В ответ на экспансию. Традиции ислама сильнее псевдорелигиозных учений
Традиции ислама сильнее псевдорелигиозных учений
Окончание***
Переплетение геополитических интересов некоторых стран в Центральной Азии привело к тому, что деятельность радикальных религиозных течений постоянно подогревается и периодически выражается локальными проявлениями в виде игры на национальных и религиозных чувствах. В настоящее время Казахстан является наиболее стабильным государством в регионе и реализует многовекторную политику, направленную на сохранение и дальнейшее укрепление стабильности, а также эффективное решение внешнеполитических и внутриполитических проблем в Центральной Азии. Вместе с тем географическое положение Центральной Азии предполагает влияние исламской культуры и этот фактор является особенно важным в свете распространения исламского радикализма. Само понятие «исламский радикализм» очень сложное и неоднозначное. Прилагательное «исламский», обозначающее принадлежность к конфессии, в принципе несопоставимо с понятиями из категорий «радикализм», «терроризм» и другими их производными, поскольку ислам, как и другие религиозные учения, основывается на принципе талиона - золотого правила морали, добродетели и богобоязненности. Эта позиция подтверждается результатами анализа существующих исламских концептов: модернизма, фундаментализма и традиционализма.***
Исламский радикализм зачастую представляется в качестве идеологии, и базирующаяся на ней политическая деятельность характеризуется распространением так называемого «чистого» ислама по отношению к «неистинной вере в мире неверных». Однако такая форма исламского радикализма представляет собой не реальный ислам, а его искаженную форму. Именно поэтому неприемлемо ставить знак равенства между исламом как мировой религией и исламским радикализмом, использующим веру в качестве инструмента, воздействуя в основном на малограмотное население мусульманских государств. Тем не менее в исламоведческой литературе и обыденном сознании сопрягаемый с исламом радикализм представляется в качестве реального фактора, формирующего социальную и политическую картину мира. Радикальные мусульмане представляют активную социальную силу, которая полагает допустимым использование насилия, как эффективного средства достижения поставленных политических целей. Она же нацелена на распространение крайних идеологических догматов и постоянно наращивает практику политического насилия. Разрушительный потенциал радикальных исламских течений направлен на упразднение обществ западного типа. Такие течения презирают и игнорируют принципы международного права и не склонны к признанию таких его норм, как территориальная целостность, государственный суверенитет, права и свободы человека, запрет на применение силы для осуществления своих политических целей. Вместе с тем следует обратить внимание на двойственность восприятия ислама как религии, которая сама по себе является обычной монотеистической религией подобно христианству, но в то же время, будучи самой молодой, склоняющейся к излишней пассионарности, и, как следствие, возможности формирования радикализма. Представители радикальных исламистских течений не затрудняют себя щепетильностью в выборе способов достижения своих целей. В большинстве случаев исламский радикализм определяется как политический ислам, а лиц, использующих искаженные исламские понятия для достижения политических целей, называют исламистами. Исламский радикализм официально ставит своей целью создание политических условий для внедрения норм шариата в общественной жизни. При этом реализация таких целей предполагает социальную трансформацию всего мирового сообщества. Поэтому исламский радикализм представляется в форме не просто религиозного, но и мировоззренческого отношения к существующему мировому устройству. Специфика исламского радикализма также связывается с формами социальной мобилизации, при которой любой мусульманин должен быть в состоянии готовности к выполнению любых предписаний, в том числе в форме антагонистического противостояния миру «неверных». Такого рода радикализм неминуемо приобретает формы экстремизма и терроризма, а в качестве идеологического мировоззрения - фатализма и фанатизма. Таким образом, мы видим, что в наши дни из всех религий именно ислам проявляет наибольшую политическую и идеологическую активность. При этом излишне говорить о том, что традиционный и модернистский ислам не представляются как источники экстремизма или терроризма. Проведенный анализ показывает, что единого определения понятий религиозного радикализма и религиозного экстремизма нет, что заставляет экспертов, занимающихся изучением этих проблем, разрабатывать собственные рабочие формулировки, которые отвечают их взглядам и убеждениям. Ислам в свое время также воспринял и воплотил такой подход в системе своих представлений, проистекающих из его видения Вселенной, а иногда и выходящих за рамки своих изначальных постулатов. Так, средневековый мыслитель - салафитский ученый Ибн Таймия - предложил концепцию деления мира на «дар аль-ислам» (мир ислама), а также «дар аль-куфр» (территория