Меню

У столицы — особый статус. Астана способна выйти на мировой уровень развития

У столицы — особый статус. Астана способна выйти на мировой уровень развития

У столицы — особый статус. Астана способна выйти на мировой уровень развития У столицы — особый статус. Астана способна выйти на мировой уровень развития
Фото из открытого источника

Астана способна выйти на мировой уровень развития

Сегодня редкие разговоры с родственниками и друзьями проходят без упоминания Астаны. У многих наших земляков в столице обязательно живет, работает или учится кто-то из близких. С Астаной связывают свое настоящее и будущее сотни тысяч казахстанцев. Сейчас уже никому не надо объяснять и доказывать, что перенос столицы из Алматы в Астану был верным и вполне оправданным решением. Столица превратилась в крупнейший экономический центр, который дал новый импульс для модернизации всей страны и динамичному развитию многих отраслей экономики. Город стал центром притяжения для всех казахстанцев. И сегодня он по праву является крупнейшим административным, культурным и деловым центром страны. Это город-лидер, задающий тон в инновационном развитии Казахстана. Вложенные в строительство новой столицы инвестиции сегодня дают мультипликативный экономический эффект, а сам город уверенно вышел на уровень самодостаточности. И главное, сегодня Астана - это духовная опора нации, стремящейся к созиданию. О несомненных плюсах нашей столицы сказано и говорится немало. Мне довелось какое-то время жить и работать в Астане, и я убедился в грандиозности и эффективности данного проекта. Вполне понятно, что город еще строится, развивается. И Париж не сразу стал тем самым Парижем, о котором мы сегодня знаем. Недостатки и просчеты неизбежны в таком грандиозном деле. К тому же новую столицу приходилось строить практически с нуля, если не принимать во внимание старые здания бывшего Целинограда 60-х и 70-х годов постройки. И все же позволю себе высказать и некоторые замечания, основанные на личном опыте пребывания в главном городе страны. Ведь начинал он строиться не только за счет зарубежных инвестиций, но и на деньги казахстанских налогоплательщиков. Так что мы вправе высказать свое мнение. Как говорится, не в порядке критики, а для пользы общего дела. Нам совсем не безразлично, как живет и развивается наша столица, так как мы хотим видеть ее еще более привлекательной и комфортной. Чтобы любить и гордиться ею. В Астане - широкие и красивые улицы, проспекты. Но, к сожалению, и сегодня даже в самом центре мегаполиса можно наткнуться на переулки и уголки с невзрачными фасадами зданий, с разбитыми тротуарами. А зимой в безветренную погоду над городом стоит дым от печных труб. Долгожданный магистральный газопровод «Сарыарка» дошел-таки до столицы, но подключение голубого топлива к жилым массивам, где проживают более 300 тысяч человек, затягивается: уж очень дорого оно обходится для граждан. Заметно, что в Астане не хватает парков, мало мест для комфортных прогулок и отдыха жителей. Городу нужно больше общественных пространств, зеленых насаждений и пешеходных улиц. Специалисты градостроительства признают, что недостаточно эффективно используются имеющиеся территории, прилегающие к знаковым объектам. Как-то безлюдно выглядит, к примеру, огромная площадь, прилегающая к ЭКСПО. Визуально она красивая, притягательная, и при правильном подходе ее можно было бы трансформировать в зону массового отдыха астанчан и гостей города. Жилье в Астане строят добротное. Даже квартиры эконом-класса выглядят вполне прилично. В домах тепло даже в самые сильные морозы, ТЭЦ работают на полную мощность. Правда, и стоимость коммунальных услуг в сравнении с другими регионами Казахстана высокая. А теперь, с 1 июля, на 20 процентов подорожали услуги водоснабжения. Для молодых семей со скромными доходами это дополнительная финансовая нагрузка. Но это не пугает людей. Количество желающих приобрести заветные квадратные метры в столице не убавляется. Астана - город молодых, продвинутых людей. В поисках работы сюда стремится молодежь со всех регионов Казахстана. Одним везет: они находят работу, у них