Время - самый справедливый судья
Начиная с 1997 года, 31 мая в Казахстане отмечается День памяти жертв одной из самых трагических страниц истории Казахстана – массовых политических репрессий и ужасающего голода, повлекшего гибель миллионов человек. На долю жителей города Аулие-Аты и одноименного уезда в первой четверти ХХ века выпало огромное количество бед и лишений. Так, политика царского правительства, в том числе столыпинская аграрная реформа, привела к обострению классовых и социальных противоречий, росло число разорившихся крестьянских хозяйств и неустроенных переселенцев. Далее тяготы Первой мировой войны легли на плечи народа массовыми реквизициями скота и фуража. Указ царя Николая II от 25 июня 1916 года о мобилизации на тыловые работы вызвал волну возмущений и послужил причиной массового восстания казахов, охватившего все уезды Сырдарьинской области. Наиболее продолжительным было восстание в волостях Аулие-Атинского уезда. Для борьбы с голодом азиатских и европейских зажиточных людей, попавших в списки буржуазии, поголовно в 1918 году обяжут выплатить крупную сумму денег, суммы выплат на тот момент составляли от 100 тысяч до одного миллиона рублей. Из предоставленных исполкому списков в городе Аулие-Ате и уезде буржуями числились среди туземного населения 74 человека, среди европейского населения - 31 человек. Эти меры привели к тому, что по уезду практически не осталось предпринимателей-капиталистов, крупных скотоводческих хозяйств. Уже через год те люди, которые владели кустарными мануфактурами, занимались сельским хозяйством, кормили и свою семью, и давали рабочие места многим, теперь в общем имели лишь дом, небольшой участок земли, лошадь, корову, несколько баранов. Богатым капиталистом числился тот, у кого дом был с деревянными полами, имелось кое-что из мебели, осталось небольшое стадо скота. А если он был еще и грамоте обучен – ему прямой путь в число «врагов народа». Это было трудное время – в уезде и городе царили разруха и голод, промышленные предприятия из-за бесхозяйственного управления бездействовали, в плачевном состоянии находилось и сельское хозяйство. В истории ХХ века остается пока много белых пятен о тех страшных, суровых испытаниях, выпавших на долю народов. Окончание Первой мировой войны и совпавшая с этим временем гражданская война в стране обрушились на людей белым и красным террором. С первых лет советского строительства в стране утвердилась командно-административная система управления, приведшая к созданию абсолютного тоталитарного государства. Выбранный политический курс был направлен на ряд реформ в народном хозяйстве – насильственное оседание кочевников, перешедшее в массовую коллективизацию. В стране происходило насильственное переселение людей с родных мест, изъятия скота, имущества и так далее. Народ был доведен до голода, массово умирал, за одно скорбное десятилетие был разрушен веками сложившийся устой. Другая характерная особенность того периода заключается в том, что насилие и разрушение сопровождались массовыми репрессиями. В своей книге «Открытая рана» шведский политик Пер Альмарк таким образом характеризует репрессивные действия в Советском Союзе, который он называет «Государством ГУЛАГ»: «… Многих граждан убивали потому, что они принадлежали не к тому классу. Это было (или должны были быть) буржуазия, аристократия, кулачество. Другие пострадали потому, что относились к «плохой нации или расе» - это украинцы, черноморские греки, немцы Поволжья и другие, третьи – за плохие политические фракции - троцкисты, меньшевики и так далее…». Одним из важных элементов укрепившейся командно-административной системы стала борьба с инакомыслием. Уже с середины 30-х годов, когда в стране господствовала теория об усилении классовой борьбы, давшая повод для карательных мер, сохранялась обстановка морально-психологического угнетения – недоверие людей друг к другу, доносы, страх ареста и тюрьмы, клейма «враг народа», «бай», «кулак», «националист». Тоталитарное государство не могло жить без образа врага, без ненависти к нему. Неудивительно, что в число врагов в первую очередь попадали бывшие члены различных ликвидированных коммунистами партий и собственно коммунисты, чьими силами создавалось советское государство. Жертвами репрессий стали практически все руководящие партийные и советские работники республики. С 1928 года начались массовые аресты бывших деятелей «Алаш-Орды». Это видные государственные и политические деятели, литературная интеллигенция, среди которых Алихан Бокейханов, Ахмет Байтурсынов, Миржакып Дулатов, Магжан Жумабаев, Сакен Сейфуллин, Ильяс Жансугуров, Беимбет Майлин и многие другие. Волна репрессий коснулась многих наших земляков, чьи жизни неразрывно связаны с судьбой родины. Их биографии - словно страницы летописи, повествующие об этапах развития страны, своеобразные вехи на историческом пути народа. Трагедия заключается в том, что погибли честные, верно служившие своему народу люди, опытные, практические работники в области партийного и советского руководства, до последнего момента надеявшиеся на справедливость и закон. Для придания легитимности проводимым арестам была