Новости

Есть предложение. Как возродить отечественный молочный рынок

Есть предложение. Как возродить отечественный молочный рынок

Как возродить отечественный молочный рынок

Министерством сельского хозяйства по поручению Президента страны Касым-Жомарта Токаева проведена работа по интеграции целевых индикаторов и мероприятий действующего Национального проекта по развитию агропромышленного комплекса РК на 2021-2025 годы в Концепцию развития агропромышленного комплекса РК на 2021- 2030 годы. В новом документе предусмотрено направление одного триллиона тенге на развитие сельскохозяйственной кооперации с охватом более одного миллиона сельчан. Казахстанские потребители в последнее время заметили, что в молочных отделах магазинов преобладает продукция из России. Найти качественную отечественную молочную продукцию становится труднее. Свое видение решения этой проблемы казахстанский политик, доктор экономических наук, председатель правления НАО «Национальный аграрный научно-образовательный центр» Толеутай Рахимбеков изложил на личной странице в социальной сети Facebook. Приводим его пост с некоторыми сокращениями. «Снижение курса рубля привело к росту импорта молочной продукции из России в Казахстан. Отечественные предприятия по переработке молока, особенно в северных регионах, вынуждены сокращать производство. Ситуация значительно усугубится после 1 января 2025 года, когда вступит в силу действие решение Совета Евразийской экономической комиссии «О внесении изменений в решение Совета ЕЭК от 9 октября 2013 года № 67 «О Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции». Необходимо отметить, что первоначально этот техрегламент должен был вступить в силу с 1 января 2020 года. Однако по просьбе государственных органов Казахстана введение его в действие перенесено на 1 января 2025 года. К сожалению, за прошедшие четыре года (2020-2023) Казахстан не предпринял мер по подготовке к работе с учетом требований техрегламента. Справедливости ради надо отметить, что были предприняты усилия по строительству молочно-товарных ферм, увеличению доли скота и повышению надоев молока в организованных сельхозпредприятиях. Но без внимания государственных органов остались мелкие крестьянские хозяйства и личные подсобные хозяйства. Именно в них сконцентрировано более 85 процентов поголовья крупного рогатого скота и производится 88 процентов сырого молока. По данным Бюро национальной статистики, по состоянию на 1 января 2022 года в Казахстане насчитывалось 8,2 миллиона голов крупного рогатого скота, в том числе 4,2 миллиона коров. В том числе в хозяйствах с юридической формой собственности - 771,7 тысячи голов крупного рогатого скота, из них 300,4 тысячи коров; в крестьянских хозяйствах - 3,132 миллиона голов, из них 1,8 миллиона коров; в личных подсобных хозяйствах - 4,3 миллиона голов, из них 2,2 миллиона коров. Необходимо отметить, что из зарегистрированных в стране 230247 крестьянских хозяйств только 38874, или менее 17 процентов, содержат крупный рогатый скот. При этом 38436 крестьянских хозяйств в общей сложности содержат 2691129 голов крупного рогатого скота, или почти 86 процентов поголовья в стране. В среднем на одно такое крестьянское хозяйство приходится около 70 голов скота. Это говорит о том, что подавляющее большинство таких хозяйств относится к категории мелких. В 2021 году в стране было произведено всего 6,2 миллиона тонн коровьего молока, в том числе в хозяйствах с юридической формой собственности - 508,4 тысячи тонн, или 8,2 процента от общего объема, в крестьянских хозяйствах - 1,3 миллиона тонн, или 20,8 процента, в личных подсобных хозяйствах - 4,4 миллиона тонн, или 71 процента. Исходя из численности поголовья скота в мелких крестьянских хозяйствах, из 1,3 миллиона тонн коровьего молока, произведенного во всех крестьянских хозяйствах, на долю мелких фермеров приходится 86 процентов, или 1,1 миллиона тонн. Вводимые с 1 января 2025 года изменения в Технический регламент Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» ужесточают требования к сырому молоку по микробиологическим показателям - по содержанию мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов и соматических клеток. Чтобы сырое молоко соответствовало указанным требованиям, оно должно заготавливаться машинным доением, после выдойки должно сразу поступать в танкеры-охладители и так далее. Но мелкие крестьянские и личные подсобные хозяйства, производящие до 90 процентов сырого молока, не могут обеспечить указанные условия заготовки молока. В результате предприятия по переработке молока не будут обеспечены поставками сырого молока, которое соответствовало бы техрегламенту, и после вступления в силу его требований. Причины у всех на виду. Во-первых, значительная часть, до 70 процентов, сельчан, имеющих сегодня доход от сдачи молока, потеряют источник постоянного заработка, что приведет к росту социальной напряженности. Во-вторых, загрузка перерабатывающих предприятий снизится до 40 процентов из-за нехватки сырья. В-третьих, до 90 процентов молокозаводов будут вынуждены остановить свою работу. В-четвертых, работу потеряют около двух тысяч человек, занятых сегодня на предприятиях по переработке молока. Кроме того, продовольственная безопасность страны будет под угрозой, поскольку доля молочной продукции казахстанского производства на внутреннем рынке страны снизится до 40 процентов. Также недоступной станет скоропортящаяся молочная продукция, являющаяся основным рационом питания населения и главной для детей и несовершеннолетних, а цены на кисломолочные продукты, сыры и творог, молоко и так далее вырастут в два или более раза. Проблемы в сфере производства и переработки молока можно решить. Один из шагов - стимулирование сервисно-потребительской кооперации мелких крестьянских хозяйств и личных подсобных хозяйств. