Об изменениях в социальной сфере в рамках Социального кодекса
Социальный кодекс Республики Казахстан станет основой для построения новой социальной политики, направленной на создание базовых условий для укрепления и развития казахстанской семьи. Его принятие повлечет за собой утрату 17 законов, действующих в настоящее время. Например, если сейчас вопросы социальной защиты лиц с инвалидностью регламентируются пятью законами, то в будущем будет только один - Социальный кодекс. Порядок изложения в нем выстроен в соответствии с этапами жизненного пути каждого человека, начиная от рождения и заканчивая выходом на пенсию, с последующим указанием мер, потребность в которых может возникнуть не у каждого (социальные гарантии для лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации). Социальным кодексом РК предусмотрен ряд новелл по следующим направлениям: внедрение Цифровой карты семьи; новые подходы в сфере обеспечения занятости; новая миграционная политика; меры поддержки семей с детьми; модернизация системы специальных социальных услуг; повышение пенсионных выплат. При этом Социальный кодекс обеспечит сохранение всех социальных гарантий и форм соцподдержки, которые есть сегодня, в том числе обеспечение граждан пенсиями, пособиями и выплатами из Государственного фонда социального страхования. Параметры назначения социальных выплат сохраняются без изменения. Кроме этого, Социальным кодексом предусматривается расширение охвата обязательным социальным страхованием порядка 30 тысяч индивидуальных помощников, оказывающих услуги по сопровождению лица с инвалидностью первой группы. Это означает, что при наступлении социальных рисков индивидуальный помощник будет иметь право на социальные выплаты из фонда, обеспечен медицинской помощью в рамках страхового пакета, а также при достижении пенсионного возраста иметь трудовой стаж для базовой пенсии и право на накопительную пенсионную выплату. Социальный кодекс позволит создать единый источник знаний граждан о своих социальных правах и обязанностях; вести автоматизированный мониторинг социального благосостояния населения; принять превентивные меры по обеспечению социальных прав и гарантий; оказывать госуслуги в электронном и проактивном форматах; повысить социальную защищенность и уровень жизни граждан. Система обязательного социального страхования в стране внедрена с 2005 года. Она предусматривает страхование по шести видам социальных рисков на случаи утраты трудоспособности, потери кормильца, работы, дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка и в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста полутора лет. В этих целях плательщики (работодатели) ежемесячно производят социальные отчисления в фонд в размере 3,5 процента за своих работников. При наступлении социального риска участнику системы (за которого уплачены социальные отчисления в фонд), а в случае его смерти иждивенцам гарантируется предоставление социальной выплаты. Это так называемый дополнительный уровень социальной защиты для работающих граждан к базовому социальному обеспечению из республиканского бюджета. В настоящее время система охватывает более 6,8 миллиона человек. В 2022 году социальные выплаты получили порядка 1,2 миллиона человек. Размер социальных выплат зависит от дохода участника системы, с которого производились социальные отчисления, и стажа участия в системе. Социальная выплата по утрате трудоспособности из фонда назначается дополнительно к выплачиваемому за счет республиканского бюджета государственному социальному пособию по инвалидности. Право на выплату возникает у участника системы обязательного социального страхования со дня установления подразделением МСЭ степени утраты общей трудоспособности от 30 до 100 процентов и на весь ее период, независимо от продолжения трудовой деятельности. Размер социальной выплаты зависит от дохода участника системы, с которого производились социальные отчисления за последние два года, а также от коэффициента степени утраты трудоспособности, стажа участия в системе и замещения дохода (60 процентов). В 2022 году указанную выплату из фонда получили порядка пяти тысяч человек на сумму около 1,2 миллиарда тенге, в первом квартале 2023 года - 4,5 тысячи человек на сумму 339 миллионов тенге. Средний размер назначенных выплат составил 36320 тенге. С 1 июля 2023 года пособия и выплаты лицам с инвалидностью будут повышены на 14,5 процента, с учетом ранее проведенного с 1 января текущего года повышения рост пособий и выплат в годовом выражении составит 23 процента. Это коснется порядка 533 тысяч получателей государственных социальных пособий по инвалидности, выплачиваемых из республиканского бюджета, и около 92 тысяч получателей социальной выплаты по утрате трудоспособности из фонда. Социальная выплата на случай потери кормильца из фонда назначается дополнительно к выплачиваемому за счет республиканского бюджета государственному социальному пособию по потере кормильца. Право на выплату возникает