Новости

Гарантия стабильности. Казахстанскому фермеру будет полезен опыт других стран

Гарантия стабильности. Казахстанскому фермеру будет полезен опыт других стран

Казахстанскому фермеру будет полезен опыт других стран

Международный опыт по созданию агробанков имеет несколько ключевых значений для сельхозтоваропроизводителей и жителей села. Например, в Российской Федерации с 2000 года успешно работает ОАО «Россельхозбанк», который имеет обширную филиальную сеть, а также различные кредитные продукты (от кредитования малого и среднего бизнеса на селе до ипотеки под три-семь процентов годовых), включая льготные кредитования аграриев в рамках государственной поддержки. Акционером банка выступает Росимущество. Имеется хороший опыт Китая, где в 1953 году создан Специализированный сельскохозяйственный банк The Agricultural Bank of China, который обслуживает 320 миллионов клиентов. Данный банк занимает четвертое место в банковской системе Китая по активам и седьмое по чистой прибыли. С 2014 года входит в число глобальных системно значимых банков. Крупнейшими акционерами банка являются государственная инвестиционная компания Huijin (40,03 процента) и Министерство финансов КНР (39,21 процента). В Кыргызстане работает «Айыл Банк», один из крупнейших финансовых институтов страны, реализующий государственные программы по развитию агросектора, а также предоставляющий полный перечень качественных банковских услуг, включая обслуживание частных и корпоративных клиентов, инвестиционный банковский бизнес, торговое финансирование и управление активами. Банк образован правительством Кыргызской Республики при финансовой и технической поддержке Всемирного банка в 1996 году в виде финансово-кредитного учреждения «Кыргызская сельскохозяйственная финансовая корпорация». В течение 27 лет своего существования «Айыл Банк» добился значительных успехов в предоставлении доступа к кредитам для существенной части сельского населения страны. На сегодняшний день «Айыл банк» является одним из лидирующих универсальных банков Кыргызстана. Банк располагает 37 филиалами, 60 сберегательными кассами и 32 выездными кассами, 25 региональными и 30 сельскими кредитными подразделениями в отдаленных селах. Однако в нашей стране агробанка нет, а Правительство ограничивается доводами со ссылкой на деятельность специализированной организации АО «Аграрная кредитная корпорация» с ограниченными функциями финансирования, и на опыт Казсельхозбанка, преобразованного в АО «Наурыз банк», который был закрыт, как и десятки банков второго уровня, которым вливались огромные средства Национального фонда и из бюджета страны. Отмечу, что вопросы продовольственной безопасности напрямую зависят от объемов финансового вливания в АПК в виде государственной поддержки путем создания аграрного банка, обеспечения доступа к финансированию, налогового послабления или полного освобождения отрасли, а также субсидирования товаропроизводителей. Текущая ситуация финансирования субъектов АПК, малого и среднего бизнеса на селе требует новых подходов и механизмов кредитования с оптимальными ставками вознаграждений с учетом видов деятельности заемщиков и приоритетности отраслей в экономике. На сегодняшний день коммерческие банки практически не кредитуют сельское хозяйство, а если и кредитуют, то под залог и гарантии другого бизнеса заемщика из других отраслей. К финансированию получают доступ в основном крупные агропромышленные комплексы, тогда как малые и средние хозяйства в основном вынуждены довольствоваться небольшими суммами, выделяемыми государственными органами в виде грантов. Следует отметить, что, согласно официальным данным, треть населения нашей страны живет в сельской местности, и в то же время безработица распространена на селе. На прошедшей встрече с представителями агросектора 21 февраля 2023 года Глава государства Касым-Жомарт Токаев говорил о повышении качества жизни и сокращении безработицы в сельской местности. По моему мнению, без доступа к финансированию указанные вопросы решить сложно. Для решения отраслевых задач государством созданы АО «Отбасы банк», который через ипотечное кредитование оказывает косвенную поддержку строительной отрасли, и Банк развития Казахстана - для реализации инвестиционных проектов в рамках Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития. Учитывая такие подходы к созданию специализированных банков, депутатским корпусом не принимаются доводы Правительства РК против создания аграрного банка в стране, особенно со ссылкой на АО «Наурыз Банк», который был подвергнут банкротству, или на преобразованный АО «Казторгбанк». Отметим, что статистика по банкротству коммерческих универсальных банков не в пользу официальной позиции Правительства по вопросу создания аграрного банка. В Казахстане уже более 150 банков были признаны банкротами на основании решения суда. В свое время по АО «Наурыз Банк» официальные следственные органы, а также надзорные органы связывали проблему с хищением и выводом средств, но никак не с тем фактом, что банк отраслевой. Кроме того, ошибочная политика по регулированию деятельности сельскохозяйственных кредитных товариществ, приравненных Национальным банком к универсальным микрофинансовым и микрокредитным организациям, привела к отрицательным показателям их работы. Ведь кредитные товарищества кредитуют ограниченный круг заемщиков и по целевому назначению, а именно своих участников согласно Закону РК «О сельскохозяйственных товариществах», и их маржинальность устанавливается на уровне трех-четырех процентов, тогда как микрофинансовые и микрокредитные организации выдают потребительские кредиты как минимум под 56-57 процентов годовых для всех. Отдельным блоком стоят вопросы, связанные с финансированием сельского хозяйства через АО «Аграрная кредитная корпорация». Каналами финансирования корпорации являются банки второго уровня и микрокредитные организации. В данном случае вовлекаются коммерческие банки, которые закладывают свою маржу. Кроме того, филиальная сеть как банков, так и корпорации обеспечена в основном городами, что создает дополнительные сложности людям, занятым на селе. Также возникают сложности в случаях финансирования через некоторые государственные программы. Прошу Правительство внимательно отнестись к вопросу создания агробанка не только как очередного коммерческого банка, а как к вопросу по решению огромного пласта социальных, экономических проблем сельских регионов, адекватного распределения государственных средств, направленных на данную отрасль. Получение доступа к финансированию уменьшит зависимость от импортной продукции, что поможет стабилизировать цены, а также поддержит развитие агротехнологий, укрепит продовольственную безопасность страны и гарантирует занятость населения, предотвращая чрезмерную урбанизацию и нагрузку на городскую инфраструктуру.

Жигули ДАЙРАБАЕВ, депутат Мажилиса Парламента РК, председатель Ассоциации фермеров Казахстана