Новости

Новый импульс. В Таразе обсудили взаимодействие вуза и школы

Новый импульс. В Таразе обсудили взаимодействие вуза и школы

В Таразе обсудили взаимодействие вуза и школы

Международный научно-методический семинар с приглашением ведущих ученых и методистов вузов Москвы, Шадринска, Китая, Чехии, а также Казахстана провела кафедра «Русский язык и литература» Таразского регионального университета имени М. Х. Дулати. Здесь имеется богатый опыт взаимодействия со школами города и области: это и выездные заседания кафедры, рецензирование авторских программ учителей, их методической продукции, консультирование научных проектов школьников, проведение школьных олимпиад и многое другое. Однако особое место в этой цепочке занимают международные научно-методические семинары. Тема очередного семинара «Текстоцентричность в обучении русскому языку и литературе» определена в связи с основополагающим критерием современной лингводидактики: текстоцентрический подход как приоритетное направление в осмыслении, изучении филологических дисциплин. В работе семинара активное участие приняли учителя более 33 средних общеобразовательных школ, а также лицеев, гимназий. Большим достижением этого семинара считаем молодых учителей-выпускников образовательной программы по подготовке учителей русского языка и литературы. Динамика развития отечественной образовательной системы диктует необходимость коренного пересмотра содержания образования. В учебный процесс активно внедряются современные образовательные технологии, расширяется спектр использования возможностей аудиови­зуальных и компьютерных средств обучения. Все эти проб­лемы нашли широкое отражение в сообщениях выступающих. Реестр тем, обсуждаемых на семинаре, отличался разнообразием, глубиной осмысления и анализа. Так, Светлана Колесникова, доктор филологических наук, профессор Московского педагогического государственного университета, познакомила слушателей с особенностями интерпретации концептов «дети», «семья», «жизнь» в текстовом пространстве романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Евгений Степанов, доктор филологических наук, заслуженный профессор Сяосян Хунаньского педагогического университета (Китай), рассказал об особенностях работы над текстами российско-китайских договоров и соглашений в аспекте формы, семантики, особенностей использования лексических и грамматических ресурсов. Надежда Ланцевская, кандидат культурологии, доцент Шадринского государственного педагогического университета, представила слушателям интересное погружение в творческую лабораторию создания поэтического текста. Участники семинара отметили значимость вузовской методики интерпретации текста как явления многомерного и аспектного, представленной в выступлениях Куляш Даркуловой, кандидата филологических наук, доцента Южно-Казахстанской медицинской академии (город Шымкент), Гульнары Абдрахман, кандидата филологических наук, профессора Таразского регионального университета имени М. Х. Дулати, Светланы Мисяченко, кандидата филологических наук, завкафедрой Северо-Казахстанского университета имени М. Козыбаева. Высоко оценили присутствующие на семинаре педагоги интересный опыт работы с текстами разной функционально-стилистической отнесенности Александра Мацулевича (Чешская республика, город Острава), Ирины Цой, педагога-мастера гимназии № 40, Оксаны Подлесной, педагога-мастера гимназии № 40, Ирины Протасовой, педагога-модератора школы-гимназии № 1 имени Ш. Муртазы (Жуалынский район), Александры Ханиной, педагога-исследователя гимназии № 40, Ольги Лазариди, педагога-исследователя гимназии № 40. Пополнили методическую копилку учителей и сообщения Виктории Гученко, педагога-модератора школы № 35, Айсулу Бейбитовой, педагога-мастера школы-гимназии имени Б. Момышулы (Жамбылский район), Татьяны Охрименко, педагога-эксперта гимназии № 40, щедро поделившихся разнообразными творческими заданиями, использующимися при работе с текстом на уроках русского языка и литературы. Планомерная, умело организованная работа с текстом на протяжении всего периода обучения, по мнению Жамал Омирбаевой, педагога-модератора, Райхан Танибековой, педагога-модератора, Ботагоз Макашевой, учителя Назарбаев Интеллектуальной школы физико-математического направления (город Тараз), Инны Шевченко, педагога-исследователя специализированного лицея для одаренных детей (город Тараз), позволит эффективно, на качественно новом уровне реализовать интеграцию учебных предметов не только через предметное содержание, но и дидактические технологии, нацеленные на формирование у учеников умений воспринимать завершенную информацию и порождать собственный текст. Большой резонанс вызвали и выступления молодых учителей Алены Горбичевой, педагога-модератора школы № 32, и Махаббат Абеновой, педагога-модератора гимназии имени Гани Муратбаева (село Сарыкемер, Байзакский район). Важно, что в течение ряда лет активное участие в организации семинаров кафедры принимают студенты старших курсов (под руководством Гульмиры Игиликовой), которые обеспечивают регистрацию участников, бесперебойную работу техники. Кандидат педагогических наук, доцент, завкафедрой Лескуль Ибраимова поблагодарила участников за конструктивный, содержательный и плодотворный диалог в обсуждении актуальной тематики, отметила царившую на семинаре атмосферу сотрудничества, педагогического поиска, а также выразила признательность руководству Университета Дулати, институту «Ұстаз» за помощь в достойной организации мероприятия.

Ангелина АЛАДЬИНА, Мария МИНАЙДАРОВА, доценты кафедры «Русский язык и литература» Университета Дулати