Новости

Атакуя наше сознание. Обзор ситуаций, в которых мы обманулись

Атакуя наше сознание. Обзор ситуаций, в которых мы обманулись

 width=Обзор ситуаций, в которых мы обманулись

В казахстанском секторе социальных сетей обсуждают очередное мошенничество: алматинка притворилась смертельно больной и тянула деньги «на лечение» с родственников, знакомых и незнакомых, объявив сбор в интернете. Одна из подруг даже перечислила ей восемь миллионов тенге. Длилось это достаточно долго, пока близкие знакомые не заподозрили женщину в обмане. В связи с этой ситуацией полицейские и психологи предлагают нам быть бдительными. Впрочем, не в первый раз. Призывы о бдительности звучат в прессе и социальных сетях с короткой периодичностью, и эта периодичность подтверждает, что жизнь нас ничему не учит. Мы попадаемся на уловки манипуляторов раз за разом. Неужели мы настолько глупы? Нет, не глупы. Очень часто на уловки манипуляторов мы попадаемся именно из-за своих хороших качеств. Например, в случае с алматинкой ее близкие подруги боялись огорчить, обидеть женщину недоверием и не просили предъявить документы, подтверждающие ее болезнь, не пытались проверить ее расходы, иначе бы они точно знали, что немалые суммы тратятся на новые наряды. А еще отличный спусковой крючок для управления нашим поведением - чувство справедливости. Как часто бывает, что люди бросаются спасть обиженных и угнетенных, не задумываясь о последствиях. Многие из нас помнят историю свержения президента Ирака Саддама Хусейна. Ровно 20 лет назад госсекретарь США Колин Пауэлл выступил в Организации Объединённых Наций, заявив о том, что Соединённые Штаты располагают многочисленными доказательствами производства Ираком оружия массового поражения. Для наглядности госсекретарь США продемонстрировал ампулу с «бациллами сибирской язвы». На основании этого состоялось вторжение в Ирак, которое со временем переросло в гражданскую войну, и напряженность на этих территориях сохраняется и по сей день. Но самое главное, что потом американское правительство признало, что никакого биологического оружия в Ираке не было. Стоит сказать, что масштабный «иракский фейк», породил новые манипуляции. Сотни казахстанцев, привлеченные пропагандой в социальных сетях, стали уезжать в зоны конфликта в Ирак и Сирию. Одни - якобы защищать ислам. Другие - помогать защитникам ислама. На месте одни выяснили, что им приготовили участь пушечного мяса, другие - сексуальных игрушек. Не стану еще раз пересказывать, как Казахстан был вынужден провести специальную операцию «Жусан» по спасению обманутых сограждан. Приведенные случаи - примеры манипуляций, когда их «авторы» получают от вранья понятную выгоду. Но есть и другие аналогии. Последствия одного «бесцельного» фейка таразцы испытали на себе. Днем большого побега можно назвать 7 апреля 2010 года. В этот день горожане на машинах, автобусах, повозках и пешком уходили из города. В тот день около полудня появился слух, что Кировское водохранилище в соседнем Кыргызстане захватили террористы и собираются его взорвать, вода хлынет в Тараз и сотрет его с лица земли. Сначала реакция на эти слухи была достаточно вялой, но пересылка сообщения на мобильные не прекращалась, и к вечеру многих охватила паника. Уверения специальных служб - ЧС, полицейских о том, что информация недостоверная, что в случае опасности государство объявило бы эвакуацию, паникеров не успокоили. Они уходили в горы до глубокой ночи. Многие там и ночевали. Опомнились «беженцы» только на следующий день. Нельзя сказать, что от этого фейка кто-то получил какую-то прибыль. Разве только квартирные воры, которые обнесли чуть больше квартир, чем обычно. Тогда кто и зачем упорно не давал этой информации постепенно угаснуть? Думаю, это пример другого сорта фейков - тех, которые запускают от скуки или желания казаться значительнее, владеть важной эксклюзивной информацией. И в этом же случае можно наблюдать эффективность оппозиционной пропаганды, то есть манипуляции общественным сознанием - уверенность в том, что в случае чрезвычайной ситуации государство бросит своих граждан, не станет оказывать помощь. Хотя опыт говорит об обратном. Чтобы не ходить далеко за примерами, можно вспомнить, как после землетрясения в районе Т. Рыскулова всей страной практически заново отстраивали некоторые села. К «фейкам от скуки» можно отнести и видеоролик, который какое-то время распространялся в Тик-токе: якобы на Кордайском перевале был сбит оборотень. Из этой же серии рассказы, которые время от времени курсируют среди родителей школьников о том, что вокруг той или иной школы бродит маньяк. Возможно, прямого вреда от этих слухов не будет, но накапливаясь, они создают тревожный эмоциональный фон в обществе. В свою очередь тревожность начинает оказывать чересчур сильное влияние на то, как мы оцениваем окружающую обстановку. По сути, тревожным людям мир в буквальном смысле кажется пугающим и неблагополучным. А восприятие реальности может формировать мировоззрение человека, в том числе его политические и идеологические убеждения. Например, в 2009 году, когда в западных СМИ интенсивно муссировалась тема исламского терроризма, ученые провели эксперимент, который показал, что тревога способна влиять на внимание человека таким образом, что все люди с Ближнего Востока начинают казаться ему опасными. Образ врага создавала объективная, казалось бы, информация. Это влияло на отношение коренного населения к выходцам с Востока, оно было, прямо скажем, негативным. И тогда западные страны, заинтересованные в притоке свежей рабочей силы, стали корректировать подачу информации из зон конфликтов в исламских странах, следить за ее эмоциональным окрасом. Таким образом, оказывается, манипулировать нашим сознанием можно и с помощью правды, преподнося ее «правильным» образом, подбирая нужные эмоциональные эпитеты. Именно так создается образ врага, когда на группу людей определенной национальности или рода занятий (например, бизнесмены) начинают вешать ярлыки, сваливать все беды и неприятности. Опять-таки, пример из недалекой истории - Холокост. Рядовые фашисты, поверившие в пропаганду вермахта, тысячами уничтожали еврейское население оккупированных территорий. …Еще со школьной скамьи в нашем сознании укоренились два известных афоризма. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется», - писал поэт Федор Тютчев. «Газета - не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор», - утверждал революционер Владимир Ленин. И оба эти афоризма не утратили своей актуальности. Один говорит о том, какую ответственность мы несем перед людьми, к которыми обращаемся, о том, что мы должны понимать, что не должны своими словами сподвигать их на зло, причинять боль, обрекать на неудобства или страдания. Другой говорит о том, что СМИ должны агитировать, внушать идеи, вести за собой в соответствии с требованиями политической ситуации и государственными интересами. И оба эти принципа в своей работе должны совмещать журналисты, блогеры, авторы разных пабликов. Потому что мы несем ответственность за то, как наши слова будут поняты, приняты и воплощены. Но, с другой стороны, читатель тоже должен понимать, что любая информация имеет определенный подтекст. Даже простые цифры статистических данных можно трактовать по-разному, исходя из интересов того, кто их преподносит. Поэтому, прежде чем делать выводы, а тем более реагировать действием, нужно убедиться, что тебя не используют в собственных интересах.

Айгуль МАХМУДОВА