Начистоту. Экологические требования актуальны всегда
Начистоту. Экологические требования актуальны всегда
Экологические требования актуальны всегда
В последние годы жители региона постоянно обращают внимание местных исполнительных органов власти на санитарное состояние населенных пунктов. Люди хотят жить в благоустроенных селах с хорошими дорогами, пользоваться водопроводом и природным газом, просят построить современные школы и дома культуры. И их пожелания выполняются. Однако не следует забывать и об окружающей среде. О том, какая работа проводится в регионе, чтобы нам всем легче дышалось, мы поговорили с руководителем департамента экологии по Жамбылской области Арсеном Латыповым. - Арсен Хасенович, в последнее время жамбылцы стали чаще сетовать на качество воздуха в областном центре, бьют тревогу по поводу вырубки деревьев в населенных пунктах. Как вы реагируете на эти жалобы? - Сразу скажу, что такие жалобы к нам поступают постоянно, и не только в последнее время. Мы получали их и 10 лет назад. Причем многие сигналы подтверждались. В этой связи в 2020 году по поручению Министерства экологии, геологии и природных ресурсов нами совместно с местными исполнительными органами разработана Дорожная карта по комплексному решению экологических проблем Жамбылской области, рассчитанная на 2020-2024 годы. Она согласована со всеми управлениями, акимом области и утверждена министром экологии, геологии и природных ресурсов. Карта включает в себя 15 пунктов. В том числе это вопросы улучшения качества атмосферного воздуха, управления сточными водами, сферы управления отходами, озеленения и информирования населения о том, что делается для улучшения окружающей среды. Из этих 15 пунктов 11 исполнены. По неисполненным четырем мы обращались в акимат области, писали в министерство, после чего в прошлом году в регион приехал министр экологии, геологии и природных ресурсов Сериккали Брекешев. Мы отчитались перед ним об исполнении Дорожной карты. Он сказал, что ее нужно улучшить и актуализировать. Нами разработана новая Дорожная карта, которая в данный момент находится на утверждении в Минэкологии, геологии и природных ресурсов. Состоит она уже не из 15, а из 25 пунктов. Исполненные пункты в карту мы не включили. - Расскажите, пожалуйста, о реализации Дорожной карты. - Вот, скажем, модернизация отопительных систем госучреждений. Этот пункт у нас постоянный и сейчас он реализуется по другой программе. Еще один пункт - эксплуатация автотранспортных средств на сжиженном нефтяном газе. Мы предлагали перевести на это топливо общественный и ведомственный транспорт. Однако эта идея оказалась очень затратной в финансовом плане. Кроме того, сейчас в стране наблюдаются перебои с газом, да и местные исполнительные органы эту неплохую, в общем-то, идею поддерживают, скажем так, без особого энтузиазма. К примеру, в Таразе ведутся работы по переводу на газ общественного транспорта, обслуживающего городские автобусные маршруты. С 2018 года газовое оборудование установлено на 115 автобусах, которые ранее ездили на бензине и солярке. Помимо этого, в 2018 году приобретены 42 автобуса, в 2019 году - 60 на газовом топливе. В 2021 году приобретены 20 автобусов марки ПАЗ и 12 марки Golden Dragon, работающие на газе. Помимо этого, газом заправляется часть служебного транспорта, принадлежащего управлениям и ведомствам. Его в области 389 единиц. Также актуальным остается пункт, касающийся строительства канализационных очистных сооружений, ответственным за которое значится акимат города Тараза. Мы определили срок - до 2024 года. Дело уже сдвинулось с мертвой точки. Как вы знаете, в 2022 году нами проведена проверка в отношении ТОО «Жамбыл су», по итогам которой выдано соответствующее предписание об устранении нарушений, то есть прекратить сброс в переполненные карты, модернизировать объект. На это «Жамбыл су» запросило у акимата города финансирование на строительство дополнительных 12 карт на полях фильтрации. Это, конечно, временная мера, рассчитанная на два года. Но, думаю, за это время у нас появится новый комплекс очистных сооружений. Тем более что