Меню
4 августа, 2023 / Знамя труда / Новости

Участок, прозванный народным строительством

Участок, прозванный народным строительством

Участок, прозванный народным строительством Участок, прозванный народным строительством
Фото из открытого источника

Жамбылские железнодорожники - продолжатели трудовых традиций Турксиба

Текущий год насыщен историческими событиями для железнодорожников. В частности, исполняется 100 лет прокладке стальных путей из Аулие-Аты в Пишпек, 65 лет окончанию строительства участка Каратау - Жанатас, 75 лет назад было создано Жамбылское отделение дороги, 70 лет назад введен в эксплуатацию имеющий стратегическое значение участок Мойынты - Шу. О вехах большого пути и сегодняшних буднях железнодорожников накануне Дня работников транспорта и связи мы поговорили с директором филиала «Жамбылское отделение ТОО «КТЖ - Грузовые перевозки» АО «НК «Қазақстан темір жолы» Молдахметом Кожабековым. - Молдахмет Ниязулы, в середине прошлого века одним из крупных событий было введение в строй участка Мойынты - Шу, который сыграл значительную роль в укреплении экономики. Будет ли отмечена эта знаменательная дата? - После строительства знаменитого Турксиба одним из самых крупных объектов стало строительство участка Шу - Мойынты, называвшегося в свое время «23-ей магистралью». Объект был сдан в эксплуатацию 27 октября 1953 года. На состоявшейся в 1934 году в Алма-Ате региональной VІІІ конференции ВКП(б) среди задач транспорта и связи особо была подчеркнута важность строительства этой нити. Проектный институт «Сибгипротранс» из Новосибирска лишь в 1939-1940 годах провел изыскателские работы и сделал проект по нитке Мойынты - Шу, о которой говорилось в постановлении конференции. Однако объективные причины стали преградой для начала строительных работ. После войны появилась острая необходимость в железной дороге, которая обеспечила бы короткую транспортную связь между Карагандинским угольным бассейном, экономически развитыми северными регионами Казахстана с югом республики, далее с регионами Средней Азии. В те годы, чтобы попасть в Караганду, нужно было ехать по объездной дороге Барнаул - Новосибирск - Омск - Петропавловск - Акмола. Положение можно было исправить лишь строительством последнего участка Турсиба Мойынты - Шу. Возможность прокладки стальной дороги по пустынным степям Бетпакдалы появилась только в 1947 году. Проектно-изыскательские работы проводили проектные институты Новосибирска и Ташкента. После войны остро ощущалась нехватка рабочих рук, а также техники. Кроме того, железная дорога должна была пройти по местам с суровым климатом. Все эти факты заставили организаторов строительства крепко задуматься. В мае 1947 года было учреждено Алма-Атинское строительное управление Восточного Главного железнодорожного строительства. Позже это управление было реорганизовано в «Казахтранспортстроительство». Главной задачей нового коллектива было строительство этой части железной дороги. От управления Туркестанско-Сибирской железной дороги строительством железной дороги Мойынты - Шу занимался Мустафа Казыбеков. Он был активным участником строительство Турксиба, затем возглавлял несколько строительных организаций и в то время работал первым заместителем начальника дороги. ЦК Компартии Казахстана и правительство республики строительство ветки Мойынты - Шу объявили народным строительством. Республиканскую комиссию по поддержке строительства дороги возглавил заместитель председателя Совета Министров Казахской ССР Динмухамед Конаев. Он в течение четырех лет направлял работу множества организаций и тысяч людей, участвующих в строительстве магистрали. В строительстве приняли участие две тысячи человек из 12 областей республики. Каждой области был выделен конкретный участок. Представители одного района составляли одну бригаду. Все они прибыли со своим транспортом, инструментами, продовольствием и юртами. Бригады из северных областей начали работы со станции Мойынты и двинулись на юг. Южные пошли им навстречу. О том, в каких трудных условиях шло строительство, о доблестном труде рабочих была написана статья в газете «Казахстанская правда» 24 августа 1947 