Как путешественники описывали Казахстан много веков назад
Первое упоминание о племенах, населяющих наши степи, встречается у Геродота. Писалось оно со слов путников, преимущественно купцов и моряков, которые не прочь были прихвастнуть или пофантазировать за чашей понтийского вина. Поэтому в трудах Геродота часто упоминаются и фантастические животные, и необычные разумные существа, и диковинные растения. В четвертой книге «История», написанной в 440 году до нашей эры, Геродот рассказывает о скифах, савроматах и массагетах, населяющих земли, расположенные за Каспийским морем. Но больше всего интересны строки об удивительном народе агриппеи. Якобы они жили возле Мугоджарских гор. «Агриппеи лысые от рождения, плосконосые и с широкими подбородками. Питается этот народ плодами некого растения, похожими на бобы. Из него выжимают густой сок, который смешивают с молоком, а из гущи пекут лепешки. Мясо агриппеи едят редко, потому что скота у них мало. Домов у народа нет совсем, и они живут под теми же деревьями с загадочными плодами, только на зиму укутываются в белый войлок», - писал Геродот. - Соседние племена считают агриппеев святыми, и никто не осмеливается их обидеть. Сам же народ очень миролюбив, даже оружия не держит, и готов помочь любому человеку, попавшему в беду, и живет в гармонии с природой». Персидский путешественник Фазлаллах ибн Рузбихан Исфахани побывал в наших краях летом 1508 года во время путешествия в Бухару. В путевых заметках «Михман-наме-и Бухара», он, наоборот, утверждает, будто местные племена очень искусны в военном деле. Путника удивило, что в случае нападения кочевники быстро мобилизуются, причем оружием хорошо владеют даже женщины и дети. «Когда на них делают набег, все пускают в ход секущие мечи усердия и пыла. Если же казахское войско соединится в одном месте с намерением отразить неприятеля и поднимет знамя сопротивления, то отразить его весьма трудно», - писал исследователь. Этнограф Санкт-Петербургской академии наук Иоганн Готлиб Георги побывал в казахских степях в 1775 году. Российского ученого тоже поразило умение казахов сплотиться в трудные времена. В книге «Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей» этнограф писал: «Ежели табуны чьи- нибудь скоро размножатся, то он почитает сие благодатию и разделяет по бедным людям знатное число скота. Ежели сей податель пребудет в благосостоянии, то наделенные им люди не бывают ему за то ничем обязаны, если же он по причине скотского падежа, расхищения, по иным каким несчастиям лишится своих стад, то наделенные им прежде приятели дают ему такое же число или еще и с приплодом скота». Российский сенатор Семен Броневский часто бывал в наших степях по дороге в Сибирь. В «Путевых заметках» генерал-майор отметил необыкновенное здоровье казахов. Броневский встречал много стариков за 70, которые могут дать фору изнеженным молодым дворянам, и мудрых аксакалов, возраст которых перевалил за век. Более того, старики могли похвастаться крепкими зубами и жевали мясо не хуже юношей. Сенатор сначала решил, будто казахи владеют какими-то необыкновенными секретами народной медицины, но выяснилось, что мази и травы при лечении используются обычные, известные и в России. Тогда он пришел к выводу, что болезни казахам не страшны, потому что они питаются здоровой пищей и всегда находятся на свежем воздухе. По мнению сенатора, единственная напасть, перед которой бессилен казахский иммунитет, - плохое зрение. Глаза портятся от едкого дыма саксаула и яркого степного солнца. Как военный человек, привыкший к спартанским условиям, Семен Броневский настоятельно рекомендовал молодежи Российской империи брать пример с кочевых народов. Семен Броневский был убежден, что у всех магометан женщина - угнетенное и бесправное существо, которое и человеком не считают, а в степях киргиз-кайсаков женщина беспрепятственно допускается в общество мужчин. Более того, может подшучивать над ними, петь и танцевать, когда ей вздумается, и главное - не закрывать лица, как это принято на Востоке. Еще Броневского поразило умение казахских женщин ездить верхом и даже владеть оружием. В своих дневниках Броневский писал: «Девушки отличаются от женщин тем, что они не имеют убора на голове и заплетают от семи до девяти кос, кои произвольно разбросаны и по лицу и по плечам; из-за них они украдкой дарят страстными взглядами. Иные покрывают голову маленькою