неверия) и «дар аль-харб» (территория войны), которой не было в Коране. Такая концепция резко противопоставляла мир ислама не только войне, но также территории безбожия в понимании мусульманских идеологов. В итоге эти мотивы приобрели экстремальный характер в логике доводимого до крайности религиозного радикализма с ориентацией на крушение традиционной международной системы. По представлению радикальных религиозных идеологов разрушение такой системы должно произойти в силу обреченности «общества неверных». Экстремисты заявляют, что ислам должен стать религией мира, и в победившем «мире ислама» или «мире веры» не будет границ между государствами и исчезнут культурные противоречия. Залогом такого мироустройства станет идеология шариата, как правовая система и поведенческий императив. Такие взгляды, к примеру, имеют разительное сходство с представлениями большевиков о грядущей победе мировой революции. Однако история показала, что такая идеология в итоге ведет к распаду и возникает вопрос о ее жизнеспособности в долгосрочной перспективе.***
Как представляется автору, сильная авторитарная власть, обусловленная географическим положением, детерминирует определенный тип политической и религиозной культуры. Нормы культуры формировались исторически на протяжении многих поколений и стали составной частью менталитета. Нация, воспитанная в режиме покорности, в целом положительно воспринимает клерикальный авторитаризм, примером чему является режим власти в Иране или Саудовской Аравии. Авторитарный тип культуры в этих регионах не позволил сформировать устойчивые демократические принципы. Таким образом, можно говорить о кардинальном различии западной и восточной культур, при котором чрезмерное экономическое и политическое воздействие Запада на мусульманский мир вызвало противодействие, а рост радикализма и экстремизма стал детерминантом в ответ на эту экспансию. В идейно-психологическом и политическом аспектах современного мира, равно как и во всей его предшествующей истории, радикализму принадлежит одно из наиболее заметных мест. Социально-политический феномен этого явления одновременно характеризуется как древностью, так и современностью, также как те или иные нормы консерватизма. Сам термин, как полагают некоторые исследователи, стал часто употребляемым в конце XVIII века. ХХ и ХХI века характерны не меньшим, а скорее большим проявлением радикализма. Этому способствовали большое количество революций, установление двухполярного, а затем и однополярного мира, увеличившееся стремление государств и народов к суверенитету, а элементы разложения западной цивилизации и религиозно-политическая активизация мусульманского мира еще больше усилили развитие радикализма и экстремизма. При этом наибольшие радикальные преобразования совершались посредством жестокого насилия. ХХ век был буквально нашпигован радикализмом, следствием которого стали две мировые войны, большое количество революций и развитие диктатуры в ряде государств. В современной истории, помимо националистических, фашистских режимов в Германии и Италии можно выделить также франкистский режим в Испании, салазаровский в Португалии, пиночетовский в Чили. Равным образом под рассматриваемое определение можно подвести Итальянское социальное движение, Республиканскую и Национально-демократическую партии в ФРГ, Национальный фронт в Англии, Ку-Клукс-Клан и нацистскую партию в США, «Новых правых» в странах Европы, а также уверенно набирающий в последнее десятилетие популярность и политическое влияние Национальный фронт Франции. После распада СССР на Кавказе и в Центральной Азии стали распространять свое влияние такие радикальные религиозные организации, как: «Партия Исламского освобождения», «Хизб-ут-Тахрир», «Таблиги Джамаат» и другие. Таким образом, можно сделать вывод, что радикализм и его крайние проявления - экстремизм и терроризм - отчасти являются имманентным компонентом развития общества. В середине ХХ века в силу биполярного устройства мира радикализм стал рассматриваться как одна из особенностей стран «третьего мира» и способ действия определенных маргинальных сообществ. В XXI веке его роль стала неуклонно возрастать, и в последнее время это явление стало определяющим фактором эпохи. В общественном сознании радикализм нередко тесно связывается с религиозным фактором, в частности, исламским фундаментализмом, исповедующим непримиримость к неисламскому миру, и радикальной реакцией на кризис как мусульманского, так и остального мира. Однако истоки радикализма первоначально следуют не только из бинарного и религиозного восприятия мира, но также в силу национального обособления. Такая форма радикализма характерна стремлением к суверенитету и потому известна с древнейших времен, определяясь этническими контактами сосуществования, ассимиляции и слияния. При системе сосуществования этносы между собой не смешиваются, а лишь в той или иной степени подражают друг другу, заимствуя преимущественно технические нововведения. При этом психологически всегда существует деление на «своих и чужих». Ассимиляция представляет собой поглощение одним этносом