Новости

Расширяя возможности. Накопительная пенсионная система работает на своих вкладчиков

Расширяя возможности. Накопительная пенсионная система работает на своих вкладчиков

Накопительная пенсионная система работает на своих вкладчиков

С июля текущего года в силу вступил Социальный кодекс Республики Казахстан. Руководитель Жамбылского областного филиала АО «Единый накопительный пенсионный фонд» Абдманат Еспаев подробно рассказал о нововведениях в накопительной пенсионной системе.

Инвестируя в будущее

Пожалуй, основные изменения в накопительной пенсионной системы касаются расширения прав вкладчиков по управлению своими активами. - У вкладчиков появилась возможность передать в доверительное управление до 50 процентов своих накоплений за счет обязательных пенсионных взносов и обязательных профессиональных пенсионных взносов без учета порога минимальной достаточности управляющим инвестиционным портфелем компаниям, - подчеркнул А. Еспаев. Отметим, что компаний, управляющих инвестиционным портфелем, сейчас пять: АО «Jusan Invest», АО «BCC Invest», АО «Halyk Global Markets», АО «Halyk Finance» и АО «Сентрас Секьюритиз». Право выбора компании остается за вкладчиком. - При этом вкладчики, у которых есть добровольные пенсионные накопления, могут передать их в доверительное управление в полном объеме, - добавил собеседник. Абдманат Еспаев посоветовал перед передачей своих накоплений в доверительное управление компаниям ознакомиться с их инвестиционными декларациями, инвестиционной деятельностью, результатами работы. Все это можно сделать на сайте www.enpf.kz в разделе «Услуги» - «Реестр управляющих инвестиционным портфелем». - С 1 июля также сокращен срок возврата накоплений из доверительного управления управляющих инвестпортфелем компаний в доверительное управление Национального банка. Заявление на получение этой услуги можно подать в ЕНПФ спустя год с даты передачи пенсионных накоплений в доверительное управление. Ранее же это можно было сделать только через два года, - пояснил он.

На жильё и лечение

Еще одно важное нововведение касается казахстанцев, вышедших на пенсию по выслуге лет. С 1 июля они могут полностью использовать свои накопления за счет обязательных пенсионных взносов на улучшение жилищных условий и лечение. А. Еспаев подчеркнул, что нововведение касается военнослужащих, сотрудников правоохранительных и специальных государственных органов, государственной фельдъегерской службы и других лиц, имеющих выслугу не менее 25 лет и достигших установленного законодательством предельного возраста при увольнении со службы. Они уже получают пенсию по выслуге лет от государства. Поэтому накопления на пенсионном счете могут использовать на альтернативные, предусмотренные законодательством цели. Процедура подачи заявки проста, добавил Абдманат Еспаев. Сначала необходимо уточнить сумму накоплений. После все операции нужно проводить через уполномоченных операторов: по жилью это АО «Жилищный строительный сберегательный банк «Отбасы банк» и еще несколько банков второго уровня, по вопросам лечения - только «Отбасы банк».

Что ещё нового?

Уже с 1 января следующего года в стране планируется введение обязательных пенсионных взносов работодателя. В первый год за своих работников работодатели будут отчислять 1,5 процента, затем постепенно размер взноса вырастет до пяти процентов от оклада. - Вам известно, что сейчас пенсия казахстанца складывается из трех составляющих: базовая пенсия выплачивается государством, солидарная пенсия - только тем, у кого есть трудовой стаж не менее полугода до 1 января 1998 года, а также накопительная - это наши обязательные пенсионные взносы. Так вот, примерно в 2040-х годах на пенсию будут выходить люди, которые не имеют стажа в солидарной системе. Чтобы дополнить базовый и накопительный компонент, вводят еще и обязательные пенсионные взносы работодателя - своеобразную альтернативу солидарной пенсии, - пояснил А. Еспаев. Еще одним важным нововведением, упрощающим жизнь вкладчиков, являются изменения в процедуре выплат в связи с выездом на постоянное место жительства за пределы Казахстана. - Есть категория граждан, которые выезжают в другие страны, там получают гражданство, а в Казахстане числятся утратившими гражданство. Когда эти люди обращались к нам за выплатами, мы не могли произвести их, потому что процедура выезда не была соблюдена. Им приходилось обращаться сначала в миграционную службу. Это все занимало много времени. Сейчас же мы без дополнительных проверок производим выплаты тем, кто получил гражданство другой страны, - рассказал А. Еспаев. А еще Социальный кодекс предусматривает увеличение выплат на погребение. Если раньше они составляли 52,4 МРП (за счет пенсионных накоплений умершего), то теперь близким родственникам будут выплачивать 94 МРП. Услуга эта не проактивна, поэтому для ее получения нужно обратиться в ЕНПФ с заявлением.

