В ответ на экспансию. Традиции ислама сильнее псевдорелигиозных учений
Традиции ислама сильнее псевдорелигиозных учений
В рамках проекта «Обеспечение единых механизмов проведения в регионах разъяснительной и реабилитационной работы с приверженцами деструктивной и радикальной религиозной идеологии» ОФ «Информационно-пропагандистский и реабилитационный центр «AQNIET» размещает на своем сайте различные материалы просветительского характера. В одном из них теолог Наркес Боханов рассказывает об истории распространения радикального псевдосалафизма. Предлагаем вниманию читателей его лекцию. Начало ХХI века охарактеризовалось возрождением религии, усилением влияния исламского фактора на международной арене. Инициированная западными странами глобализация, экономическая и культурная экспансия вызвали ответную реакцию в странах мусульманского мира. При этом осуществляемые под предлогом распространения демократии и защиты прав человека действия Запада стали расцениваться как политика продвижения своих интересов и укрепления стратегических позиций в важных регионах. Сложившиеся обстоятельства стали благоприятной почвой для зарождения и развития религиозно-мотивированного экстремизма в мусульманских странах. Возникший религиозный экстремизм и терроризм стали острыми дестабилизирующими факторами мировой экономики и политики, в целом международного сообщества. По своей сути религиозный экстремизм, выросший из ощущения несправедливости существующего миропорядка, стал инструментом в руках определенных политических сил. Прикрываясь религиозными догмами и используя радикальную риторику, эти силы разжигают религиозную ненависть и вражду, призывают к насильственному изменению существующего конституционного строя и политической системы той или иной страны для установления теократического государства. Религиозно-политический экстремизм отвергает любые компромиссы и возможность мирного разрешения противоречий, а его последователи отличаются крайней нетерпимостью по отношению к тем, кто не разделяет их взгляды, в том числе своим единоверцам. Для Казахстана, как и для остальных центральноазиатских республик, наибольшую актуальность представляют вопросы, связанные с распространением в регионе идеологии и практики религиозного экстремизма под влиянием внешних сил. Исходя из своих геополитических интересов некоторые международные игроки намеренно дестабилизируют социально-экономическую и политическую ситуацию в Центрально-Азиатском регионе. Обострение ситуации в Центральной Азии происходит посредством распространения радикальной идеологии, манипулирования национальными и религиозными чувствами местного населения.***
В некотором отношении радикализм обозначает лишь резкое и бескомпромиссное противопоставление собственных взглядов по отношению к другим. В этом смысле возможен как радикальный социализм, так и радикальный консерватизм. Это дает нам понять, что указанный термин может описывать явление не только отрицательное, но и положительное. В разные времена радикалами называли общественных деятелей, резко выражавших свои жесткие взгляды и защищавших интересы определенных слоев общества. Таким образом, в своем первоначальном значении, термин определял лишь неприемлемость компромиссов и необязательно предполагал насильственную составляющую, направленную только на разрушение. Многие авторы рассматривали радикализм в качестве катализатора не только для деструктивных, но и для положительных явлений, ускоряющих прогресс. Однако в некоторых работах, посвященных проблемам радикализма, имеются и другие подходы к определению и содержательной стороне этого термина. Называя неотъемлемыми элементами радикализма агрессивность и разрушительность, они считали, что из разряда идеи он переходит в разряд радикальной, нередко противоправной деятельности. Так, по мнению российского ученого С. Самойлова, радикализм является не идеей, а моделью поведения. При этом ученый выделяет основные характеризующие радикализм черты: фундаментальное следование требованиям определенной доктрины; наличие утопических представлений; революционность, провозглашающую неизбежность насильственных действий. Дагестанский ученый Я. Яхъяев делит радикализм на конструктивный и деструктивный, где первый предполагает прогрессивное революционное развитие, а второй - разрушительный консерватизм, но при этом оба подразумевают разрушение существующей системы власти и устоев общества. По мнению этого автора, радикализм предполагается в виде социально-политической