Нет паспорта — нет Родины… МВД разрабатывает законодательные поправки по предотвращению безгражданства среди детей
Нет паспорта — нет Родины… МВД разрабатывает законодательные поправки по предотвращению безгражданства среди детей
МВД разрабатывает законодательные поправки по предотвращению безгражданства среди детей
В числе тех проблемных вопросов, что приходится решать казахстанской полиции, особенно больным в правовой сфере является большое число лиц, проживающих в стране, но при этом не имеющих гражданства республики и такового вообще. У таких «безграждан» со временем рождаются дети, которые тоже в правовом плане «повисают в воздухе». Данная проблема возникла еще в 90-е годы прошлого века с развалом СССР, который повлек за собой экономический хаос и неконтролируемую миграцию. Со временем незаконная миграция уменьшилась, но так и не исчезла, а вот ее последствия надо ликвидировать как можно скорее. И работа в этом направлении ведется. В Алматы состоялся круглый стол по вопросам искоренения безгражданства в Центральной Азии, организованный Региональным бюро управления Верховного комиссара ООН по беженцам, а также Казахстанским офисом УВКБ. В мероприятии приняли участие представители Кыргызской Республики, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, гражданские активисты и сотрудники других агентств ООН с участием высоких должностных лиц. Встречу открыли Аслан Аталыков, председатель Комитета миграционной службы Министерства внутренних дел Республики Казахстан, и Индрика Ратватте, региональный директор УВКБ ООН по Азиатско-Тихоокеанскому региону. Национальные и международные эксперты поделились практическим опытом и изучили стратегии эффективного решения проблемы безгражданства. Обсуждены национальные усилия по достижению целей глобальной кампании IBelong и глобального плана действий по искоренению безгражданства. В ходе встречи Аслан Аталыков поделился опытом Казахстана по сокращению безгражданства, отметив, что с момента независимости в стране натурализованы более 140 тысяч лиц без гражданства. Он подчеркнул, что законодательство нашей страны в значительной степени соответствует положениям Конвенций ООН по сокращению безгражданства, при этом постоянно совершенствуется в сторону улучшения условий их проживания и правил натурализации. К примеру, в 2020 году была регламентирована процедура определения безгражданства, в результате чего лицам с неурегулированным статусом присваивается официальный статус и даются официальные права. Стоит отметить, что такую правовую основу имеют всего 23 государства. Как отметил Аслан Аталыков, МВД работает над принятием поправок по предотвращению безгражданства среди детей. Так, разработаны поправки в Закон «О гражданстве РК», исключающие ситуации, при которых у родителей есть гражданство, но они не могут передать его детям. Поправки также гарантируют, что осиротевшие или брошенные дети, родители которых неизвестны, не останутся без гражданства. Круглый стол послужил консультативной площадкой по выявлению передового опыта, который обеспечит дальнейшее сокращение безгражданства в нашем регионе на годы вперед. Вот как комментирует ситуацию с вопросами детей без гражданства юридический консультант ОО «Центр социальной адаптации детей-сирот и выпускников детских домов «Мирэкл» (г. Тараз) Рауф Сабитов: - В последние годы в Казахстане действительно наблюдается значительное улучшение состояния вопроса с безгражданством как в законодательной сфере, так и на практике. Особенно важными были изменения, позволяющие зарегистрировать рождение ребенка независимо от наличия документов у матери. Вместе с тем остается еще масса нерешенных вопросов, препятствующих документированию населения. В частности, мы когда-то получили ответ министра внутренних дел, в котором уверялось, что статус лица, не имеющего документов, устанавливают органы внутренних дел. Однако на практике нередко эта функция целиком перекладывается на плечи обратившегося, материальное положение которого не позволяет оплатить, в частности, справки об отсутствии гражданства той или иной страны. Также проблема заключается в том, что правоохранительные органы не регистрируют официально случаи отсутствия документов, хотя прекрасно осведомлены о таковых. Например, немало людей, многие годы пасущих скот на отдаленных фермах и работающих за еду и за кров, по существу живут в рабских условиях. При этом законодательством не предусмотрена ответственность работодателей, которые специально привлекают работников без документов, понимая бесправность их положения. Рауф Сабитов обращает внимание еще на одну проблему, которую никак не удается решить законодателям, - это обязательная регистрация населения по месту жительства. - Премьер-Министр Алихан Смаилов в одном из выступлений на заседании Правительства заявлял, что около трети объектов недвижимости в Казахстане либо не имеют собственников, либо собственники проживают за рубежом. То есть, согласно действующим правилам, регистрация в них невозможна. Кроме того, как правило, арендодатели жилых помещений отказывают в регистрации арендаторам, но ответственность за отсутствие регистрации несут они. Так, на тысячу оштрафованных за отсутствие регистрации приходятся всего лишь один-два арендодателя, - отмечает Р. Сабитов. Как видим, в рамках решения данной проблемы предстоит рассмотреть еще множество смежных вопросов и разработать новые законодательные акты. И процесс этот должен быть быстрым, поскольку дети (даже неграждане) имеют свойство вырастать, и им нужно ходить в школы, получать образование и профессию. А без всего этого неграждане становятся просто маргиналами и питательной средой для преступного мира.Юрий ЕФИМОВ