Новости

Этапы становления. Создание наиболее оптимальной и эффективной системы государственной службы

Этапы становления. Создание наиболее оптимальной и эффективной системы государственной службы

 width=Создание наиболее оптимальной и эффективной системы государственной службы

Как только в развитии человеческого общества стали проявляться первые признаки государства, стал зарождаться и аппарат для управления этим обществом. Впоследствии он стал целым институтом государственного управления. Следует отметить, что в зарубежной литературе по государственному управлению широко употребляются термины «гражданская служба», «общественная служба», «правительственная служба». В подавляющем большинстве стран мира на гражданской (общественной) службе заняты постоянные профессиональные государственные служащие, которые не могут быть смещены с должности, на правительственной службе – высшие государственные чиновники, которые должны регулярно сменяться. Как правило, чиновники назначаются на государственные должности за политические заслуги, а срок их службы зависит от времени нахождения во главе правительства лидера партии, сторонниками которой они являются. Таким образом, в системе государственной службы действуют и политические чиновники, и профессиональные государственные служащие, и даже иногда работники государственных учреждений. Традиции и законы каждой страны предусматривают особый порядок действия государственной службы, который имеет ярко выраженную социокультурную специфику. В настоящее время в большинстве государств постсоветского пространства, включая и Республику Казахстан, административная реформа вступает в новую стадию развития. Так, основные меры направляются на совершенствование процессов государственного управления и улучшение качества предоставления государственных услуг, повышение уровня профессионализма, результативности деятельности государственного аппарата. В ходе преобразования всех сторон общественной жизни в постсоветский период произошло перераспределение государственно-управленческих функций, образованы новая система и структура органов государственной власти, создана новая форма административного управления, которая позже получила свое законодательное оформление в Конституциях Казахстана, принятых в 1993 и 1995 годах, и в иных законодательных актах, разработанных для реализации конституционных положений. Первый этап становления государственной службы в Казахстане начался с середины 80-х годов прошлого столетия, когда в связи с проходившей в СССР перестройкой активные члены гражданского общества заговорили о реформе государственной службы, которая уже не соответствовала переходу экономики страны на рыночные отношения, новым целям и приоритетам государственного строительства. Именно тогда шел активный поиск путей реформирования государственного управления в целом и государственной службы в частности. Следует учитывать и тот факт, что в тот период коренным образом меняется образ мышления рядовых граждан, становятся более востребованными зарубежное законодательство и труды зарубежных авторов, в которых освещаются вопросы деятельности государственного аппарата и государственной службы в целом. Итогом преобразований политической системы Казахстана, в том числе активного поиска путей реформирования государственного управления и государственной службы, явилось принятие 28 января 1993 году первой Конституции суверенного Казахстана, положившей начало второму этапу становления государственной службы республики уже как независимого государства. В ходе принятия первой Конституции РК непрерывно шли поиски адекватной новым условиям модели функционирования государственной службы. Поскольку теоретические разработки и решения по данным вопросам ранее осуществлялись союзным центром, поиски осуществлялись в условиях отсутствия достаточного исторического опыта построения институтов государства. 30 августа 1995 года на республиканском референдуме была принята новая Конституция Республики Казахстан. С этого момента начинается следующий основной этап развития законодательства о государственной службе в Казахстане. Пунктом 4 статьи 33 новой Конституции было провозглашено равное право граждан республики на доступ к государственной службе, а также оговорено, что «требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обусловливаются только характером должностных обязанностей и устанавливаются законом». 26 декабря 1995 года был издан Указ Президента РК, имеющий силу Закона, «О государственной службе», которым дан старт процессу институционализации государственной службы в Казахстане. В нем были определены ее основные принципы, среди которых следует выделить общедоступность, приоритет прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами государства. Данным актом были введены квалификационные классы государственных служащих, регламентированы вопросы поступления, прохождения, прекращения государственной службы, аттестации государственных служащих, установлены меры их социальной защиты, введено множество других важных положений. Тем не менее, несмотря на ряд прогрессивных положений, Указ во многом носил декларативный характер и реально не обеспечивал равного доступа граждан к государственной службе. Однако его значение нельзя недооценивать, так как впервые в истории суверенного Казахстана была предложена система государственной службы, которая на переходном этапе заложила основы развития государственной службы как важного института государства. Вместе с тем также нарастал объем проблем как объективного, так и субъективного характера, которые осложняли процесс реформирования государственной службы. Среди них можно назвать неразработанность концептуальных подходов к реформированию государственной службы; недостаток компетентных, профессионально подготовленных госслужащих, способных работать в новых условиях; нескоординированность в вопросах реформирования государственной службы со стороны государственных органов и международных организаций, осуществляющих соответствующие проекты; отсутствие единой системы должностных требований к государственным служащим; низкий уровень их социально-правовой защищенности; подбор кадров преимущественно по личному усмотрению руководителей; несправедливая система продвижения государственных служащих; наличие в госаппарате коррупции, взяточничества, землячества, семейно-родственных, родовых и жузовых связей. При этом отдельно хотелось бы отметить отсутствие системы целевого поиска, отбора и привлечения компетентных, талантливых, одаренных людей на государственную службу. Решение проблем руководством нашей страны виделось в создании единого центрального органа, способного целенаправленно обеспечить кадрами госаппарат в необходимом количестве и должной квалификации. В итоге была осуществлена идея проведения единой политики в сфере государственной службы. С принятием Закона РК «О государственной службе» от 23 июля 1999 года и изданных на его основе подзаконных нормативных актов был начат совершенно новый этап развития отечественной государственной службы. Проведенный анализ международного опыта показал, что основой государственной службы в демократических государствах является меритократия - система, основанная на личных заслугах государственного служащего, направленная на эффективное использование человеческих ресурсов на государственной службе. Утверждение в 2011 году Концепции новой модели государственной службы в Республике Казахстан являлось итогом продолжительной работы органов государственной власти, научных сотрудников, специалистов по внедрению принципиально новых механизмов в развитии отечественного института государственной службы с учетом успешного опыта формирования моделей государственной службы в зарубежных странах. На сегодняшний день результатом успешной реализации концепции стала профессиональная государственная служба, ориентированная на результат и качественное оказание государственных услуг, соответствующая многим актуальным потребностям социально-экономического развития страны. Совершенствовалась и законодательная база государственной службы. Так, 23 ноября 2015 года Главой государства подписан Закон «О государственной службе Республики Казахстан», вступивший в действие 1 января 2016 года. Действующая редакция закона распространяется на служащих всех государственных органов, в том числе и правоохранительных. Проведена глобальная модернизация процедуры поступления на госслужбу. Карьерное продвижение в целом осуществляется на основе компетентностного подхода. Таким образом, государственный аппарат в Республике Казахстан будет и далее совершенствоваться и изменяться по мере эволюции демократического, правового, гражданского общества.

Лесбек ИЛЕБАЕВ, руководитель департамента Агентства РК по делам государственной службы по Жамбылской области, председатель Совета по этике