Новости

О нравственном воспитании, добре и зле

О нравственном воспитании, добре и зле

 width=К 165-летию со дня рождения Шакарима Кудайбердиева

«По нашему мнению, только честный труд, чистое сердце, трезвый ум могут обеспечить согласие в жизни людей, совершенство самого человека. Если эти качества не возобладают, человечество не сможет прожить в покое», - писал Шакарим. Он был озабочен проблемами морали не только казахов, но и всех людей, живущих на Земле, а девизом своей жизни избрал слова Льва Толстого: «Нельзя на зло отвечать злом, ибо это ожесточает людей». Верил в справедливость и в своих философских трудах немало размышлений посвятил этой проблеме. Шакарим, нареченный при рождении Шаһкарим, родился 24 июля (11 июля по старому стилю) 1858 года в Чингизских горах, в местности Кенбулак бывшей Чингизской волости Семипалатинского уезда (ныне Абайский район Абайской области). Шакарим был племянником Абая, воспитывался им, многое от него перенял, в том числе склонность к философским размышлениям. В «Записках Забытого» Шакарим признавался, что Абай для него был кумиром: «Следуя ему, рано отстранился от межродовой распри и унизительных междоусобиц, избрал путь истины и справедливости, занялся науками». Он считал: «Клад единственный на свете - это знание наук». Сам Шакарим изучил несколько восточных языков: арабский, персидский, турецкий, знал также русский. Смолоду язык турецкий изучил я не от скуки: Потому что на турецкий переведены науки. Я не знал в ученье лени - мне из тьмы сверкнуло солнце, Стали мне понятны краски, запахи земли и звуки. «Конечно же, человек должен учиться. Без знаний нет ремесла и искусства. И если приобретенные знания и умения приложить для разумного использования богатств природы, то этих богатств хватит для нужд и пользы всего человечества», - писал Шакарим. Спустя более века, мы видим, насколько дальновидными оказались помыслы и возможные последствия отхода от разумного и бережного отношения к природе, экологии Земли. Очевидно, он пытался предупредить все человечество от хищнического, потребительского отношения к ней. Сегодня мы видим неравномерность распределения продовольствия, богатств и материальных благ как внутри отдельных стран, так и между разными государствами. Угнетение человека человеком продолжается из века в век, несмотря на общий технический прогресс. Если ты познал науку, постарайся передать Знанья сыну, внуку, другу, чтобы мир могли познать. Твои знанья бесполезны безнадежному глупцу, Что не вытащить из бездны, по его видать лицу. Поэт также обращал внимание на то, что знание и наука не должны служить злу и недостойным людям для достижения их разрушительных, поработительных целей: Знания преображают или губят этот мир. Важно, кто их применяет - исцелитель иль вампир. Шакарим проявил глубокую интеллектуальность в анализе различных научных теорий и выработал свои взгляды на нравственные принципы человека. Он вывел свою формулу совести: «… То, что мы называем совестью, - это скромность, справедливость, доброта». Эти три категории философ считал основными жизненными принципами. «Милосердие, любовь и честность идут от чистого сердца. А честный и разумный человек не способен ко злу, насилию, эгоизму, хвастовству и прочим порочным проявлениям», - рассуждает Шакарим и продолжает: «Если человек соединит в себе эти три качества, то, безусловно, будет жить друг с другом в дружбе и согласии. Однако помимо этих драгоценных качеств человек на своем жизненном пути приобретает и вредные качества. Это - корысть, эгоизм, хвастовство. От них порождаются все плохие привычки, такие, как насилие, обман, карьеризм, стяжательство, безжалостность, кровожадность и пр. Значит, надо искать избавление от этих плохих привычек. Прежде всего, надо поставить людей на путь честного труда». Время показало, что людям соединить в себе милосердие, любовь и честность в некоторых случаях оказалось делом очень даже неподъемным. Жить друг с другом в дружбе и согласии они не всегда хотят, так как не желают жертвовать своей свободой, независимостью, идти на уступки. Шакарим дает рекомендации по воспитанию молодежи. Он предлагает: «Для этого волей большинства надо выдвинуть к руководству умных и честных людей, разработать и принять закон о материальном обеспечении воспитания подрастающего поколения, строго наказывать его нарушителей. На эти средства надо обучать молодежь труду, давать ей знания и необходимые профессиональные навыки. Так как одной учебы и труда недостаточно для устранения перечисленных выше плохих привычек, необходимо обучать «науке совести». Эту науку должны разработать компетентные люди, написать ее в виде отдельного предмета, задача которого - пробудить в человеке совесть, честь и достоинство, преодолеть в нем дикие инстинкты. А с преодолением их нетрудно добиться совершенствования человека». Шесть благодеяний должен знать каждый: Чувства меры, доброты, чести, стыда, терпения и осторожности. Будешь ненасытным, без милосердия, чести и стыда, То незачем существовать в этом мире божественном. Поэт и философ также большое внимание уделял терпению человека, его выдержке в разных делах, например, в учебе, работе, а также сдержанности в проявлениях негативных эмоций, поступков: Кто лишен терпения, выдержки, ума и дерзания, Выглядит хуже скота на виду всего народа. Стремление - словно конь крылатый, необъезженный, Удержится только тот, кто сумеет справиться с его норовом. По этому случаю он говорил: «Умный человек может сдержать язык, но ничто не может сдержать его мысли». Шакарим основной целью своей литературной деятельности считал нравственное воспитание молодых людей. Он призывал их эффективно расходовать время, отпущенное судьбой: Понапрасну время не теряй, Понапрасну в спор никчемный не вступай, Пожалеешь, свое время упустив, Имя доброе свое не предавай. * * * Жизнь растет из детства, средний возраст - суть. Если к старости нам не на что взглянуть, Значит, жизнь твоя полна пустых похвал, В три куплета твоя жизнь, не обессудь. В 1912 году в Семипалатинске был издан поэтический сборник Шакарима «Зеркало казахов», в который вошли 30 стихотворений гражданской направленности. В них затронуты темы образования, нравственного воспитания молодежи («Давайте, молодежь, найдем свою дорогу», «О молодости», «Поверь науке» и др.), тяжелой жизни трудового народа, социальных противоречий («Бай и честь», «Пропаганда», «Толстосумы. Сильные мира сего» и др.). Как и Абай, Шакарим также написал «Назидания», но в стихотворной форме: Лень достойна укоризны, не достойна добрых слов. He стыдись учиться жизни у поживших стариков. Как в дырявую посуду не нальешь святой воды, Так у алчного часть ссуды не добьешься в дни беды. И в рубли ты черный камень не старайся превратить, И коварного стихами к доброте не приобщить. Подлинный глупец не в силах твою мудрость оценить, Знать, природа обделила, не за что его винить. Стихи и поэмы Шакарима пользовались большой популярностью в народе, молодежь переписывала их и заучивала наизусть. Особой популярностью пользовались поэмы «Енлик-Кебек», «Дубровский». В народе его называли «вторым Абаем». Шакарим писал о себе с надеждой быть понятым, донести свои рассуждения и наставления до современников и потомков, выражал свои сокровенные мысли, делая основной упор на молодежь: Кану я, но будут жить стихи, Молодые все запомнят до строки. Кто-то с верой примет это, кто-то нет, Нет, не каждому стихи мои близки.

Арман ШАУХАНОВ, кандидат педагогических наук, доцент Университета Дулати