Для удобства вкладчиков

Собеседник добавил, что в АО «ЕНПФ» работает департамент дистанционного консультирования, а также единый сall-центр 1418. Необходимую консультацию по всем вопросам вкладчики могут получить, связавшись с сотрудниками фонда дистанционно. Впрочем, не только консультацию. - Большинство услуг, к примеру, выписку с индивидуального пенсионного счета, наши граждане могут получить удаленно, используя сайт или мобильное приложение ЕНПФ. Также в режиме онлайн можно внести изменения в свои реквизиты, сделать примерный расчет будущей пенсии, отследить статус заявления на выплату. ЕНПФ постоянно работает над развитием дистанционного обслуживания. И этот процесс будет продолжаться в том числе с использованием биометрической идентификации вкладчиков, предусмотренных Социальным кодексом, - говорит А. Еспаев. Руководитель Жамбылского филиала АО «ЕНПФ» рассказал и о мобильном офисе - социальной инициативе, которая успешно реализуется для удобства граждан с ограниченными возможностями. - Лица с инвалидностью могут подать заявку на оказание услуги, и наши сотрудники для этого выедут к ним на дом. Наш мобильный офис работает уже несколько лет и, надо признаться, положительно оценивается населением. Мы - за создание безбарьерной среды, в том числе в сфере оказания таких услуг, как наши, - подчеркнул А. Еспаев. Кроме того, филиал фонда организует выезды специалистов в отдаленные села с той же целью. - Чтобы услуги фонда были доступны каждому, наши сотрудники выезжают в глубинку, консультируют жителей, отвечают на вопросы и оказывают услуги. Графики посещений утверждаем заранее с сельскими акиматами, чтобы они могли предупредить жителей о нашем приезде, - говорит собеседник. К слову, компетентность сотрудников Жамбылского офиса «ЕНПФ» автор этих строк смогла оценить, побывав в зале обслуживания клиентов, а также поговорив с услугополучателями. - Я сменила гражданство. Свои пенсионные накопления уже получила. Хочу отметить высокий профессионализм сотрудников, очень быстро все сделали, помогли заполнить необходимые документы и дали дельные советы. Сервис здесь на высшем уровне, - поделилась Елена Назарец. А вот житель Тараза Усен Амиртаев пришел узнать о состоянии своих накоплений. Сотрудники выдали мужчине выписку, а также скачали ему на мобильный телефон приложение ЕНПФ и помогли зарегистрироваться в нем. С помощью приложения в дальнейшем эту услугу он сможет получать не выходя из дома. - Раньше не доверял этим приложениям, думал, что только обращаясь в отделение фонда, можно получить достоверную информацию, - говорит У. Амиртаев. - Но сотрудники меня разубедили, объяснили, что к чему, и теперь я буду следить за своими накоплениями, поступлением обязательных пенсионных взносов со своего телефона. Очень удобно! Спасибо им за это!

Ваша социальная безопасность

Кстати, Абдманат Еспаев настоятельно рекомендует всем регулярно следить за своими накоплениями: - Вовремя перечисленные обязательные пенсионные взносы - это ваше участие в пенсионной системе. Часто бывает такое, что работодатель удержал деньги с вашей зарплаты, а вот на ваш счет в ЕНПФ перечислил не сразу. Поэтому следите за своими накоплениями лично, благодаря личному кабинету на сайте или в мобильном приложении ЕНПФ это очень легко. Он также подчеркнул, что работающей молодежи уже сейчас стоит задуматься о своей пенсии. - Мы знаем очень много случаев, когда молодые люди устраиваются работать в частные компании без трудовых договоров, официально получают минимальную заработную плату, а остальное, что называется, «в конверте». Так работодатель помогает работнику получить большую сумму здесь и сейчас. Но по сути это медвежья услуга. Ведь социальные отчисления, в том числе обязательные пенсионные взносы, - это социальные гарантии, ваша безо­пасность, - говорит Абдманат Еспаев. - Важно становиться финансово грамотными с молодых лет, ведь старость неизбежна, а какой она будет - зависит только от вас самих.

Камила ПОЛЯКОВА

[gallery columns="2" size="publisher-md" ids="65191,65192"]