остроконечною скуфьею, шелками вышитою, аракчин называемою. Девушки занимаются прилежно, как вышиванием одежды узорами, так и другими рукоделиями, в чем бывают довольно искусны». Правда, потом чиновник с сожалением отмечает, что такой пережиток, как торговля девушками, у киргиз-кайсаков до сих пор жив. Под этими словами он имеет в виду традицию платить калым. Российский военный инженер Иван Андреев был намного моложе сенатора Броневского, поэтому в первую очередь обратил внимание на степных девушек. В книге «Описание Средней орды киргиз-кайсаков» 1790 года инженер посвятил казашкам несколько десятков страниц. «Женщины имеют некоторые довольную красоту, телом плотны, к воспитанию детей весьма способны. Волосы по большей части имеют черные и длинные, заплетают в две косы и навешивают для украшения на кольцах шелковые большие кисти, которые достают почти до полу; а по ним нижут и серебреными бляшками. Перстней надевают множество, а в ушах носят серьги по большей части на больших кольцах, длинные с жемчужинами. Платье носят длинное, куртки, имея до подолу. Сапоги - из разных кож, красных и черных с острыми пятами или каблуками, так что ходить в них весьма трудно. Носят также и штаны, ибо они ездят всегда верхом на верблюдах, и лошадях, и быках; и великие бывают из них наездницы». Австрийский историк Фридрих Антон Геллер фон Гельвальд побывал на казахских землях в 1874 году, когда ехал в Тибет. Путешественник обратил внимание на необычайное гостеприимство степных народов. В путевых заметках он отмечает, что киргиз-кайсаки так дружелюбны, что любой чужестранец может спокойно спать в юрте, не опасаясь быть ограбленным и убитым. Польский философ Адам Сузин попал в степи Казахстана не по своей воле. За политическую деятельность его сослали в Орск, а уж оттуда ученый отправился путешествовать по нашим краям. В 1834 году Адам Сузин побывал на приеме у султана Бай-Мухамеда. Впрочем, «приемом» философ в своих трудах называет обычный той, который султан устроил в честь приехавшего родственника. На той Адама Сузина пригласил ямщик, сам толком не знавший султана, но утверждающий, будто это его дальний родственник. Поляку это показалось странным. Однако султан так обрадовался незваному гостю, что усадил его на почетное место и лично протянул «фарфоровую миску с кислым молоком». Более того, как пишет философ, во «время раута» в жилище заходили люди разных сословий, от богачей до нищих, и каждый встречал тут радушный прием. Французские путешественники Пьер-Габриэль Бонвало и Жан-Гийом Капю побывали в Казахстане в 1882 году во время экспедиции по исследованию Евразии. Путников тоже пригласили на той, где «гвоздем программы» был айтыс акынов. Французы пришли в восторг от такой экзотики. Они назвали акынов «киргизскими трубадурами» и заявили, что домбра, как никакой другой инструмент, может передать дух степи. В мелодии им слышались и шаги верблюдов, и свист ветра среди ковыля, и мерный стук копыт коня. Вокальные способности «трубадуров» они тоже оценили. Особенно умение тянуть ноты, ослаблять и усиливать голос и играть интонацией. После знакомства с отзывами путешественников невольно возникает вопрос: неужели еще лет 200 назад казахстанские степи были настоящим раем на земле? Большинство трудов - путевые заметки, и одно дело - попировать на тое под пение акынов, а совсем другое - жить в степи годами. Также следует учесть, что когда писались эти труды, с легкой руки Жан-Жака Руссо среди европейской интеллигенции был очень популярен образ благородного кочевника, то есть человека, не испорченного цивилизацией и живущего в полной гармонии с природой. Хотя фольклорист Александр Мякутин, изучавший нравы казахов с 1904 по 1906 год, был неприятно поражен «жестокостью» киргиз-кайсаков. Мякутин пишет, что охота у киргизов составляет не предмет правильного промысла, а забавы. Так что до гармонии с природой и любви ко всему живому кочевым племенам было явно далеко. Зато, по мнению большинства исследователей, человеческие отношения у казахов выстроены идеально. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук Иоган Август Сивере писал: «Киргиз-кайсаки относятся к свободнейшей на планете нации, и по естеству своему в основе своей добропорядочные люди, в ходу у них много здравых и разумных общественных законов».Владислав КОЖУХАРЬ, сaravan.kz
[gallery columns="2" size="publisher-md" ids="64266,64267"]