у членов семьи, находящихся на иждивении умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца со дня его смерти. Выплата осуществляется до достижения иждивенцем возраста 18 лет, а в случае продолжения обучения по очной форме - до 23 лет. Размер социальной выплаты зависит от дохода умершего кормильца, с которого производились социальные отчисления за последние два года, а также коэффициентов замещения дохода (60 процентов), количества иждивенцев и стажа участия в системе. В 2022 году социальную выплату по случаю потери кормильца из фонда получили 2,8 тысячи семей на сумму 948 миллионов тенге, в первом квартале 2023 года - 2,7 тысячи семей на сумму 273 миллиона тенге. Средний размер назначенных выплат составил 34277 тенге. С 1 июля 2023 года пособия и выплаты семьям, потерявшим кормильца, будут повышены на 14,5 процента с учетом ранее проведенного с 1 января текущего года повышения. Это коснется около 182 тысяч семей, получающих государственные социальные пособия по потере кормильца, выплачиваемых из республиканского бюджета, и около 61 тысячи семей, получающих социальную выплату по потере кормильца из фонда. Учитывая, что при наступлении социального риска участник системы обязательного социального страхования, в том числе его семья в случае его смерти, получает и базовые пособия, и выплаты из фонда, его социальная защита выше, чем у неработающего. Социальная выплата по потере работы из фонда назначается участнику системы обязательного социального страхования со дня регистрации в качестве безработного в соответствии с законодательством о занятости населения. Размер социальной выплаты зависит от дохода участника системы, с которого производились социальные отчисления за последние два года, стажа участия в системе и коэффициента замещения дохода (45 процентов). В рамках реализации Послания Главы государства с 1 января 2023 года увеличен коэффициент замещения дохода с 40 до 45 процентов. В этой связи осуществлен единовременный перерасчет социальной выплаты по потере работы почти 50 тысячам получателей на 1 января 2023 года, что привело к росту среднего размера выплаты на 13 процентов. Выплата осуществляется от одного до шести месяцев в зависимости от стажа участия в системе. В 2022 году выплату из фонда получили 5,5 тысячи человек на сумму 5,5 миллиарда тенге, в первом квартале 2023 года - 3,3 тысячи человек на сумму 408,7 миллиарда тенге. Средний размер назначенных выплат составил 41215 тенге. Социальная выплата на случай потери дохода в связи с беременностью и родами из фонда назначается с даты отпуска по беременности и родам, указанной в листе о временной нетрудоспособности. Выплата осуществляется на весь период листа временной нетрудоспособности. Размер единовременной социальной выплаты зависит от дохода, с которого производились социальные отчисления за последние 12 месяцев, и количества дней нетрудоспособности. В 2022 году 15,1 тысячи получателям осуществлена указанная выплата на сумму около 12 миллиардов тенге, в первом квартале 2023 года - 4,8 тысячи человек на сумму 4,6 миллиарда тенге. Средний размер назначенных выплат составил 1089996 тенге. Социальная выплата из фонда на случай потери дохода в связи с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) назначается с даты отпуска работнику, усыновившему (удочерившему) ребенка, указанной в листе о временной нетрудоспособности. Выплата осуществляется на весь период листа временной нетрудоспособности. Размер единовременной социальной выплаты зависит от дохода, с которого производились социальные отчисления за последние 12 месяцев, и количества дней нетрудоспособности. В 2022 году 13 получателям осуществлена указанная выплата на сумму 3,9 миллиона тенге, в первом квартале 2023 года - четырем получателям на сумму 2,7 миллиона тенге. Средний размер назначенных выплат составил 741815 тенге. Социальная выплата на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком до полутора лет из фонда назначается участнику системы обязательного социального страхования, фактически осуществляющему уход за ребенком с даты его рождения. Размер социальной выплаты зависит от дохода участника системы, с которого производились социальные отчисления за последние два года, и коэффициента замещения дохода (40 процентов). В 2022 году указанная выплата из фонда была назначена 42 тысячам человек, в первом квартале 2023 года - более 21,7 тысячи человек. На указанную выплату в 2022 году было направлено 10,7 миллиарда тенге, в первом квартале текущего года - 3,3 миллиарда тенге. Средний размер назначенных выплат составил 59854 тенге. В рамках реализации Послания Главы государства с 1 января 2023 года увеличен период назначения социальной выплаты по уходу за ребенком с одного года до полутора лет. В этой связи 348 тысячам получателям данной выплаты на 1 января 2023 года автоматически был продлен срок назначения выплаты.Нурахмет ИСКАКОВ, директор филиала АО «Государственный фонд социального страхования» по Жамбылской области