Специалисты обсуждают новый закон «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе»
Интернет прочно вошел в нашу жизнь уже несколько десятков лет, а о законах, которые его регулируют, обеспечивают безопасность, защищают от манипуляций, мошенничества и агрессии, законодатели задумались не так давно. 10 июля 2023 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал закон «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе». Целью закона, по словам авторов, является обеспечение прозрачности и безопасности интернет пространства, защита детей от кибербуллинга, а также недопущение распространения ложной информации и противоправного контента. Гражданское общество и эксперты по цифровым правам, в свою очередь, считают, что закон приведет Казахстан к еще большей цензуре, ограничению свободы слова, права на защиту персональных данных, а также грозит блокировкой интернет-ресурсов, пишет портал Factcheck.kz Согласно статье 9 закона, собственники онлайн-платформ, доступ к которым на территории РК превышает 100 тысяч посетителей в месяц, обязаны назначить своего законного представителя по взаимодействию с уполномоченным органом в лице Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан (МИОР). Далее законные представители или собственники онлайн-платформ обязаны рассмотреть запрос госоргана в течение двадцати четырех часов после его получения; обеспечить прием, рассмотрение предписаний, представлений, уведомлений, решений госорганов с принятием по ним мер, установленных статьей 41-1 Закона РК «О связи»; представлять запрашиваемые УО сведения о пользователях на основании судебных актов, запросов правоохранительных или специальных госорганов РК; приостановить деятельность аккаунтов на территории РК, размещающих и распространяющих противоправный контент, информацию, признанную кибербуллингом в отношении ребенка, на основании предписания госоргана. В случае отказа соблюдать указанные требования МИОР вправе ограничить доступ к онлайн-платформе на территории Казахстана. Это популярная формулировка, которая часто используется в законодательстве РК, и с ней мы уже сталкивались в случае с поправками «Сарыма-Закиевой». Проблема заключается в том, что она оставляет поле для широкой интерпретации. Под словом «ограничить» можно понимать как частичную, так и полную блокировку ресурса. По словам юриста, правозащитника и менеджера проекта «Ландшафт цифровых прав и свобод» Елжана Кабышева, который состоял в рабочей группе по разработке закона «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе», в законодательстве нет определения и понятия блокировки: «Если мы говорим в контексте ограничения, запрета или распространения какой либо информации, безусловно, это означает блокировку онлайн-платформы на территории страны». Чтобы понять масштаб влияния уполномоченного органа, разберемся, что относится к онлайн-платформам. Согласно формулировке закона, онлайн-платформа - это интернет-ресурс, программное обеспечение или сервис для обмена мгновенными сообщениями, предназначенный для получения, производства и (или) размещения, и (или) распространения, и (или) хранения контента пользователем посредством созданного им аккаунта (исключение представляют интернет-ресурсы, предназначенные для предоставления финансовых услуг и электронной коммерции). В первую очередь, это конечно же социальные сети и мессенджеры, по типу Facebook, Instagram, YouTube, TikTok, Twitter, WhatsApp и Telegram. Однако, если следовать определению, под онлайн-платформы может подпадать и множество других сайтов, начиная от условного 2GIS и заканчивая новостными порталами. Ведь практически везде можно создавать аккаунт и либо получать, либо производить, либо размещать, либо распространять, либо хранить контент. Вариантов у владельцев IT-компаний в таком случае два. Первый - это отказаться от сотрудничества с властью и подвергнуться «ограничениям». Второй - согласиться сотрудничать и выполнять требования, которые могут привести к нарушению прав человека. Как уже было сказано выше, онлайн-платформы обязуются выполнять ряд требований перед государством, например, предоставлять МИОР сведения о своих пользователях. По словам правозащитников, это может быть любая информация, начиная от лайков, репостов и комментариев, заканчивая IP-адресами, сведениями об устройстве, геолокацией и личными переписками. Согласно закону, МИОР вправе запрашивать информацию исключительно на основании судебных актов или запросов правоохранительных и специальных государственных органов. Но учитывая, что правоприменительная практика в Казахстане часто работает в интересах власти, это не дает никакой гарантии защиты прав пользователей. Елжан Кабышев считает, что сервисы, которые в перспективе признают онлайн-платформами на территории Казахстана, возможно, будут передавать данные пользователей даже вне рамок уголовных дел. - Это очень тревожный звонок к тому, что в будущем будут работать только такие иностранные платформы, как Вконтакте и TikTok. А такие платформы, как, например, Instagram и Facebook, учитывая их политику защиты данных - я не говорю об утечках - вероятно будут заблокированы. У меня мнение, что готовится некий фундамент для ограничения популярных платформ в будущем. В особенности, западных, - говорит он. -Помимо этого, в текущей редакции закона не прописана обязанность онлайн-платформ готовить ежегодные отчеты о количестве запросов, которые поступали к ним от уполномоченного органа. Мы также не будем знать, какого рода это будут запросы, чьи данные будут запрошены, а также то, сколько из них в конечном итоге будут или не будут обработаны. По словам Елжана Кабышева, передача персональных данных должна допускаться лишь в случае рассмотрения уголовных дел. А в случае, если требуется оперативное взаимодействие между онлайн-платформами и государством, то подобные механизмы уже предусмотрены крупными IT-компаниями. Например, Instagram ввел такой сервис, как онлайн-система быстрых коммуникаций с правоохранительным органами. В случае, если есть какие-то обстоятельства, допустим, как терроризм, нанесение вреда здоровью, лишение жизни и так далее, Instagram может взаимодействовать [с госорганами]. Предоставлять данные требуются только в рамках рассмотрения уголовных дел и по ордеру суда. Если суд вынес некий документ о том, что следует предоставить такого-то рода данные, то обычно онлайн-платформы смотрят обоснованность предоставления данных. В текущей редакции, к сожалению, нет никакой конкретики. Непонятно, нужно ли возбуждение уголовного дела, либо можно пробить по каким-либо определенным заинтересованным лицам, как правозащитники, активисты, политики, оппозиционно настроенные люди. Одобренный закон вводит обязательства для владельцев и законных представителей онлайн-платформ удалять противоправную информацию в течение 24 часов по предписанию МИОР. Существуют опасения, что это положение может привести к цензуре и ограничениям свободы слова. Этому способствует довольно размытое понятие противоправной информации, которое, несмотря на предоставленный в законе развернутый список, все еще оставляет пространство для вольной интерпретации. Противоправным контентом по закону являются призыв, пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, культа жестокости и насилия, суицида, порнографии, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, идеи сепаратизма, мошенничества, информации, способствующей нарушению межнационального и межконфессионального согласия, а также высказывания, подвергающие сомнению государственность и территориальную целостность Республики Казахстан, информация, раскрывающая государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, и иная информация, запрещенная законами Республики Казахстан. Судя по всему, иной информацией считается и ложная информация, распространение которой преследуется законами РК. Здесь ей также дается определение: Ложная информация - информация, не соответствующая действительности либо содержащая существенные искажения фактов, создающая ложное представление о лицах, предметах, событиях, явлениях и процессах, зафиксированная в любой форме. Как уже отмечалось в предыдущем тексте, отказ в удалении контента, названного уполномоченным органом противоправным, может привести к ограничению действия онлайн-платформы на территории страны. То есть пользователи могут не получить доступ к платформе и ее контенту. Кроме того, связи с законом вводится административная ответственность за распространение ложной информации в Сети. Пользователи онлайн-платформ могут быть оштрафованы в размере 20 МРП (69 тысяч тенге в 2023 году), а блогеры, занимающиеся предпринимательской деятельностью, - 40 МРП (138 тысяч тенге в 2023 году). Проблема заключается в том, что в казахстанских реалиях наказание за распространение заведомо ложной и ложной информации редко направлено по адресу. За годы работы редакция Factcheck.kz не раз обращала внимание на опасную деятельность систематических дезинформаторов, однако практически никаких мер по отношению к ним государством принято не было. Более того, их активность поощрялась отдельными чиновниками. При этом законодательство «успешно» применялось, например, в отношении гражданского активиста, который вел сатирический паблик в Instagram. Занимаясь разоблачением фейков на ежедневной основе, мы прекрасно понимаем необходимость борьбы с дезинформацией и приветствуем идею о необходимости введения административной ответственности за распространение ложной информации. Однако во избежание злоупотребления законом мы считаем абсолютно необходимым предоставлять публичные и неопровержимые доказательства как ложности информации, так и вреда, который эта информация могла нанести. Правила и механизмы ответственности должны быть разработаны и применены таким образом, чтобы учитывать разнообразие мнений и предотвращать злоупотребления законодательной властью. Оставление определений в слишком широком виде может привести к возникновению субъективности и потенциальному использованию закона для ограничения контента, который не нравится тем, кто находится у власти, или который содержит критику власти. Кроме возможности введения официальной цензуры, закон также может способствовать развитию самоцензуры. Под влиянием закона и угрозы возможной цензуры со стороны государства или онлайн-платформ, граждане могут стать осторожными в своих высказываниях и самоограничиваться в публикации контента, даже если они не нарушают закон. Самоцензура, в свою очередь, может привести к сокращению публичного диалога и разнообразия мнений, что негативно повлияет на демократические процессы и свободу слова. В законе также есть пункт о приостановлении деятельности аккаунтов на территории Казахстана, которые размещают и распространяют контент, признанный кибербуллингом в отношении ребенка, на основании предписания МИОР. Эта норма внесена в закон в соответствии с принятыми в мае 2022 году поправками, предложенными депутатами Айдосом Сарымом и Динарой Закиевой (ныне - Уполномоченный по правам ребенка в РК). О потенциальных угрозах этих поправок мы также писали не раз. Но интересен здесь другой момент. Еще во время обсуждения в парламенте поправок «Сарыма-Закиевой», в тексте содержалась норма о «приземлении» социальных сетей. Другими словами, IT-гиганты должны были открыть физические представительства в стране и назначить в качестве законных представителей граждан Казахстана. После общественного резонанса положения были исключены из финального варианта. По словам Елжана Кабышева, в рамках обсуждения проекта закона «Об онлайн-платформах и онлайн рекламе» возникла новая попытка приземления таких платформ. Пункты были удалены лишь после рекомендаций экспертов из общественного фонда Digital Paradigm и Евразийского цифрового фонда. Помимо неудавшейся попытки приземлить онлайн-платформы, между поправками «Сарыма-Закиевой» и новым законом можно провести ряд параллелей: введение положений об ограничении деятельности онлайн-платформ в случае несоблюдения ими требований уполномоченного органа в лице МИОР; проклятие 24 часов: на предписания МИОР по удалению противоправной информации и контента, признанного кибербуллингом, онлайн-платформы должны реагировать в течение суток - крайне ограниченный срок для обработки обращения и принятия решения; назначение законного представителя онлайн-платформы, который должен взаимодействовать с властью; отсутствие четко расписанных понятий и механизмов, которые способствуют злоупотреблению законами для введения цензуры и контроля; расширение полномочий Министерства информации и общественного развития РК. Однако, есть и другая точка зрения. По словам сенатора Айгуль Капбаровой, закон об онлайн-платформах и онлайн-рекламе вводит ряд терминов, таких как «блогер», «пользователь онлайн-платформы» и других, которыми можно оперировать в правовом поле. - Сегодня не все интернет-площадки позволяют пользоваться интерфейсом на казахском языке, нет простого способа полностью ознакомиться с пользовательским соглашением. Закон запрещает распространение и размещение недостоверной информации на онлайн-площадках, а также требования к владельцу по ее удалению. Кроме того, в законе подчеркивается необходимость маркировки рекламы. Планируется ввести обязательства по более тщательному анализу механизма таргетированной рекламы для рекламы на интернет-площадках, особенно в отношении детей, – рассказала она. Кроме того, документом рекомендуется ввести нормы, позволяющие бороться с контентом, содержащим буллинг и ненавистническую риторику. - При этом в УК РК предусмотрена уголовная ответственность за возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, межнациональной или религиозной розни, а также за распространение заведомо ложных сведений, за дополнительное обоснование их применения в случае совершения действий с использованием онлайн-площадок. Новая статья 456-2 КоАП предусматривает, что за деятельность в интернете, повлекшую нарушение общественного порядка, прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, планируется ввести адмответственность пользователей платформы и инфлюенсеров/лидеров мнений за распространение недостоверной информации, – отметила депутат. Сегодня очень мало людей не имеют аккаунтов в социальных сетях или не общаются на каких-либо интернет страницах. Поэтому почти каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда нормальная беседа вдруг перерастает в хайп. С оскорблениями и угрозами, с клеветой в адрес оппонента, с разжиганием социальной и межнациональной розни. Немало в интернете людей, называясь оппозиционерами и прикрываясь благородными лозунгами, возбуждают антигосударственные настроения. Причем, иногда в ход идет совершенно неприкрытая наглая ложь. Все мы еще хорошо помним, как в интернете тихой сапой прошла игра «Синий кит», спровоцировав сотни самоубийств подростков. Поэтому говоря о новом законе стоит отметить его безусловную пользу. Многие пользователи интернета входя во всемирную сеть теряют чувство реальности, вживаются в иллюзию собственной недосягаемости. Им кажется, что в виртуальном пространстве они могут себе позволить то, о чем даже не мечтают в физическом, никто их не найдет, стоит только отключить электричество или использовать VPN-сервис. Пора вернуть этих людей в реальность. Что же касается критики закона, то, думается, внести в него поправки и усовершенствования никогда не поздно. В конце концов в этом и заключается работа Парламента.Подготовила Айгуль МАХМУДОВА
P.S. Между тем в Агентстве по финансовому мониторингу сообщили о досудебном расследовании по делу об организации незаконного игорного бизнеса в виде онлайн-казино в группе лиц по предварительному сговору. - Для участия в играх сайты содержали ссылку в Telegram-канале, где были указаны реквизиты пополнения баланса. Оплата производилась на карточные счета и электронный кошелек, после пополнения которых направлялся логин и пароль для участия в играх. Ставки и выплаты выигрыша осуществлялись через карточные счета иностранных лиц. На территории Атырау, Актобе и Актау проведены обыски, в ходе которых были изъяты вещественные доказательства – ноутбуки с игровыми программами, телефоны с банковскими приложениями, оформленными на иностранных лиц и граждан РК, – отметили в ведомстве. На сегодня арестовано все движимое и недвижимое имущество на общую сумму 167 миллионов тенге. Наложены аресты на все счета в банках второго уровня, принадлежащих организаторам и причастным лицам. Онлайновые азартные игры проводились круглосуточно, с ежедневным оборотом около 800 тысяч тенге. Общая сумма денежных средств, поступивших на карточные счета, используемые для организации незаконной игорной деятельности, превышает 3 миллиарда тенге. Подозреваемые задержаны и водворены в ИВС. В отношении них судом санкционирована мера пресечения «содержание под стражей» сроком на два месяца. Кроме того, в министерстве культуры и спорта сообщили, что с начала года в Казахстане были заблокированы 3,6 тысяч онлайн-казино. - Также на основании судебных решений прекращено действие лицензий пяти букмекерских контор и двух тотализаторов. Основаниями стали долги по оплате лицензионного сбора, регистрация вне игорных зон, неисполнение требования по наличию обязательного резерва и другие нарушения. Не секрет, что онлайн-казино и, в частности, их реклама, обещающая легкий выигрыш, - это попытка нажиться на людях, страдающих игроманией. Для борьбы с этим мы ведем мониторинг в интернете и проверяем уже действующие лицензии. Например, идет работа по аннулированию лицензий четырех букмекерских контор, трех тотализаторов и одного зала игровых автоматов, - резюмировал вице-министр культуры и спорта Ержан Еркинбаев.