как в Казахстане больше века назад появилось первое такси
Сейчас точно известно, когда в наших степях был зарегистрирован первый автомобиль. Причем был привезен он не для личных нужд, а для организации первых в истории Российской империи междугородних пассажирских перевозок.Таксист без понтов - беспонтовый таксист
В 1906 году в город Верный (прежнее название Алматы) въехал роскошный фаэтон «Берлие», сделанный во Франции. Он несся с небывалой по тем временам скоростью – 35 верст (37,5 км) в час. Народ встретил диковинку с восторгом. За машиной долго бежали не только дети, но и солидные старцы. Несколько лихих парней попытались обогнать фаэтон верхом на конях, но водитель невозмутимо прибавил скорости, и всадники остались далеко позади. За рулем сидел худощавый мужчина азиатской наружности, а рядом с ним усатый эстонец в кожаном шлеме и огромных очках. Позже выяснилось, что это и был шофер, а новый владелец авто сел за руль перед самым городом, чтобы триумфально в него въехать. Под восхищенные крики машина проехалась по Копальскому тракту (ныне проспект Суюнбая) и припарковалась рядом со строящимся Вознесенским собором. Выждав, когда вокруг фаэтона соберется толпа зевак, из машины вальяжно вышел ее владелец и стал деловито осматривать колеса. Жители Верного его тут же узнали. Это был местный предприниматель, владелец маслобойни Бабахан Нурмухаммедбаев. О его национальности долго идут споры. Он родился в Пышкеке (Бишкеке), то есть мог быть киргизом, но на тоях утверждал, что настоящий казах, а в паспорте был записан киргиз-кайсаком, как и было принято в те времена.Солидная машина для солидных господ
Фаэтон «Берлие» и по европейским меркам считался роскошной машиной. По нынешним меркам его можно сравнить с лимузином или даже «Теслой». В Москве и Санкт-Петербурге чаще встречались более дешевые «Форды», а в Уральск и Гурьев изредка приезжали совсем бюджетные «Престо». Для сравнения: «Престо» на выставке в Петербурге стоил 1300 рублей, «Форд» - 3700, а за «Берлие» в минимальной комплектации просили 8000. Бабахан Нурмухаммедбаев приобрел в Питере самую навороченную модель с дополнительными фонарями, лучшей отделкой салона и прочим тюнингом. Плюс ко всему набрал полный комплект запчастей. Посмотреть диковинку пришел даже архитектор Андрей Зенков, который известен как проектировщик Вознесенского собора, а потом со свитой явился и сам генерал-губернатор Николай Гродеков. Высокие чины не могли удержаться от искушения сфотографироваться в «Берлие», а потом Бабахан Нурмухаммедбаев пригласил их на пышный той в честь покупки, чтобы заодно решить кое-какие вопросы. За дастарханом владелец авто рассказал, что купил машину не просто, а чтобы заняться на ней частным извозом. Но таксовать по городу ему не хотелось. Верный был невелик, в 1906 году его нетрудно обойти пешком. Если же приходилось брать извозчика, то тот брал за услуги максимум 50 копеек. Это если надо было ехать ночью, да еще в плохую погоду. В переводе на нынешние деньги это примерно 5-7 тысяч тенге. Днем же поездка по Верному обходилась в 20-30 копеек. Такси же стоило бы рубля два-три. То есть 25-30 тысяч тенге. Ведь надо заливать бензин, покупать редкие запчасти и платить жалованье шоферу. Иоганн-Эдуард-Анленцен Рейнвальд согласился переехать из родной Риги на край света только за приличный оклад, а в те времена просто выучиться управлять авто было мало. Водитель должен был уметь чинить машину, отлично разбираться в запчастях и даже иметь техническое образование. У Бабахана Нурмухаммедбаева возник грандиозный бизнес-план. Он решил возить пассажиров не по городу, а организовать регулярные поездки в Бишкек, Казалинск, Токмак и Мерке. По пути следования через каждые 15 верст владелец машины хотел установить домики, где пассажиры могли умыться, перекусить горячим, совершить намаз и оправить естественные надобности. Другими словами, такое путешествие можно сравнить с нынешним бизнес-классом. Естественно, и стоило оно целое состояние. Но ехать на роскошном авто гораздо удобнее, чем трястись в кибитке ямщика.Как челобитную подаёшь, смерд!
Генерал-губернатор Николай Гродеков отнесся к бизнес-плану настороженно. Как военный человек, он не решался принять решение, не посоветовавшись с начальством, и потребовал у владельца машины подать прошение в Петербург. Так и началась долгая переписка со столицей империи, благодаря которой мы знаем все подробности этой истории. В те времена даже для владения велосипедом нужно было пройти техосмотр, освидетельствоваться у врача, сдать экзамен по вождению. Кроме того, свода правил вождения и эксплуатации автомобиля в Верном не было. Те, что писались для извозчиков, для авто явно не подходили. Кроме того, аналогичного бизнеса еще не было не только в Российской империи, но и во всей Европе. К 1906 году по Петербургу курсировали 300 такси, по Москве - 176, в Лондоне, Вене и Париже - около 500. Но никто не оказывал такие услуги, как поездки из одного города в другой. Тем более на машинах премиум-класса. В питерских архивах сохранилось прошение Бабахана Нурмухаммедбаева на имя генерал-губернатора Николая Гродекова. Желая, первоначально, на пробу устроить автомобильное движение в районе: Пишпек, Токмак, Арасан, Мерке и Верный, я предполагаю купить один автомобиль и в мае сего года совершить пробные рейсы, и ежели найду для себя это дело выгодным и дорогу вполне удобною и, возможною для езды на автомобилях, то прошу разрешить мне подать вашему Превосходительству заявление не позже 1 августа сего года с просьбой разрешить взять мне концессию на время и за проездную плату по взаимному соглашению, тогда я выпишу еще два-три автомобиля, пока же благоволите разрешить мне произвести только лишь пробу. До 1 августа прошу право на получение концессий оставить за мной. Как мы видим, владелец умалчивает, что автомобиль уже куплен и готов к эксплуатации. Так что легализация авто с чужими номерами - отнюдь не современная проблема. Николай Гродеков просто переправил челобитную на рассмотрение самому государю-императору. Владельцу фаэтона заявил, что вопрос скоро решится, а сам попросил его покатать на диковинке по вечернему Верному. Из дневников Гродекова известен даже маршрут первой алматинской автопрогулки. Гродеков попросил прокатить его по Копальскому тракту, потом через мост над Малой Алматинкой выехал за город. Там протестировали фаэтон на максимальную скорость и уже затемно вернулись в Верный. Разрешение на частный извоз Бабахан Нурмухаммедбаев получил только в 1912 году. когда пост генерал-губернатора занял более прогрессивный Александр Самсонов.Моя жизнь — мои правила
Все это время шофер Рейнвальд просто получал огромное жалованье, просиживая в кабаках, а на «Берлие» владелец мог покататься лишь тайком и за городом. К тому времени отлично управлять машиной научился как сам Бабахан, так и его сын. Нынешние любители «красивых номеров» могут кусать локти от зависти. «Берлие» выдали номер ручной работы с гордой цифрой «1». Это был первый и единственный на тот момент автомобиль, зарегистрированный на территории Казахстана. Правила вождения были списаны с английских и отличались строгостью. Например, машине строго запрещалось «издавать звуки, подобные выстрелам», а также дымить. Лимит скорости по городу был установлен в 20 верст (21 км) в час, а за городом можно разогнаться и до 30 (32 км). При встрече с лошадью машину следовало остановить, чтобы животное не пугалось. Водитель обязан регулярно проходить медицинское освидетельствование, а на автомобиль перед каждым рейсом получать справку о техосмотре. Нарушение хотя бы одного правила грозило просто космическим штрафом в 50000 рублей. Для сравнения: в Российской империи жалованье министра было около 500 рублей, а учитель получал 62 рубля. То есть владелец авто за оплошность должен был заплатить примерно 120 млн тенге на нынешние деньги. Техосмотр «Берлие» проводил сам Андрей Зенков, а шофера проверяли лучшие врачи города.Покатались, и хватит
После долгих мытарств бизнес у Бабахана Нурмухаммедбаева так и не пошел. В Верном проживало не так много людей, готовых отдать месячное жалованье, чтобы с ветерком проехать 200 верст до Бишкека. Потом начались проблемы с запчастями. «Берлие» оказался слишком чувствителен к горным дорогам и степному бездорожью, поэтому ломался часто, и с собой приходилось возить запас деталей. Кроме того, бизнесмена подвели подрядчики, и те самые уютные домики с горячими яствами, молельными комнатами и теплыми гостиными так и не были построены. Пассажиром приходилось подолгу торчать под холодным ветром, пока шофер починит многострадальный фаэтон, путешественники были людьми небедными и от того капризными. В то же время шофер Рейнвальд стал роптать, что напрасно поверил Нурмухаммедбаеву и согласился уехать из родной Риги в эту дыру. К тому времени у Рейнвальда скопилась немалая сумма, поэтому разочарованный Нурмухаммедбаев в 1913 году продал «Берлие» Рейнвальду за бесценок, а потом и отдал право на ведение бизнеса. Рейнвальд в плане частного извоза оказался более хватким, чем Нурмухаммедбаев. Он придумал возить скучающих жителей Верного на скачки и на пикники в горы. Особенно популярностью пользовались живописные места в ущелье Алма-Арасан. Услуга пользовалась спросом. Людям нравилось, как фаэтон несется по горному серпантину. А шофер еще поддавал газу, когда проезжал по лужам и нарочно заезжал в грязь, чтобы показать, как легко «Берлие» из нее выберется. Через пару лет затих и этот бизнес, жители Верного наигрались в поездки на авто. Рейнольд кому-то продал «Берлие», и больше фаэтон в Верном не видели, а сам шофер уехал на родину. Бабахан Нурмухаммедбаев вернулся к своему маслобойному бизнесу и больше не ввязывался в сомнительные авантюры. После революции судьба предпринимателя сложилась печально. Сначала у него конфисковали имущество в пользу советской власти, а потом расстреляли за контрреволюционные речи. Прошло 27 лет после первой попытки организовать частный автоизвоз в Алма-Ате. В 1933 году в городе появилось несколько автомобилей ГАЗ, оборудованных счетчиком, а в 1948-м был организован первый таксопарк из шести машин «Победа». Впервые в истории Казахстана эти такси украшали «шашечки».Владислав Кожухарь, фото Caravan.kz