появляются перспективы роста. Другим приходится посложнее - и с трудоустройством, и с перспективами. Последние, помыкавшись по квартирам, не найдя применения своим способностям, вынужденно возвращаются в родные пенаты. Но сотни людей так и оседают в столице в надежде найти работу, приобрести жилье, и местным властям приходится постоянно работать над решением проблемы безработицы. Главный город, в нашем понимании, призван быть лучшим по всем параметрам. И в первую очередь он должен отличаться от регионов качеством медицинского обслуживания, образования, сервиса. Да, здесь построены новые медицинские комплексы, оснащенные современным оборудованием, но не хватает высококвалифицированных кадров. За последние 10 лет население Астаны увеличилось в 2,5 раза, однако медицинская инфраструктура не поспевает за ростом численности столицы. Не раз приходилось наблюдать очереди в поликлиниках, не хватает мест в больницах и родильных домах. В Астане немало интеллектуальных школ, но наряду с ними имеются и учреждения образования, качество обучения в которых оставляет желать лучшего. В городе сохраняется проблема дефицита школьных мест и трехсменного обу­чения. Молодые родители сталкиваются с проблемой нехватки мест в детских садах. По статистике, сегодня в очереди на получение мест в дошкольных организациях стоят 45 тысяч детей. В городе много шикарных ресторанов, и это понятно: столица все-таки. Но и ресторанный бизнес имеет здесь свои изъяны. Ассортимент, качество блюд и цены на них заметно уступают тому, что мы привыкли видеть в Алматы, Шымкенте и нашем Таразе. Да и культура обслуживания в столичных кафе и ресторанах не на должном уровне. О ценах в Астане, видимо, стоит сказать отдельным абзацем. Уж очень они кусачие! Продукты питания за прошедший год подорожали в среднем на четверть. Цены не стоят на месте и нынче. Основная причина сложившегося положения - отсутствие продовольственного пояса вокруг столицы. Астана производит продуктов питания намного меньше, чем Алматы или Шымкент. Недавно в СМИ промелькнула такая информация: за последние восемь лет импорт продовольствия в столицу увеличился в три раза. Дорожные расходы, вездесущие посредники - все это в итоге отражается на ценниках в продовольственных магазинах и супермаркетах. В Астане неплохо налажена работа общественного транспорта. Автобусы - большие, комфортабельные, ездят в основном четко, по графику. Но из-за огромного количества автомобилей на главных улицах создаются пробки. Они стали серьезной проблемой для горожан. По причине заторов астанчане опаздывают на работу, много времени теряют в дороге по возвращении домой. В городе не хватает парковочных мест, особенно в центре. Не раз приходилось наблюдать, с каким трудом припарковываются водители возле своих офисов и домов. И еще вот о чем хотелось бы сказать. Астана действительно стала главным городом страны, куда тянутся пути со всего Казахстана. Железнодорожные и автомобильные вокзалы ежедневно принимают тысячи людей из Алматы и Шымкента, Петропавловска и Костаная, Усть-Каменогорска и Семея, Атырау и Актобе. То и дело появляются новые маршруты. Но мест в поездах все равно не хватает. Особенно в праздничные дни и в пору массовых отпусков. Одни едут к детям и внукам, другие - на работу и учебу, третьи - полюбоваться красотами столицы. Но не всем удается приобрести билеты. Это тоже проблема, над решением которой следует серьезно поработать руководству нацкомпании «Қазақстан темір жолы». Астана занимает важное место в жизни страны, у нее - особый статус. Но и требования к столице, население которой уже к 2030 году может достичь двух миллионов человек, повышенные. Все мы заинтересованы в том, чтобы архитектура и урбанистика, духовная и социальная сфера нашего главного города соответствовали мировому уровню. Говорят, что сейчас разрабатывается новый Генеральный план Астаны с учетом передового зарубежного опыта. Хочется верить, что наша столица модернизируется и станет по-настоящему притягательным, комфортным во всех отношениях мегаполисом.

Кукен ОРШАБЕКОВ, фото Максима БУГАЕВА, aero.maxxus.ru

Самые читаемые статьи недели: