Новости

Цифровизация не за горами. Новые технологии, возможно, придут и в глубинку

Цифровизация не за горами. Новые технологии, возможно, придут и в глубинку

Новые технологии, возможно, придут и в глубинку

В ходе встречи с Президентом страны Касым-Жомартом Токаевым, состоявшейся в феврале текущего года, представители аграрной сферы отметили необходимость повышения качества жизни на селе, улучшения состояния дорожно-транспортной и социальной инфраструктуры, в том числе школ и детских садов, а также подготовки кадров. Глава государства поддержал все предложения и поручил Правительству провести тщательный анализ состояния дел в сельском хозяйстве с учетом мнения аграриев. Понять фермеров нетрудно. Сегодня постоянно говорят о том, что сельские населенные пункты нуждаются в обновлении, там нет дорог, воды, элементарных благ цивилизации. При этом все смотрят на село, как на основного поставщика продуктов питания. Ведь в городе нет условий для содержания скота и выращивания овощей. В то же время не всем сельчанам доступны Интернет, новые гаджеты и другие блага урбанизации. Но в агросферу уже приходят - пока еще медленно - цифровые технологии, робототехника, беспилотники и так далее. И рынок труда так же стремительно меняется, как и меняются требования к образовательным методикам и образованию в целом. Об этом нам рассказал директор института «зеленого» и устойчивого развития при Казахском национальном аграрном исследовательском университете (КазНАИУ) Рафис Абазов. - Рафис Фанисович, вы ведете в КазНАИУ образовательную программу с фокусом на цели устойчивого развития ООН и международный опыт в обучении современным подходам к предпринимательству, таким, как инновационное мышление, навыки бизнес-инкубирования и работы со стартапами. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее. - Известный американский бизнесмен Джек Уэлч как-то сказал: «Меняйтесь раньше, чем вас заставят это сделать!» Не побоюсь сказать, что в первой четверти XXI века научно-технический прогресс шел достаточно медленно, хотя и уверено входил в нашу жизнь через информационно-коммуникационные технологии. При этом он не сильно менял наш образ жизни. А теперь многие эксперты, например, эксперты международного форума в Давосе, ожидают стремительный технологический рывок, который может привести к серьезным изменениям вокруг нас в течение следующего десятилетия. - И что же из этих трендов ожидается в Казахстане? - Футурологи указывают на три основных тренда. Прежде всего это внедрение концепции «умный дом» через использование бытовой робототехники в наших домашних и рабочих условиях. Во-вторых, внедрение нового формата организации нашего жизненного пространства - и городского, и сельского. И это будет происходить через использование искусственного интеллекта в ведении бизнеса, да и просто домашнего хозяйства, и в совершенно новом формате получения и использования информации и развлечений (возможно, многие из нас станут частью погруженной реальности). И третье, как ни парадоксально для такой огромной страны как Казахстан, - это развитие высоких агротехнологий, таких, как городские микрофермы, вертикальные промышленные и домашние парники, встроенные зеленые насаждения на балконах, в стенах и даже на крышах! - И какие же знания и компетенции нужны молодежи, чтобы стать успешными в ХХI веке? - По оценкам национальных экспертов, 52 процента рабочих мест находятся под угрозой автоматизации и не менее 20 процентов специальностей скоро просто исчезнут. Многие страны мира уже столк­нулись с аналогичными проблемами еще в начале этого века, и поэтому мы стали не только мониторить рынок труда, но и заранее строить образовательные модели для цифрового столетия и Атласы профессий будущего. Впрочем, рынок труда в каждой стране разный, хотя есть много схожего, особенно в контексте глобального тренда Индустриализация 4.0., а в условиях Казахстана - комбинации Индустриализация 3.0 и Индустриализация 4.0. Во-первых, нужны компетенции информационно-коммуникационных технологий для работы в цифровом столетии по все больше цифровизирующимся специальностям, таким, как работа с супермощными компьютерами, 3D-принтер-технологиями и робототехникой. Это совершенно новый рынок труда, и, по расчетам международной компании Маккензи, этот сектор будет развиваться с темпами пять-шесть процентов в год, или 20-40 тысяч высокооплачиваемых новых рабочих мест только в Казахстане. Во-вторых, навыки и компетенции по техническим специальностям и информационно-компьютерным технологиям, так как конкурентным преимуществом страны будет именно развитие индустриального (включая добывающий), транспортного и агропромышленного секторов экономики, где по-прежнему будет создаваться много рабочих мест. И, в-третьих, специальности и профессии в области услуг и развлечений, которые все больше будут привязываться к глобализации, интернацио­нализации и интеграции национальной экономики в глобальную производственную цепочку. И хотя можно по-разному относиться к глобализации, где есть выигравшие и проигравшие, но глобализация - это новые рабочие места, и в мире в целом от 10 до 15 процентов новых рабочих мест зависит от конкурентоспособности на международном рынке. И, конечно же, нам необходимо развитие навыков предпринимательства, но это еще одна важная тема. - Какие проекты, связанные с развитием молодежи, реализуются в Казахстане? - Исследования, проведенные местными и зарубежными экспертами, обратили внимание на то, что в Казахстане недостаточно развито практическое обучение предпринимательству, в том числе проектное управление или обучение по конкретным направлениям, например, агробизнесу, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. В ведущих университетах США практическое обучение может занимать до 50 процентов самостоятельной работы над бизнес-проектами, включая стартапы, бизнес-планы и бизнес-стратегии. Поэтому мы должны активно работать в этом направлении. Нашим магистрантам и студентам необходимо работать над реальными бизнес-проектами, которые интегрируют использование международного опыта в условиях Казахстана. Обучение предпринимательству должно быть своеобразным гибридом инкубатора креативных идей, бизнес-инкубатора и технопарка. Студенты должны учиться не только генерировать свои идеи и апробировать теорию с преподавателями и однокурсниками, но и работать на практике - с бизнесменами, бизнес-структурами и международными партнерами. Например, мы планируем проекты по экотуризму с фокусом на то, в чем сильна молодежь, - интернет-стратегии и изучение международных маркетинговых технологий для продвижения имиджа разных регионов в глобальном киберпространстве в будущем. Я бы обратил внимание и на другие очень интересные направления - социальное предпринимательство, экологию. Например, студенты могут отработать проекты по эффективной низкозатратной утилизации электронных отходов под общей тематикой «Умный город - умный кампус». - Рафис Фанисович, а в чем схожесть и отличие нашей системы преподавания и американской? - Еще пять-шесть лет назад я бы сказал, что работа преподавателя в Колумбийском университете в корне отличается от работы преподавателя в казахстанских вузах. Но сейчас я вижу - все больше появляется схожестей. Возьмем учебный процесс. В настоящее время диалог магистранта/докторанта с преподавателем, который всегда был центральным моментом в США, становится центральным и в Казахстане в связи с интеграцией международных образовательных программ. Или другой образец - на примере развития университетских бизнес-инкубаторов в США Ассоциация бизнес-инкубаторов Казахстана продвигает идею «Бизнес-инкубатор в каждый кампус в университетах РК!» с тем, что все больше студентов будут мотивированы на успех и раскрывать свои таланты, когда увидят четкую цель, свое место на рынке труда, в том числе на международном. А если выпускник вуза примет решение ехать для работы в село, то я буду считать свою задачу выполненной. Значит, мы движемся в верном направлении.

Беседовала Людмила МЕЛЬНИК, фото mba.kaznaru.edu.kz