Жамбылской таможне — 20 лет
Четырнадцать лет назад, когда я пришла на работу в Жамбылский таможенный комитет, необходимость автоматизировать и оснащать техникой таможенные посты четко осознавалась, но возможностей для этого не было. Специфика таможенных органов заключается в том, что они наделены полномочиями как правоохранительного, так и фискального характера. Со вступлением в Таможенный союз внимание к оснащению таможенных постов специальным оборудованием выросло. Как результат сразу же увеличилось количество выявленных фактов контрабанды запрещенных товаров и недекларированной валюты. Вес изъятых на постах наркотических средств вырос в разы. В целом же усиление борьбы с контрабандой и строгая статистика привели к тому, что теперь более 36 процентов поступлений в республиканский бюджет приходится на долю таможенных органов. Всего же с начала года жамбылскую границу пересекло 13288483 физических лица, 1396346 автомобилей, 1813 железнодорожных составов, 10 самолетов. Оформлено 9919 деклараций на товары, 290696 пассажирских деклараций, 69570 деклараций на транспортные средства международной перевозки, 11670 транзитных деклараций, закрыта процедура транзита по 11661 декларации. Конечно, сотрудникам таможни существенно помогает поисковая техника. Сейчас каждую машину, проезжающую через границу, досматривают специальным зеркалом, закрепленным на длинной гибкой ручке. Оно позволяет разглядеть самые труднодоступные участки в транспортных средствах. Для проверки ручной клади без вскрытия применяется рентгенотелевизионная установка: на экране монитора видно всё содержание багажа. Есть специальные рентгеновские сканеры и для машин. Недавно благодаря досмотру на таком агрегате с дополнительным привлечением кинологов на таможенном посту «Кордай» удалось пресечь контрабанду более 180 килограммов опия. Также используются сейф-пакеты и электронные пломбы. Всего жамбылские таможенники сегодня применяют около двадцати видов различного оборудования. Наша область имеет 716 километров общей государственной границы с Кыргызстаном. Таможенный контроль за перемещением физических лиц, транспортных средств и товаров осуществляют пять грузопассажирских контрольно-пропускных пунктов, из которых «Кордай» и «Карасу» имеют международный статус, и три двусторонних КПП - «Аухатты», «Сортобе» и «Аксу». Бразильский сахарный сырец, немецкие автомашины, украинские конфеты и трубы, российские кондитерские изделия и корма для животных, цемент и удобрения из Узбекистана проходят через пост «Тараз ЦТО». Основная задача этого поста - таможенное оформление товаров и транспортных средств, прибывших и убывших в областной центр по автомобильным и железным дорогам. Здесь же предприниматели получают разрешение на вывоз металлургической и химической продукции отечественных производителей. Через таможенный пост «Айша биби» везут к нам в основном сельхозпродукцию. Всего на территориях Байзакского и Жамбылского районов, попадающих в зону поста, проживает около 140 тысяч человек. И основной отраслью производства региона является сельское хозяйство. Через автопереходы таможенного поста «Айша биби» ежедневно на территорию области прибывают и жители Таласской области Кыргызстана для реализации своей сельскохозяйственной продукции на рынках Тараза. Основную долю в объеме импорта составляют молочная и плодоовощная продукция, кондитерские изделия. Один из самых оживленных внешних переходов на жамбылской границе - таможенный пост «Кордай». Через его коридоры в нашу область поступают в основном товары народного потребления. Проходимость этого поста в среднем составляет 30 тысяч человек в сутки и в три раза превышает проектную. Одно время поступали справедливые жалобы от граждан, что им приходится подолгу стоять в очередях. Создавали их по большей части «челноки» - те самые импортеры товаров народного потребления. После того как разрешили 50 килограммов товара на человека перемещать через границу беспошлинно, торговцы на-шли способ завозить вещи с наименьшими выплатами. Они стали разгружать машины у границы, делить груз на партии и нанимать дешевых носильщиков, которые переносили сумки как ручную кладь. По эту сторону границы машина опять загружалась и везла товар до места назначения. Носильщики выстраивались длинной вереницей и задерживали гостей и туристов. Эту проблему удалось решить внедрением «красного коридора» для граждан с товаром и «зеленого коридора» - для всех остальных. Кроме того, определены уполномоченные экономические операторы, которые перемещают товар через границу. Они перевозят основную массу товаров народного потребления, оформляя все в соответствии с законодательством. Поэтому им предоставляются определенные налоговые преференции. И сейчас часть мелких оптовиков прибегает к услугам этих операторов, что выгодно и самим «челнокам», и государству. Сейчас нагрузка на таможенную службу как форпост экономического благополучия страны выросла еще больше. На постах появились санитарно-карантинные пункты пропуска. Их сотрудники следят за тем, чтобы в Казахстан не завезли болезни, провоцирующие эпидемические вспышки. К счастью, пока ситуация на границе не вызывает тревоги. В целом же, несмотря на то что работа таможенной службы временами вызывает нарекания, нередко справедливые, нужно отдать должное нашим сотрудникам, которые стоят на охране безопасности страны наряду с другими силовыми и фискальными органами.Гульмира НУСКАБАЕВА, начальник управления организации таможенного контроля