придумана версия о том, что национал-фашисты во главе с заместителем председателя СНК РСФСР Тураром Рыскуловым, заместителем секретаря ВЦИК СССР Ныгметом Нурмаковым, председателем ЦИК Казахской ССР Узакбаем Кулумбетовым и другими хотели «отделить Казахстан от СССР и отдать его под протекторат Японии, а сами они являются японо-германскими шпионами». В 1937-38 годах на основе таких обвинений были репрессированы видные государственные и общественные деятели Казахстана, тем самым был физически уничтожен цвет казахской творческой интеллигенции. Как враги народа были арестованы Ораз Исаев, Узакбай Кулумбетов, Сейткали Мендешов, Саиб Ходжаев, Ныгмет Нурмаков, Турар Рыскулов, Мухамеджан Тынышпаев, Казмухамед Кулетов, Ораз Жандосов, Ильяс Жансугуров, Галым Торжанов и многие другие. Этот список можно продолжать очень долго, он написан кровью безвинно убиенных людей. А члены их семей, друзья и даже знакомые подвергались гонениям и издевательствам. Никто из репрессированных никакой антисоветской работы не проводил, никакой шпионской связи ни с какими империалистическими и фашистскими государствами не поддерживал, не осуществляли вредительства против народного хозяйства. Наоборот, они в свое время боролись за советскую власть. Они не побоялись говорить об ужасной трагедии в стране: тяжелом положении крестьянства, его разорении и голоде. Эти люди не воевали против советской власти, а наоборот, своими замечаниями, непосильным самоотверженным трудом хотели оказать помощь в устранении недостатков в работе. Так, Турар Рыскулов в 1932 году не побоялся сказать Сталину правду о бедственном положении родного народа, заявил прямо, что тысячи кочевников погибли голодной смертью, вся степь усеяна трупами. За этот «подвиг» его казнили. А в 1937-1938 годах вследствие политики малого Октября начинается «большой террор», который после обрел массовый характер. За 33 года (с 1920 по 1953 год) в общей сложности подверглись политическому обвинению в республике более 110 тысяч человек, из них более 25 тысяч человек были расстреляны (и это еще не окончательные данные). На территории Казахской ССР в 1930-х годах появилось большое количество исправительно-трудовых лагерей, самыми большими из них были Дальний, Песчаный, КарЛАГ, АЛЖИР, Степной и КамышЛаг. Республика превратилась в одну большую тюрьму. Согласно архивным исследованиям российского офицера, историка Олега Мозохина, за 1937-1938 годы по 58-й статье в Казахской ССР были арестованы 45563 человека. За годы сталинского правления в Казахскую ССР были депортированы 800 тысяч немцев, 102 тысячи поляков, 19 тысяч корейских семей, 507 тысяч представителей народов Северного Кавказа. За годы репрессий в лагеря Казахстана были сосланы более пяти миллионов человек. Казахский народ со сформированными этническими особенностями характера сердечно принял этносы и этнические группы, оказавшиеся на территории Казахстана ввиду различных общественно-политических обстоятельств. В те тяжелые времена наши предки помогали всем переселенцам чем могли. Сейчас люди живут в мире и достатке, но, к сожалению, нечасто оказывают помощь даже своим родственникам. Так сложилась самобытная история переселения более 130 этносов и этнических групп, для которых Казахстан сегодня стал настоящей Родиной. Их мирное сосуществование в Казахстане привело к формированию особого казахского менталитета, который не мог бы развиться в других государствах. Уникальность Казахстана заключается в его этническом многообразии. Доказательством этого является то, что представители различных этносов, не вернувшиеся на историческую родину, связавшиеся свое будущее с Казахстаном, прочно обосновались в нашей стране, живут и трудятся, вносят достойный вклад в процветание обретенной Родины. Теперь после долгого времени благодаря восстановлению справедливости стали известны имена репрессированных, и их память заслужила всеобщие внимание и почет. Сегодня несправедливые обвинения сняты с большинства так называемых неблагонадежных лиц, но людей уже не вернуть. А количество безвинно пострадавших исчисляется цифрами со многими нулями. Годы массовых репрессий и голода еще долго будут оставаться белыми пятнами в отечественной истории. Во имя справедливости 14 апреля 1993 году в Казахстане был принят Закон «О реабилитации жертв массовых политических репрессий». 31 мая стало Днем памяти жертв политических репрессий согласно Указу Президента Казахстана в 1997 году. В городе Таразе 31 мая 2000 года открыт памятник жертвам политических репрессий и голода, также воздвигнут памятник Турару Рыскулову перед главным входом в одноименный парк культуры и отдыха. Имена репрессированных соотечественников возвращены народу и живут в названиях населенных пунктов, школ, улиц. Мы никогда не должны забывать, что самый справедливый судья – это время. И сегодня пришла пора анализировать события прошлого, ведь знание истории, изучение ошибок помогут нам избежать новых трагедий в будущем.Жазира ШИЛЬДЕБАЕВА, ведущий эксперт отдела Научно-экспертного сопровождения КГУ «Қоғамдық келісім»
P.S. Для написания статьи были использованы документы, хранящиеся в Государственном архиве Жамбылской области.