Соблюсти баланс интересов. Защищать потребителей с большей эффективностью
Соблюсти баланс интересов. Защищать потребителей с большей эффективностью
Защищать потребителей с большей эффективностью
Правительство внесло проект Закона «О защите прав потребителей» в новой редакции в Мажилис Парламента. В нем предлагается ввести в систему защиты прав потребителей новые общественные институты, предусмотрены дебюрократизация рассмотрения жалоб потребителей, инструменты мотивации к добровольному разрешению спора между субъектами рынка, включая сегмент онлайн-торговли. Как заявил председатель Комитета по защите прав потребителей Аскар Тынысбеков на заседании коллегии Министерства торговли, предлагаемые поправки позволят достичь высокого уровня удовлетворенности гражданами государственного регулирования в сфере защиты прав потребителей. Разработкой законопроекта занимались в составе рабочей группы руководители Комитета, общественных институтов защиты прав потребителей, научные деятели, представители Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», ассоциации «Цифровой Казахстан», центральных госорганов и общественники-практики. Спикер рассказал также о реализации государственной политики и межотраслевой координации госорганов в сфере защиты прав потребителей. C прошлого года в рамках межотраслевой координации в сфере защиты прав потребителей совместно с КазСтандартом на основании результатов анализа поступивших обращений разработаны 85 национальных стандартов, улучшающих качество жизни населения. Председатель комитета отметил, что всего за первое полугодие 2023 года поступило более 17 тысяч обращений, тогда как в прошлом году их было чуть более 11 тысяч. Наибольший темп роста количества жалоб со стороны потребителей наблюдается в сфере электронной торговли. Только за шесть месяцев текущего года в комитет и территориальные департаменты поступило более 4000 жалоб в сфере электронной торговли. В прошлом году их количество было менее одной тысячи. Помимо электронной торговли, жалобы поступают и в сфере розничной торговли, бытовых услуг, жилищно-коммунального хозяйства, общественного питания и услуг связи. Чаще всего права потребителей нарушаются в сферах розничной торговли - 40,3 процента (7040 жалоб); электронной торговли - 27,5 процента (4795); бытовых услуг - 9,7 процента (1685); жилищно-коммунального хозяйства - 3,4 процента (597); и другие сферы - 19,1% (3341 жалоб). Аскар Тынысбеков отметил, что за первое полугодие текущего года произошел значительный рост жалоб в онлайн-торговле как по удельному весу, так и по темпу роста, этим обусловлены несовершенства и законодательные пробелы сегмента онлайн-торговли. Стоит отметить, что Комитет обрабатывает все обращения в оперативном порядке. По 17458 обращениям, поступившим за шесть месяцев текущего года, приняты соответствующие меры. - Из общего количества поступивших обращений по 44 процентам приняты положительные решения, по 43 процентам оказана консультационная-правовая помощь, по 11 процентам перенаправлены по компетенции в отраслевые госорганы и по двум процентам проведена исковая работа, отозваны и другое, - рассказал Аскар Тынысбеков. Территориальными департаментами привлечены к административному взысканию 94 субъекта бизнеса. В результате проведенных мероприятий за полгода потребителям возвращено 411 миллионов тенге. В частности, защищены права обманутых 85 потребителей, ожидавших доставку массажных кресел на сумму более 74 миллионов тенге, но получивших взамен дешевые массажные накидки. Положительные судебные решения вынесены в пользу семи исков в защиту прав 1861 потребителя авиакомпании BekAir на общую сумму 114,3 миллиона тенге. На заседании обнародованы также итоги работы территориальных департаментов за второй квартал текущего года и выставлен рейтинг на основе системы сбалансированных показателей. В первую тройку вошли территориальные департаменты города Алматы; Костанайской и Западано-Казахстанской областей. Руководителям департаментов Атырауской, Жетысуской и Акмолинской областей поручили усилить показатели своей деятельности. До конца текущего года комитет обеспечит сопровождение новой редакции проекта Закона «О защите прав потребителей» в Мажилисе Парламента; проведет социсследование по опросам общественного мнения в сфере защиты прав потребителей; проведет межведомственный совет по вопросам защиты прав потребителей в целях обсуждения проблемных зон; подготовит аналитический доклад Правительству о состоянии дел в этой сфере. - Главными векторами реформирования системы защиты прав потребителей являются балансирование интересов и глубинная перестройка отношений в триаде «гражданин-бизнес-государство», - отметил Аскар Тынысбеков.Подготовила Гульжан АСАНОВА