Проблема решена, но медикам лучше не повторяться
В последние годы со стороны государства делается немало для повышения качества медицинских услуг. В сельских населенных пунктах строятся врачебные амбулатории, медицинские и фельдшерско-акушерские пункты. Центральные районные больницы и поликлиники оснащаются современным медицинским оборудованием. По программе «С дипломом – в село!» на работу приходят молодые специалисты. Но все эти усилия порой могут быть сведены к нулю так называемым человеческим фактором, когда рядовые сотрудники поликлиники или больницы не находят общий язык с пациентами. О таком случае нам поведал житель села Б. Момышулы Жуалынского района Анатолий Ильченко. Его в районном центре знают многие как настоятеля храма святого Серафима Саровского. - Я в последние годы на здоровье не жаловался. Но недавно почувствовал себя не очень хорошо и сначала вызвал врача по адресу храма, где провожу службу. Врач пришел, но даже не смог мне давление измерить, так как, по его словам, смена уже закончилась. На следующий день я пошел в поликлинику сам. Меня направили в смотровой кабинет. Как раз в это время в поликлинике «зависла» база данных. А когда она перезагрузилась, врач, узнав, что я прикреплен к поликлинике в Алматы, где проживал ранее, посоветовал ехать туда, сниматься с учета и только потом обращаться в районную поликлинику. Консультацию мне получить не удалось. А в поликлинике я провел почти весь день. Тогда по совету знакомых я обратился в медицинский центр «Эскулап» в Таразе, где меня осмотрели, сделали назначения и даже денег за это не взяли, - рассказал отец Анатолий. Итогом этой истории стала жалоба, направленная руководству Жуалынской центральной райбольницы, в управление здравоохранения акимата области и в нашу газету. Мы не будем ее цитировать, так как в Жуалынской райбольнице на претензию уже отреагировали. По словам отца Анатолия, его пригласили в поликлинику, извинились, с помощью электронной цифровой подписи сняли с учета в алматинской поликлинике и прикрепили в местной. Руководство поликлиники ответило на жалобу Анатолия Ильченко, описав в ней свою версию произошедшего. Мы ее также не будем публиковать, так как суть конфликта заключается не в том, как вел себя пациент, поняв, что не сможет получить помощь от медиков в режиме «здесь и сейчас». Вопрос в данном случае напрашивается сам собой: «Как сотрудники поликлиники должны были поступить изначально?». Его мы адресовали управлению здравоохранения акимата области. Нам ответили следующее: «В данном случае сотрудники должны были сразу узнать, где прикреплен пациент, и помочь ему решить проблему. В соответствии с Правилами прикрепления физических лиц к организациям здравоохранения, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, утвержденными приказом министра здравоохранения Республики Казахстан от 13 ноября 2020 года, прикрепление граждан к организациям здравоохранения, оказывающим ПМСП в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, осуществляется по месту постоянного или временного проживания, работы, учебы с учетом права свободного выбора организации ПМСП в пределах одной административно-территориальной единицы (село, поселок, сельский округ, район в городе, город, район, область). Гражданин прикрепляется только к одной организации ПМСП. Прикрепление к организации ПМСП осуществляется на основе заявления произвольной формы и документа, удостоверяющего личность (удостоверение личности, паспорт, свидетельство о рождении, иной документ, выданный в установленном законодательством Республики Казахстан порядке) в любое календарное время в соответствии с графиком работы организации ПМСП. Организации ПМСП осуществляют прикрепление при личном обращении граждан. Кроме того, прикрепление лиц проводится в организациях ПМСП по их непосредственному или письменному обращению, а также через веб-портал электронного правительства при наличии документа, удостоверяющего личность. Изменение прикрепления граждан к организациям ПМСП осуществляется при изменении места постоянного или временного проживания, работы или учебы за пределы одной административно-территориальной единицы; в случаях реорганизации или ликвидации организации ПМСП; не чаще одного раза в год при свободном выборе гражданином врача и медицинской организации; в период кампании по прикреплению населения к организации ПМСП, проводимой ежегодно с 15 сентября по 15 ноября. Отказать в прикреплении могут в случае, если была выявлена недостоверность документов, представленных пациентом для получения услуги. Также пациента могут не прикрепить к поликлинике, если было установлено, что обратившийся проживает (постоянно или временно) за пределами села, поселка, города и так далее, где находится объект здравоохранения, оказывающий ПМСП. Исключения составляют лица, которые проживают на приграничных территориях и имеют право выбрать поликлинику на другой административно-территориальной единице. При наличии ЭЦП прикрепиться к поликлинике можно на портале электронного правительства www.egov.kz. Для этого в разделе «Здравоохранение» необходимо выбрать услугу «Прикрепление к медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь». Как только все поля будут заполнены, информация о пациенте автоматически поступит в поликлинику. Если все манипуляции были проделаны верно, обратившемуся придет уведомление о прикреплении, подтвержденное электронной цифровой подписью медицинского учреждения. Предоставить заявление в произвольной форме на имя первого руководителя и предъявить документ, удостоверяющий личность, при непосредственном обращении за оказанием государственной услуги могут пенсионеры, инвалиды, законные представители ребенка инвалида с детства, а также опекуны или попечители, патронатные воспитатели и другие заменяющие их лица, осуществляющие в соответствии с законодательством Республики Казахстан заботу, образование, воспитание, защиту прав и интересов ребенка (законные представители). Также этим правом могут воспользоваться осужденные, отбывающие наказание по приговору суда в местах лишения свободы, отбывающие в колониях (по месту отбывания), при наличии протокола комиссии по рассмотрению вопросов регистрации прикрепления (открепления) населения к ПМСП в информационную систему «Регистр прикрепленного населения», созданной приказом первого руководителя местного органа государственного управления здравоохранением областей, городов республиканского значения и столицы; студенты, а также обучающиеся в медресе, при наличии официального обращения ректора высшего учебного заведения в ПМСП и протокол комиссии между учебным заведением и ПМСП; военнослужащие срочной службы; дети, родившиеся в иностранных государствах; опекаемые домов малютки, сирот, престарелых и другие; оформляющие прикрепление по доверенности; оформляющие прикрепление по договору добровольного медицинского страхования при наличии договора». Думается, что эту инструкцию следует еще раз изучить не только потенциальным пациентам, но и всем сотрудникам поликлиник области. Ведь в любом случае люди обращаются в учреждения здравоохранения за помощью. А в некоторых случаях судьбу человека решают минуты и профессионализм медиков, а не зависшая база данных.Людмила МЕЛЬНИК