Меню
19 июля, 2023 / iamsts / Новости

Соблюсти баланс интересов. Защищать потребителей с большей эффективностью

Соблюсти баланс интересов. Защищать потребителей с большей эффективностью

Соблюсти баланс интересов. Защищать потребителей с большей эффективностью Соблюсти баланс интересов. Защищать потребителей с большей эффективностью
Фото из открытого источника

 width=Защищать потребителей с большей эффективностью

Правительство внесло проект Закона «О защите прав потребителей» в новой редакции в Мажилис Парламента. В нем предлагается ввести в систему защиты прав потребителей новые общественные институты, предусмотрены дебюрократизация рассмотрения жалоб потребителей, инструменты мотивации к добровольному разрешению спора между субъектами рынка, включая сегмент онлайн-торговли. Как заявил председатель Комитета по защите прав потребителей Аскар Тынысбеков на заседании коллегии Министерства торговли, предлагаемые поправки позволят достичь высокого уровня удовлетворенности гражданами государственного регулирования в сфере защиты прав потребителей. Разработкой законопроекта занимались в составе рабочей группы руководители Комитета, общественных институтов защиты прав потребителей, научные деятели, представители Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», ассоциации «Цифровой Казахстан», центральных госорганов и общественники-практики. Спикер рассказал также о реализации государственной политики и межотраслевой координации госорганов в сфере защиты прав потребителей. C прошлого года в рамках межотраслевой координации в сфере защиты прав потребителей совместно с КазСтандартом на основании результатов анализа поступивших обращений разработаны 85 нацио­нальных стандартов, улучшающих качество жизни населения. Председатель комитета отметил, что всего за первое полугодие 2023 года поступило более 17 тысяч обращений, тогда как в прошлом году их было чуть более 11 тысяч. Наибольший темп роста количества жалоб со стороны потребителей наблюдается в сфере электронной торговли. Только за шесть месяцев текущего года в комитет и территориальные департаменты поступило более 4000 жалоб в сфере электрон­ной торговли. В прошлом году их количество было менее одной тысячи. Помимо электронной торговли, жалобы поступают и в сфере розничной торговли, бытовых услуг, жилищно-коммунального хозяйства, общественного питания и услуг связи. Чаще всего права потребителей нарушаются в сферах розничной торговли - 40,3 процента (7040 жалоб); электронной торговли - 27,5 процента (4795); бытовых услуг - 9,7 процента (1685); жилищно-коммунального хозяйства - 3,4 процента (597); и другие сферы - 19,1% (3341 жалоб). Аскар Тынысбеков отметил, что за первое полугодие текущего года произошел значительный рост жалоб в онлайн-торговле как по удельному весу, так и по темпу роста, этим обусловлены несовершенства и законодательные пробелы сегмента онлайн-торговли. Стоит отметить, что Комитет обрабатывает все обращения в оперативном порядке. По 17458 обращениям, поступившим за шесть месяцев текущего года, приняты соответствующие меры. - Из общего количества поступивших обращений по 44 процентам приняты положительные решения, по 43 процентам оказана консультационная-правовая помощь, по 11 процентам перенаправлены по компетенции в отраслевые госорганы и по двум процентам проведена исковая работа, отозваны и другое, - рассказал Аскар Тынысбеков. Территориальными департаментами привлечены к административному взысканию 94 субъекта бизнеса. В результате проведенных мероприятий за полгода потребителям возвращено 411 миллионов тенге. В частности, защищены права обманутых 85 потребителей, ожидавших доставку массажных кресел на сумму более 74 миллионов тенге, но получивших взамен дешевые массажные накидки. Положительные судебные решения вынесены в пользу семи исков в защиту прав 1861 потребителя авиакомпании BekAir на общую сумму 114,3 миллиона тенге. На заседании обнародованы также итоги работы территориальных департаментов за второй квартал текущего года и выставлен рейтинг на основе системы сбалансированных показателей. В первую тройку вошли территориальные департаменты города Алматы; Костанайской и Западано-Казахстанской областей. Руководителям департаментов Атырауской, Жетысуской и Акмолинской областей поручили усилить показатели своей деятельности. До конца текущего года комитет обеспечит сопровождение новой редакции проекта Закона «О защите прав потребителей» в Мажилисе Парламента; проведет социсследование по опросам общественного мнения в сфере защиты прав потребителей; проведет межведомственный совет по вопросам защиты прав потребителей в целях обсуждения проблемных зон; подготовит аналитический доклад Правительству о состоянии дел в этой сфере. - Главными векторами реформирования системы защиты прав потребителей являются балансирование интересов и глубинная перестройка отношений в триаде «гражданин-бизнес-государство», - отметил Аскар Тынысбеков.

Подготовила Гульжан АСАНОВА

Самые читаемые статьи недели: