Новости

Тонкости манипуляции сознанием. Что мы знаем о методе Геббельса

Тонкости манипуляции сознанием. Что мы знаем о методе Геббельса

 width=Что мы знаем о методе Геббельса

Наверное, каждому приходилось сталкиваться с ситуацией, когда кто-то пытался навязывать нам свою позицию, мнение по тем или иным вопросам. Психологи и социологи называют подобное давление манипуляцией сознанием. Иными словами, - это программирование мнений и устремлений людей, их настроений и даже психического состояния с целью обеспечить такое их поведение, которое нужно манипуляторы. Такая техника воздействия на сознание стала нынче востребованной, появились даже профессионалы, ею владеющие. Соответственно, возникла определенная система, охватывающая собой многие уровни информационного воздействия - от фейковых сообщений в социальных сетях до создания идеологических проектов в государственном масштабе. Интересный разговор на эту актуальную тему получился у меня с педагогом-психологом средней школы № 46 города Тараза Гульмирой Абирбаевой. - Гульмира Абировна, манипуляция общественным сознанием, в моем понимании, это скрытое явление, ведь никто же не будет открыто говорить о том, что он вас, выражаясь простым языком, дурачит. Скажите, каковы же основные признаки манипулирования? - Наш разговор, наверное, следует начать с небольшой вводной части. Общественное сознание - совокупность коллективных представлений, присущих определенной эпохе, отражающих само общество. Выделяют шесть форм общественного сознания: мораль, наука, искусство, идеология, религия и право. И все они поддаются коррекции со стороны заинтересованных в этом лиц. Данная форма влияния на общественное сознание называется манипуляцией. Вот мы и подошли к теме нашего разговора. Средства массовой информации - газеты и журналы, телевидение, а теперь уже и социальные сети - изо дня в день круглосуточно влияют на наше сознание. Они распространяют модели поведения, восприятия окружающего мира, знания, образа жизни. Все это в какой-то степени можно было бы назвать нормальным процессом, если бы зачастую не превращалось в манипулирование массовым сознанием, масштабы которого в наши дни постоянно возрастают. При этом сфера его применения не ограничивается торговлей и бизнесом, она включает в себя политику, культуру, науку и другие области социальной жизни. Манипулирование общественным сознанием - один из ключевых способов управления группами людей - коллективами, сообществами - путем разработки условий для контроля за их поведением. Подобное воздействие в первую очередь направлено на психическое состояние и социальные связи человека. Такое воздействие лишает объект манипуляции свободы выбора, изменяя его представление, личное мнение, побуждения и цели в нужном направлении. Актуальность темы заключается в глобальных последствиях технологий манипуляции в социуме, проявляющихся в трансформации общепринятых этических и моральных норм. Симптомами и признаками скрытой манипуляции могут быть многие факторы, основными из которых являются сенсационность подаваемого материала, повторение, дробление, изъятие из контекста, смешение информации и мнения, прикрытие авторитетом, активизация стереотипов. Выделяются три основных уровня такой техники воздействия. На первом уровне возможно усиление уже существовавших в сознании людей необходимых манипулятору идей, норм, установок, ценностей. Второй уровень непосредственно связан с частными и небольшими изменениями взглядов и убеждений на происходящие события, процессы, факты, что оказывает значительное воздействие на эмоциональное и практическое отношение людей к конкретному событию или явлению. Третий уровень представляет собой кардинальное изменение взглядов, жизненных установок путем сообщения объекту манипуляции. Для определения особенностей изменения поведения людей в результате манипулятивного воздействия проведен социальный эксперимент. В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение, что манипуляция общественным сознанием является социальным феноменом. Эксперимент проходил в офисе компании «СПБаскет». Штат компании насчитывает более 200 человек, сотрудники по отделам работают в разных офисах, что позволяет собрать подходящие экспериментальную и контрольную группы, которые не будут пересекаться друг с другом во время проведения эксперимента. Исходя из гендерного и возрастного признака, а большинство сотрудников компании - женщины в возрасте от 23 до 45 лет, вброшен не подтверждённый наукой факт о положительном влиянии горького шоколада на состояние кожи, в том числе на сокращение морщин и уменьшение риска возникновения рака кожи. Во время эксперимента применены методы манипулятивного воздействия: принцип социального доказательства, метод группового подкрепления, позитивное подкрепление, авторитет науки, мнение известного человека. В итоге мнение большинства участников группы, в начале эксперимента выразивших сомнения по поводу достоверности факта, кардинальным образом изменилось. Они не только поверили в информацию, но и стали рекомендовать горький шоколад другим, а стали утверждать, что почувствовали результат от потребления горького шоколада на собственной коже. Выяснилось, что почти каждого человека можно убедить в правдивости любой информации, если он заинтересован в получении информации или же, если ему близка предлагаемая к обсуждению тема. - Как известно, манипуляция общественным мнением значительно активизируется в период социально-политических или военных конфликтов. При этом арсенал воздействия на общественное сознание становится все более разнообразным, а методы его применения - все более изощренными. Что Вы можете сказать по этому поводу? - Наряду с упомянутым выше фактором отбора информации существует не менее важное средство манипулятивной силы - слово. Современные информационные технологии преобразовали почти все сферы человеческой деятельности, в том числе они внесли существенную новизну в процесс военного противоборства конфликтующих сторон. Сегодня война, в традиционном ее понимании, дополняется принципиально новыми формами противоборства, в которых победа будет достигаться не только с помощью классического или даже ядерного оружия и привычных способов ведения военных действий, а путем массированного использования новых средств информационного оружия. Это оружие приобретает свойства, позволяющие ему заменить и даже превзойти оружие массового поражения. Во всем мире налицо очередная гонка вооружений, только уже информационных. Намечается тенденция по более активному противодействию - разрабатываются способы обороны в информационной войне, появляются сторонники идеи ограничения распространения информационного оружия на международном уровне. Информационные войны заставляют по-новому взглянуть на функционирование масс-медиа в обществе. - Какие же методы манипуляции общественным сознанием используются в настоящее время в средствах массовой информации? - Методов манипуляции, используемых в СМИ, довольно много, но чаще всего выделяются следующие. Прежде всего, это метод внушения. Он состоит из нескольких элементов: ввести публику в суггестивное состояние, войти к ней в доверие, стать своим, убедить ее в своей компетентности. Суть внушения состоит в том, что общество не должно о чем-то думать, потому что правительство думает за людей и знает, как лучше поступить. При этом используются такие инструменты воздействия на сознание, как перенос частного факта в сферу общего, в систему, использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации. Далее следует метод под названием «нужны трупы». Вместо того чтобы говорить о внутренних проблемах, СМИ нагнетают атмосферу, используя образ врага, который угрожает стране и мешает ее развитию. В этом же ряду и метод «страшилок». Обществу внушают, что есть только два варианта развития событий: ужасное и плохое. Через какое-то время это «плохое» уже воспринимается как «хорошее» и единственно верное. Есть на вооружении мастеров манипуляции и такой метод, как замалчивание одних фактов и выпячивание других. Из десятков фактов выбираются один-два, которые доказывают выгодную точку зрения. Большинство людей, хоть и понимает, что были выбраны нужные факты (а не все), но все-таки верит выводам СМИ. Проблема в том, что замалчивание фактов - это разновидность лжи. Возможно, это даже хуже, чем ложь. Эффективным является и метод фрагментации. Вкратце объясню, в чем он заключается. Репортаж, статья или сюжет разбивается на несколько фрагментов, которые не связаны между собой. Зритель или читатель не выносит из этой информации никакого смысла, зато получает заряд мощных негативных эмоций. - А еще, говорят, есть так называемый метод Геббельса, который использовали в 30-40-е годы прошлого столетия нацистские пропагандисты. - Есть и такой метод. Суть его заключается в многократных повторах. Многие социологи и психологи считают, что манипуляция тогда будет успешной, когда ее никто не замечает. Но, как показывает практика, это необязательно. «Ложь, повторенная тысячекратно, становится правдой». Удивительно, как быстро то, что сегодня считается жульничеством и обманом, завтра становится истиной. Приемы манипуляции