая артель на 50 женщин. Об особенности работы, проводимой внутри этой политико-демографической группы, можно судить по письму, направленному Сырдарьинским обкомом РКП(б) в средние организации области, в котором женсоветам предлагается проводить «областные, районные советы, сельские сходы социалистических женщин по вопросам избирательной кампании Советов и акцентировать их внимание на это дело, широко привлекать к работе женщин из кишлаков, аулов и деревень». Кроме того, рассматривается вопрос активного включения в указанные процессы работающих женщин всех национальностей, проживающих в Казахстане. Однако в начале 20-х годов влияние Компартии в обществе было довольно слабым. В апреле 1921 года на четвертой Аулиеатинской уездно-городской конференции говорилось о том, что «...уездная партийная организация слишком слаба, слаба работа партии и в районе, и в городе, руководящая роль уездного комитета партии отсутствует, без это коммунистические организации и другие партийные организации не смогут работать...». В связи с этим уездному комитету партии даны рекомендации «... приложить все усилия для создания коммунистических первичных организаций в городе и уезде, при коммунистических фракциях профсоюзов организовать субботники с участием молодежных, мусульманских и русских союзов и привлечением женщин…». В последующие периоды первичные партийные организации и партийные ячейки действовали под бдительным оком аппарата среднего звена, хотя такой контроль не мог гарантировать, что они не отклонятся от указаний центральных партийных органов. Именно в этот период среди казахстанок стали появляться общественные деятели. Одна из девушек, чье имя вошло в историю, - Нағима Ыдырысқызы Арықова (1902-1956). Она родилась в крестьянской семье в городе Верном. Закончив в Семее губернскую совпартшколу и курсы школы марксизма-ленинизма в Москве, стала активной участницей женского коммунистического движения. В 1923 году она стала заведующей женотделом райкома партии в Каркаралинском уезде, а в 1924 году - начальником районных курсов организаторов работы среди женщин Киробкома в Оренбурге. В 1925-1928 годах работала членом бюро Казахского обкома РКП(б) и заведующей областным женотделом. С июля 1937 по август 1938 года была наркомом социальной защиты населения КазССР. Другое известное имя - Сара Сатбаевна Есова. Она родилась в 1903 году в Сырдарьинской области. С 17 лет занималась общественной деятельностью, после окончания в 1919 году Оренбургского педагогического училища несколько лет работала учительницей. В 1922 году в обкоме РКП(б), позже в ЦК ВЛКСМ Туркестанской Республики работала начальником отдела по работе с девушками. В 1921 году избрана делегатом IX Всероссийского съезда. В 1922-1925 годах редактировала Жетысускую региональную газету «Тілші» и журнал «Равноправие женщин». С 1928 года Сара Есова возглавляла республиканский комитет работников народного образования. В целом в Сырдарьинской области, в которую входил Аулиеатинский район, в 1924-25 годах 11 процентов руководителей, возглавлявших сельские советы, составляли женщины, а в 1929 году этот показатель достиг 21 процента. В 1929 году в нашей республике было открыто 109 учебных заведений по обучению искусству ковроткачества. Сегодня в Казахстане более четырех миллионов работающих женщин. Большая их часть (47,3 процента) имеет высшее и послевузовское образование.

Сейдахан БАХТОРАЗОВ, профессор, директор центра изучения истории Туркестанского края имени Ж. Баласагуна, член региональной комиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий