Не договорились
Не договорились
Услугодатели и абоненты разошлись во мнениях
В нетрадиционном формате прошли публичные слушания по рассмотрению проекта на утверждение нормативных технических потерь на услуги АО «Жамбылская ГРЭС имени Т. И. Батурова» по производству, передаче, распределению и снабжению тепловой энергией жителей поселка Солнечный. Следует отметить, что публичные слушания - это мероприятие, в ходе которого поставщик услуг, подавший в департамент Агентства РК по регулированию естественных монополий заявку на рассмотрение проекта по утверждению тарифов или, как в нашем случае, нормативных технических потерь, публично обосновывает и отстаивает свои предложения. До начала пуб-личных слушаний проект рассматривается экспертами, которые дают оценку представленной заявке. После слушаний заявка монополистов проходит очередную экспертную оценку специалистов антимонопольного ведомства. Публичные слушания в поселке Солнечный прошли под председательством начальника отдела технического регулирования ДАРЕМ по Жамбылской области Карашаш Сабденовой. Для участия в них в офис местного КСК пришли около двадцати жителей поселка. Они-то и повернули ход заседания в совершенно другое русло. Выслушав выступление начальника отдела бюджетного планирования АО «ЖГРЭС им. Т. И. Батурова» Алексея Гонченко, который попытался обосновать необходимость повышения нормативных технических потерь предприятия по производству и передаче тепловой энергии с 5,7 процента до 7,1 процента, люди пошли в атаку. Их ничуть не тронуло объяснение, что все расчетные материалы, представленные для утверждения нормативных технических потерь, подготовлены в соответствии с разработанными директивными документами. Потому что в настоящее время на балансе ГРЭС находится всего часть отопительных сетей поселка Солнечный: 920 метров - от выхода и до первого колодца. Остальные инженерные сети поселка и два насоса были переданы руководством ГРЭС на баланс местных исполнительных органов еще в 1997 году. С тех пор председатель КСК Зинаида Саушкина постоянно приводит в порядок «наследство», которому скоро исполнится полвека. Трубы рвутся и текут постоянно, собственными силами КСК справиться с авариями не в состоянии. Помощь приходится ждать долго. А приходит она, когда лопается терпение жителей. Услышав от представителя ГРЭС, что тепло потребителям отпускается в соответствии с температурным графиком, люди в один голос заявили, что забыли, когда в их квартирах с начала отопительного сезона температура поднималась выше 15 градусов. - Мы ходим дома в валенках, - говорят они. - Сколько нам терпеть это безобразие? Выразили люди также недовольство по поводу установки в подвалах их домов общедомовых приборов учета тепла. - Я своего согласия на это не давал, - заявил один из присутствующих жителей поселка. - Поэтому непонятно, почему я должен платить за его установку? Карашаш Сабденова пояснила, что общедомовые счетчики тепла и горячей воды в домах установлены в соответствии с требованиями закона. Поставщик услуг, в данном случае это АО «ЖГРЭС им. Т. И. Батурова», приобрел и установил приборы учета. Причем их стоимость потребители оплачивают в течение двух лет. К примеру, владелец двухкомнатной квартиры в месяц выплачивает 400 тенге. Но и эту сумму люди считают завышенной. Узнав, что в результате пользования данным счетчиком только по дому № 53 экономия составила около 180 тысяч тенге, жители задались вопросом: «Неужели эта сумма не покрыла затраты на приобретение и установку ОДПУ?» - Платить вам все равно придется, - объяснили специалисты областного ДАРЕМ, напомнив, что в свое время на общественные слушания по поводу установки счетчиков пришли всего несколько человек. Однако К. Сабденова согласилась, что в данном случае руководство ГРЭС может снизить уровень недовольства своих потребителей, сделав перерасчет суммы долга за счетчики с учетом достигнутой экономии. Станет ли от этого теплее в домах поселка Солнечный, трудно сказать. Не лучшим образом сказывается на погоде в квартирах и неправильно спроектированная тепловая сеть, когда при переходе из дома в дом трубы отопления идут по воздуху. А отсутствие горячей воды объясняется тем, что подается она в квартиры через бойлерные, а не напрямую. Все эти проблемы требуют решения. Другой вопрос - кто возьмется за их решение? К сожалению, на публичные слушания не пришли представители местных исполнительных органов, хотя их участие предполагалось. И, несомненно, им было бы полезно услышать мнение народа по поводу подготовки к зиме в поселке с таким оптимистическим названием. Что касается вопроса, по поводу которого были организованы слушания, то он… остался без обсуждения. Скорее всего, по словам К. Сабденовой, заявка ГРЭС на увеличение нормативных технических потерь останется неудовлетворенной. Потому что в основном все потери предприятия являются коммерческими.Людмила МЕЛЬНИК