другого с полным забвением былых традиций и образа жизни. В этом контексте может представлять интерес положение малых этносов в России, некоторые из которых уже считают себя русскими. Рост радикализма объяснялся крахом советской модели управления, приведшей к вакууму законной власти. Парад суверенитетов оборвал как политические, так и экономические связи, разрушил хозяйственную взаимозависимость и взаимодополняемость регионов, республик, что привело к массовым социальным волнениям. Во многих республиках произошла архаизация общества, стимулируемая изгнанием религиозных и этнических меньшинств. В России активно действовало Русское православное национал-социалистическое движение (РПНСД), являвшееся типичным представителем одного из видов правого радикализма, а именно религиозного ультранационализма. РПНСД стремилось принимать участие в политической деятельности, представляя собой как религиозную, так и политическую структуру. Религиозный радикализм нагнетал негативную обстановку на Кавказе, в Центрально-Азиатском регионе и практически во всех республиках бывшего СССР. Помимо экстремистских движений, следует отметить также образованные с благословения православной церкви организации, подверженные идеям радикализма. К таким организациям можно отнести «Православных хоругвеносцев», созданную в 1992 году. Несмотря на то, что биполярность является явлением свойственным прошлым векам, в настоящее время продолжается максималистское противопоставление одних стран, сообществ, конфессий другим. Поводы в современную эпоху в целом не отличаются особым разнообразием. Основным является дихотомия между богатством и бедностью, являющаяся в настоящее время не внутренней проблемой того или иного государства, а глобальной международной проблемой. При этом в концептуальных идеологических построениях всегда в той или иной степени имеет место религиозная составляющая, к которой сохраняется повышенный интерес. Кроме того, сегодня также происходит столкновение противоположных тенденций, с одной стороны, роста религиозности, с другой - атеизма. Разделение мирового сообщества на две части по религиозному признаку является условным, поскольку не учитывается существование многих промежуточных ситуаций. Таким образом, росту радикализма и экстремизма, в том числе религиозного, способствуют переломные моменты в истории стран и народов.***
Центром зарождения ислама является территория современной Саудовской Аравии, где были заложены политические и экономические основы для формирования самостоятельной исламской цивилизации. В дальнейшем ислам стал распространяться в районы Северной Африки, Испанию, а также на территорию современного Ирана и районы Центральной Азии. На этих территориях, соответственно, сложились свои уникальные образцы мусульманской государственности и получил распространение арабский язык, как язык межрегионального общения. В 1928 году в Египте была создана организация «Братья-мусульмане», в идеологии которой была заложена концепция джихада. Эта организация располагала силами для подготовки боевиков и имела широкую сферу деятельности, сохранившись и в современную эпоху. Постепенно радикальные исламские течения распространились на весь мир и стали источником практически всех угроз терроризма. Для мусульман слово «религия» образует совершенно иной смысл и представляет собой не просто веру, а предполагает образ жизни. Нормы ислама образуют единое целое мусульманского общества и его правовой системы. Следует заметить, что мусульманский мир исторически не отличался единством и устойчивостью. На него оказывали постоянное воздействие внутренние и внешние противоречия, что в большей степени способствовало развитию радикального менталитета и идеологий, и в итоге перешло в идеологию экстремизма. Так, к внутренним противоречиям можно отнести множество направлений, различающихся по своим взглядам на религиозные положения относительно священных текстов в вопросах веры, истории, роли мусульманского общества. Различия во взглядах раскалывали целостность конфессии, порождая значительные, порой драматические проблемы. В VII-VIII веках образовались разногласия по вопросам веры в отношении лиц, совершивших тяжкий грех, при которых стороны стали занимать антагонистические позиции, образовав три течения, - хариджиты, мурджииты и мутазилиты. Таким образом, разногласия и противоречия в истории ислама исходят из глубины веков, и при этом экстремистские идеи сопровождали исламскую религию всегда. Различие заключалось в зависимости от исторических периодов, при которых менялись и цели. В итоге радикальные течения распространили свою деятельность на все мусульманские государства и государства всего мира, и в итоге объектом их экстремистских действий стали также правоверные мусульмане, чем подчеркивается, что мусульманский мир никогда не характеризовался единством. Так, хариджиты, мурджииты и мутазилиты имели следующие разногласия. Первые придерживались радикальной позиции, согласно которой, совершивший тяжкий грех мусульманин перестает быть таковым, переходя в статус неверующего (кяфира). Мурджииты не склонялись к таким