года. - Наряду с основным объектом ведь строились поселки железнодорожников, станции и железнодорожные предприятия... - Да, на всем протяжении дороги было построено несколько станций - Сарышаган, Шыганак, Мынарал, Киякты, Хантау. Естественно, были возведены необходимые для жителей социальные объекты. Хотя станция Сарышаган территориально относится к Актогайскому району Карагандинской области, все железнодорожные учреждения в ней подчиняются Жамбылскому отделению и Жамбылскому отделению магистральной нитки. - Каковы сегодняшние достижения жамбылских железнодорожников? - Железнодорожная отрасль - одна из крупных отраслей экономики страны. Работа транспортной инфраструктуры оценивается по 16 показателям. Согласно техническому плану, мы выполняем все показатели. Если говорить по итогам шести месяцев, то товарооборот в Жамбылском отделении выполнен на 102,96 процента, погрузка товаров - на 103,8 процента. За шесть месяцев текущего года объем погрузок товаров увеличился на 161,8 тысячи тонн. На экспорт отправлено 859,5 тысячи тонн. Это на 306,25 тысячи тонн больше, чем за соответстующий период прошлого года. ТОО «Казфосфат» экспортирует желтый фосфор, аммофос, ТОО «ЕвроХим-Каратау» - химические удобрения, ТОО «Таразский металлургический завод» - ферросплавы. Кроме этого, в последние годы в регион прибывают крупные инвесторы. Их обеспечивают инфроструктурой, вплоть до строительства железнодорожных тупиков. Все это позволяет надеяться, что за счет крупных компаний увеличится грузооборот. Проводится большая работа по обеспечению безопасности движения и труда. Но все же имели место 13 фактов нарушений в сфере безопасности движения, а по хозяйству движения - восемь. Был один случай получения производственной травмы. Комиссия, проверявшая этот случай с машинистом Шуского депо эксплуатации локомотивов, пришла к выводу, что в данном случае вина работодателя составляет 40 процентов, а работника - 60 процентов. В связи с этим 11 сотрудников филиала были привлечены к дисциплинарной ответственности. Поэтому в текущем году планируется провести несколько мероприятий по исполнению протокольных решений и требований компании, нацеленных на повышение ответственности и компетентности каждого специалиста, ответственного за обеспечение безопасности движения. Накануне профессионального праздника был организован конкурс «Лучшее знание» и подведены итоги трехмесячника «Повышение уровня практического мастерства и технических знаний». В конкурсе приняли участие пять команд от предприятий, подведомственных Жамбылскому отделению. - Какие планы строите на будущее? - Кроме увеличения объема грузоперевозок, планируем привести в порядок станцию Бирлик-2 и предприятие по сушке песка на станции Сарышаган. Также есть намерение провести капитальный ремонт пути на участке Каратау - Жанатас протяженностью 22 километра. Это позволит увеличить скорость движения поездов на 10-20 илометров в час. Большое внимание уделяем развитию логистики. - Молдахмет Ниязулы, что можете сказать о социальной поддержке жамбылских железнодорожников? - В первом полугодии текущего года при поддержке национальной компании и председателя Жамбылского филиала ОО «Казахстанский отраслевой профессиональный союз работников железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта» Жумана Саменова и профсоюзной организации Жамбылского отделения оказана помощь 359 ветеранам, многодетным семьям и семьям, имеющим детей-инвалидов, малообеспеченным семьям. Помимо этого, оказывается спонсорская помощь в проведении спортивных мероприятий, приобретены спортивная форма и инвентарь. На сегодняшний день в ряде железнодорожных предприятий имеются мини-футбольные площадки и спортивные залы. Для сотрудников депо и станций приобретены холодильники, вентиляторы, мебель, электрообогреватели. Оказывается помощь и в оборудовании помещения для отдыха. В знаменательные даты и профессиональный праздник ветераны, воины-интернационалисты, передовики труда, активисты получают от профсоюза денежные поощрения, ценные подарки. - Спасибо за беседу. Поздравляю с профессиональным праздником!

Беседовал Ерман АБДИЕВ, журналист

Самые читаемые статьи недели: