Топливный дисбаланс. Стоимость казахстанского горючего способствует его перепродаже за границу
Топливный дисбаланс. Стоимость казахстанского горючего способствует его перепродаже за границу
Стоимость казахстанского горючего способствует его перепродаже за границу
Министр энергетики РК Болат Акчулаков, выступая 3 апреля на брифинге на площадке Службы центральных коммуникаций при Президенте РК, доложил о текущей ситуации на внутреннем рынке горюче-смазочных материалов, озвучил меры, которые уже сегодня принимаются в стране для регулирования цен и снижения дефицита топлива, и рассказал о возможных путях решения топливной проблемы в целом. По его мнению, в первую очередь необходимо снизить ценовую разницу между Казахстаном и соседними странами. Как отметил Болат Акчулаков, несмотря на то, что за последние пять лет Казахстан увеличил производство бензина и дизельного топлива в разы, некоторые регионы все равно столкнулись с их дефицитом. По информации Минэнерго РК, после модернизации трех нефтеперерабатывающих заводов их производственная мощность увеличилась на три миллиона тонн и достигла почти 17 миллионов тонн в год. - За последние пять лет мы увеличили производство бензина почти на 70 процентов (с трех миллионов до пяти миллионов тонн), а дизельного топлива - на 30 процентов (с четырех миллионов до 5,2 миллиона тонн), - сообщил Болат Акчулаков. По словам Болата Акчулакова, в прошлом году, несмотря на рекордный объем выработки дизтоплива - 5,2 миллиона тонн, в некоторых регионах страны ощутили его нехватку. Возникший дефицит в объеме порядка 350 тысяч тонн (без учета зимнего дизтоплива) пришлось перекрывать за счет дорогого импортного топлива. Между тем потребление основными отраслями экономики, такими как горно-металлургический комплекс и железная дорога, оставалось на прежнем уровне. По мнению Б. Акчулакова, основными факторами постоянно растущих объемов потребления являются транзитный автотранспорт, а также «серый» экспорт в соседние страны. Так, по самым скромным подсчетам, в прошлом году на долю транзитного транспорта пришлось около 150 тысяч тонн дизтоплива. Еще около 200 тысяч тонн горючего было вывезено «серым» экспортом (по расчетам IHS Markit). По словам министра энергетики РК, причина тому - значительная разница в цене. Казахстан входит в список стран с самыми низкими ценами на горюче-смазочные материалы. Например, в России стоимость дизтоплива в среднем составляет 345 тенге за литр, что дороже на 45 процентов, а в Кыргызстане цена выше на 64 процента и составляет 390 тенге за литр, в Узбекистане оно дороже в два раза - 80 тенге за литр (101 процент).Всему виной низкие цены
По мнению Болата Акчулакова, ситуация в сопредельных странах оказывает значительное влияние на внутренний рынок горюче-смазочных материалов Казахстана. Маржа от перепродажи только казахстанского дизельного топлива за границу составляет от 50 до 120 процентов и более, суммарно доходит до 140 миллионов долларов в год. К примеру, в марте прошлого года розничные цены на дизельное топливо в Российской Федерации снизились до уровня цен в Республике Казахстан. В результате на приграничных с Россией АЗС существенно снизились продажи топлива, поскольку пропала заинтересованность в его вывозе из Казахстана. Осенью, по словам министра, произошел резкий рост розничных цен в соседних странах, и, как следствие, несмотря на увеличение производства дизтоплива, наша страна снова столкнулась с его острой нехваткой. В этом году диспаритет цен сохраняется. И в марте мы снова увидели рост потребления по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 15 процентов. В такой ситуации казахстанское дизтопливо будет однозначно «утекать» в другие страны в еще больших объемах. Уже в этом году мы можем столкнуться с дефицитом в объеме до 850 тысяч тонн, считает министр энергетики. - Если раньше дефицит частично перекрывался за счет наращивания объемов производства, то сейчас наши нефтеперерабатывающие заводы работают на пределе своих возможностей. В ближайшие шесть лет существенно увеличить производство дизтоплива физически невозможно (до расширения Шымкентского нефтеперерабатывающего завода). Таким образом, Казахстан своим дешевым топливом фактически субсидирует экономики других стран в ущерб собственным национальным интересам, - подчеркнул Болат Акчулаков.Трудный, но необходимый шаг
Уже сегодня в Казахстане введен запрет на вывоз горюче-смазочных материалов железнодорожным и автомобильным транспортом. Приняты законодательные нормы, обязывающие ресурсодержателей продавать горючее напрямую заправочным станциям. Устранены непродуктивные посредники при поставках нефти и реализации нефтепродуктов. Кроме этого, по словам министра энергетики, для снижения дефицита в августе прошлого года был введен механизм дифференцированных цен (для иностранцев - 450 тенге за литр) и лимит заправки (не более 300 литров в день). Однако теневой экспорт всегда находит возможности для обхода ограничительных мер. - И каждый раз мы вынуждены в срочном порядке закупать дорогое импортное топливо, чтобы не допустить нехватки, - констатировал Болат Акчулаков. По его мнению, с текущими ценами, сколько бы Казахстан ни увеличивал производство горючего, его всегда будет не хватать. С такой разницей в ценах его переток в соседние страны как был, так и будет продолжаться. При этом объемы будут только увеличиваться. Никакие ограничительные меры не дадут должного эффекта. К тому же сохранение диспаритета цен на ГСМ создает стимулы для работы теневого рынка и наносит ущерб национальным интересам Казахстана. Более того, низкие цены на горюче-смазочные материалы не дают возможности привлекать инвестиции и развивать нефтегазовую отрасль, проводить геологоразведку и пополнять ресурсную базу. - Мы должны пойти на сложный, но в то же время нужный шаг - повысить предельные розничные цены, в частности, на бензин марки Аи-92 и Аи-93 - со 182-187 (в зависимости от региона) до 205 тенге за литр (рост 11 процентов); цена на дизтопливо составит 295 тенге за литр. Сейчас в зависимости от региона цена варьируется от 230 до 260 тенге (в среднем рост 20 процентов). Если не сократить разницу в ценах, то уже в ближайшее время мы столкнемся с тотальным дефицитом топлива. Более того, это закроет пути для дальнейшего развития отрасли и будет угрожать энергетической безопасности страны, - резюмировал министр энергетики.Подготовила Анна МАСТЕРКОВА