при этом методе - это создание лжесобытий, мистификация. Многие эти методы, как вам известно, сегодня применяются в ходе больших и малых войн, почти беспрерывно происходящих на нашей планете. - На войне, как говорится, все средства приемлемы. А какова стратегия манипулирования общественным сознанием в мирное время в отдельно взятой стране? - По мнению ученых, существует порядка десяти приемов манипулирования общественным сознанием. И почти все они находятся на вооружении власть предержащих. К примеру, если в какой-нибудь стране или в обществе существует большое количество важных и серьезных проблем, то информационное пространство насыщается малозначительными проблемами. Суть этого приема не только в том, чтобы фокусировать общество на ненужных вещах, но и в том, чтобы у человека попросту не оставалось времени на размышления. Власть также может сначала создавать проблемы, а затем предлагать способы их решения. Этот метод еще называют приемом «проблема-реакция-решение». Для этого нужно создать некую проблему, которая точно вызовет эмоциональную реакцию среди населения. Теперь сами граждане начинают требовать от правительства принять необходимые меры. Есть еще способ постепенного применения. Опасаясь социального взрыва, правительство вводит непопулярные меры постепенно, день за днем, месяц за месяцем. Население привыкает к неудобному положению в виду того, что человек способен адаптироваться к любой ситуации. А вот прием, связанный с отсрочкой исполнения, применяется для того, чтобы продавить непопулярное решение. Оно позиционируется как «необходимое и болезненное» и СМИ сообщают, что его нужно провести в будущем. Общество соглашается, потому что легче думать о светлом будущем, в котором решение так и не будет принято. Таким образом, правительство дает населению время на то, чтобы свыкнуться с мыслью о нежелательных переменах и не слишком радикально протестовать, когда решение или закон будут приняты. Делать упор на эмоции в гораздо большей степени, чем на размышления. Этот классический прием применяется повсеместно: когда правительству нечего сказать по существу, оно, при помощи СМИ, начинает «давить» на эмоции. В особенности на страх. Чтобы не давать возможности народу размышлять на экономические, социальные и политические темы, по всем каналам связи насаживается массовая истерия. С каждым годом «система» получает все больше знаний о человеческой психологии при помощи науки. Это позволяет манипулировать людьми намного эффективнее, причем даже в тех случаях, когда они догадываются об этом. - Возникает резонный вопрос: как можно противостоять манипуляции? - Для этого, прежде всего, необходимо знать основные методы воздействия, используемые манипуляторами. В этом случае вы сумеете различить признаки манипулирования на работе и на улице, в деловых переговорах, рекламе, газетных статьях и телевизионных сюжетах. Различить и предотвратить их воздействие. Следует сказать, что порой очень сложно выявить манипуляцию, потому что нас каждый день бомбардируют огромным количеством информации. И даже если вы перестанете интересоваться новостями, у вас останутся мнения и убеждения. Но как узнать, не были ли они сформированы раньше под влиянием манипуляций? Это сложный вопрос. Поэтому нужно развивать в себе критическое мышление, чтобы свести к минимуму воздействие лживой информации на свой мозг и психику. Есть некоторые универсальные способы противостояния манипуляциям, которые могут помочь составить более-менее объективную оценку ситуации. Надо стремиться получать информацию из первых рук; анализировать противоречащие друг другу источники (то есть, по обе стороны), выявлять общие и разнящиеся мнения; анализировать отношения различных групп в социальных сетях; выявлять манипуляторов при помощи анализа продвигаемой ими точки зрения. Каждый раз, когда вы чувствуете, что мишенью СМИ являются ваша психика, ценности, убеждения, представления и установки - это тревожный звоночек, что вы имеете дело с манипуляцией сознания. Если вы читаете или смотрите новости, цель которых - создавать ощущения страха и неуверенности, значит, «это кому-то нужно». Воспитывайте в себе скептика, когда имеете дело с массовой информацией. Это не значит, что вы должны проверять каждую фразу, которую читаете, но хотя бы держите в голове возможность того, что вами могут манипулировать. Прислушивайтесь к интуиции - как правило, она первой замечает, что кто-то пытается вторгнуться в вашу психику. - Спасибо большое за Ваши разъяснения и советы. Думаю, они пригодятся нашим гражданам.

Беседовал Кукен ОРШАБЕКОВ