деятельности, основанной на крайней агрессивной идеологии и чрезвычайных разрушительных действиях, направленных на изменение всей социально- политической системы. Радикализм как тип деятельности социального и политического характера, который основывается на крайней, в максимальной степени, агрессивной идеологии и сопровождается активными действиями, направленными на резкое изменение существующей социально-политической системы, справедливо может именоваться экстремизмом. Не менее значимой является интерпретация этого явления в качестве реакции конкретных субъектов на негативные или даже экстремальные социальные условия, в которых они оказались при существующем политическом строе государства и его социально-экономическом развитии. Такое восприятие дает основание для зарождения и развития двух взаимосвязанных сторон радикализма - радикальной идеологии и радикальной деятельности. Радикализм предполагает крайность взглядов в зависимости от уровня развития его носителя и социальных условий, в которых он находится. В период острых социальных кризисов радикальное мировоззрение обладает предельно максимальным потенциалом деструкции, способным спровоцировать его носителя на активные действия по разрушению сложившейся модели общественной жизни. В этом отношении приверженцы радикальных взглядов становятся идеальным инструментом для достижения силами, претендующими на власть в стране, своих политических целей. В таких случаях религиозному радикализму придается политическое содержание, которое потом используется в качестве борьбы за власть. По своей сути радикализм еще не становится действием, выходящим за рамки правового поля, но как социальное явление характеризуется крайней формой выражения взглядов, идей и концепций. В отличие от экстремизма, радикализм не имеет в виду применение неправомерных действий и не причиняет вред общественным или политическим институтам. Носитель радикальных взглядов не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за изложение своих радикальных взглядов, если только они не способны стать причиной правонарушений или могут оказать негативное влияние на общественные процессы.***
Под экстремизмом можно понимать деятельность, связанную с насильственными или иными противоправными действиями, основанными на приверженности к крайним взглядам и направленными на разрушение, деструктивное воздействие или подрыв установленных норм и принципов. Экстремизм, как и любое явление, может иметь различные причины и корни, связанные с историческими, политическими, социальными, социально-экономическими и другими особенностями. С учетом этих особенностей для различных стран и регионов сочетание таких причин может быть разным. При этом, в подавляющем большинстве имеет место переплетение как религиозного, так и националистического экстремизма, в которые легко вовлечь широкие массы. Наиболее крайней формой экстремизма является терроризм, являющийся самым жестоким силовым методом достижения целей. При помощи террористических актов экстремистские организации пытаются достичь и иногда небезуспешно намеченных целей. Религиозные экстремисты часто идентифицируются по их принадлежности к определенным религиозным организациям или сектам. С другой стороны, какие бы определения не брались за основу религиозного экстремизма, всегда имеется определенное количество не подпадающих под него сект и культов. Таким образом религиозный экстремизм может существовать в разных типах религиозных организаций. Считаем, что субъектами религиозного экстремизма могут быть также отдельные фанатично верующие индивиды. Такие лица, как правило, не входят в никакие религиозные сообщества, и их радикальная, экстремистская направленность обусловлена широким распространением иных, находящихся вне традиционных вероучений, форм религиозности. Несколько реже встречаются религиозные экстремисты-одиночки. Однако общей характерной чертой для таких явлений остается наличие какого-либо заимствованного или разработанного самостоятельно учения религиозного толка и стремление любыми средствами подчинить этому учению окружающих. В большинстве случаев таким лицам не хватает сил, средств и способностей для претворения в жизнь своих сомнительных теорий. Следует отметить, что для Казахстана, так же, как и для остальных центральноазиатских республик бывшего СССР, наибольшую актуальность представляют вопросы влияния внешних сил на процессы распространения религиозного радикализма и экстремизма в регионе. Продолжение следует.Подготовила Гульжан АСАНОВА