крайностям, считая, что мусульманину достаточно сохранять в душе верность и преданность своей вере, несмотря на то, что совершил грех. Мутазилиты находились на промежуточной позиции, разработав доктрину о некоем среднем состоянии между двумя указанными категориями, определяя таким образом в оценочном порядке мусульманина, совершившего тяжкий грех. Поскольку при пророке Мухаммеде власть была теократической, то она считается образцом управления в мусульманских государствах, так как пророк проповедовал неразделимость духовной и светской власти. Однако после его смерти эта проблема стала поводом для раскола со стороны всего мусульманского сообщества на группировки, каждая из которых имела свое мнение о вопросе власти. Антагонизмы в мусульманском мире также связывались с другими вопросами идеологического и политического характера, что породило неопределенность путей развития исламского мира и способствовало созданию явления исламского экстремизма. Эта борьба продолжается и в настоящее время, иногда проявляясь в открытых столкновениях между различными течениями. Кроме того, приведенные внутренние противоречия столкнулись с внешними в виде влияния западного мира, а арабо-израильские войны усугубили ненависть к израильтянам и их западным покровителям.***
Тем самым исламский радикализм стал искать идеологическую опору в Священных текстах, переиначивая и выделяя их противоречивые положения со своей интерпретацией. Наличие значительных расхождений и противоречий в толковании мусульманского вероучения позволяет использовать его положения для обоснования современного состояния исламского экстремизма. В ситуации глобализации традиционный ислам может быть идеей, которая могла бы консолидировать всех мусульман в единую основу на базе реальных исторических традиций, закрепленных в Священных текстах, что позволит использовать таковые для противодействия исламскому экстремизму и терроризму. Таким образом, проблема власти привела к расколу мусульманского духовенства на различные группировки, каждая из которых проповедовала свою жесткую позицию по поводу вопроса власти. Так, хариджиты считали, что власть должна иметь общинный характер с выборностью глав общин; шииты определяли божественный характер власти; сунниты занимали промежуточную позицию. После поражений в арабо-израильских конфликтах со стороны мусульман сформировался комплекс ненависти и желание реванша. Однако исторические предпосылки исламского экстремизма в современном виде были порождены еще в конце XIX века, а в конце ХХ века, в силу указанного воздействия со стороны западных стран, были резко активизированы посредством призывов создания исламских государств Ближнего и Среднего Востока, а также Кавказа. К основным свойствам исламского экстремизма относят, помимо возврата к базовым принципам ислама, объединение всех мусульманских сообществ по нормам шариата, восстановления верховной власти Аллаха с направленностью на нанесение максимального вреда «неверным», независимо от характера последствий такого вреда. Радикальные, экстремистские исламские течения руководствуются идеологией тоталитарного типа, которая не приемлет светских принципов, не признает другие религии и нередко прибегает к силовым методам для достижения своих целей. Радикальными исламистами отрицается всеобщая грамотность, равенство по половому признаку и свобода совести. Все это провозглашается «истинным» традиционным исламом, что позволяет вовлекать в борьбу с «неверными» множество этнических мусульман, живущих как в западных, так и мусульманских странах. Радикальные, экстремистские исламские течения стали по-своему трактовать аяты (положения) Корана. Так, по Корану джихад в буквальном смысле означает «путь усилий и рвений на пути к Богу», тогда как сам путь Бога является путем добра и ненасилия, путем всеобщей справедливости. Поэтому в реальности джихад означает интеллектуальное совершенствование и работа над своим сознанием, а рвение в джихаде предполагается исключительно, как мирное действие. Между тем, благодаря религиозным экстремистам такое слово в общемировом дискурсе стало синонимом насилия, экстремизма и терроризма. Таким образом, традиционный ислам не предполагает какого-либо экстремизма, и имеющиеся в Коране ссылки на экстремистские действия являются реакцией того времени на политические действия насильственного характера со стороны язычников и потому адресованы тиранам. В реальности ислам является религией добра и справедливости и призывает людей вести праведную жизнь. Основные положения традиционного ислама сводятся к следующим элементам: - все люди являются одной семьей; - мусульмане являются братьями и сестрами по отношению друг к другу; - приоритет социальной справедливости; - необходимость жить честно и достойно; - богатый не должен стремиться стать еще богаче, если другой остается бедным. Возникшие из корней традиционного ислама радикальные экстремистские течения используют религию в качестве инструмента, по-своему интерпретируя аяты Корана, что наносит существенный моральный ущерб конфессии и является угрозой общественной безопасности.Подготовила Гульжан АСАНОВА