решение этой проблемы находится на личном контроле акима области Нуржана Нуржигитова. Помимо этого, мы включили в Дорожную карту вопрос строительства мусороперерабатывающего завода. К нам неоднократно приезжали инвесторы, обсуждали эту проблему, но решения она пока не нашла. Жители региона так и не научились разделять отходы. Впрочем, у нас еще нет и соответствующей инфраструктуры, чтобы требовать от горожан пластик выбрасывать направо, а бумагу - налево. Так что в этом отношении нам необходимо еще работать и работать. Пункт «Экопатрулирование» тоже в процессе реализации, в этом году уже проведены 15 рейдовых мероприятий. Что касается озеленения, то весной текущего года высадили около 1500 саженцев на территории Таразского металлургического завода, где до этого был сухостой. Уход за молодыми посадками взяло на себя предприятие, пообещав регулярно поливать деревца. - В Дорожной карте отражены проблемы управления отходами и строительство мусороперерабатывающего завода. Как осуществляется реализация данных проектов? - Полигон твердых бытовых отходов в селе Саудакент Сарысуского района планировалось построить до декабря 2021 года. Однако вопрос не решен до сих пор. В текущем году на разработку проектно-сметной документации по строительству данного полигона и получение экспертного заключения выделено 3,762 миллиона тенге. Также представлена бюджетная заявка на сумму 363,2 миллиона тенге для финансирования из областного бюджета, однако ее отклонили. Мы думаем подать ее повторно для рассмотрения при уточнении бюджета этого года. Злободневным является и вопрос строительства завода по сортировке и переработке бытовых отходов в Таразе. В Дорожной карте срок реализации этого пункта - декабрь 2021 года. Ответственными исполнителями указаны акимат города Тараза и управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата области. Здесь мы возлагали надежды на совместный проект управления твердыми бытовыми отходами, который реализуется Министерством управления экологии и природных ресурсов РК, представительством Германии и акиматом города Тараза. В 2021 году были проведены встречи, обсуждены пути финансирования проекта, период реализации, а также назначен исполнитель проекта - акимат города Тараза. В этом году в Таразе состоялась еще одна встреча, заключен меморандум о сотрудничестве, проводится работа по сбору информации о проекте с представителями германской компании. По поручению федерального министерства окружающей среды, охраны природы и ядерной безопасности совместно с представительством немецкой экономики в Центральной Азии дочерней компании Торгово-промышленной палаты Германии DEinternational Kasachstan была организована отраслевая казахстанско-немецкая рабочая группа «Циклическая экономика в Казахстане». В качестве местных экспертов рабочей группы выступили представители акимата города Тараза и ТОО «Жасыл ел-Тараз», работающие в сфере управления отходами, а также представители международных организаций в Казахстане. В рамках проекта разработаны инновационные решения для улучшения управления отходами в Таразе. То есть работа ведется. - Эти проблемы перенесены из первой Дорожной карты в ее обновленный вариант? - Да, мы не оставим их без внимания. - Как у вас поставлена обратная связь с населением? - Жители постоянно обращаются к нам с различными вопросами. Большинство поднятых ими проблем нам приходится решать совместно с местными исполнительными органами. Дело в том, что люди ошибочно считают нас ответственными за вырубку деревьев или стихийные свалки. Однако привлечение к ответственности за вырубку деревьев без разрешения находится в компетенции полиции и местных исполнительных органов. Аналогично и по стихийным свалкам, только к этому подключаются департамент санитарно-эпидемиологического контроля и земельная инспекция. Еще одним примером связи с населением могу назвать то, что мы каждые полгода отчитываемся перед общественностью о реализации Дорожной карты, что позволяет нам не только укреплять доверие людей, но и определять круг проблем, требующих решения в ближайшей перспективе.Беседовала Людмила МЕЛЬНИК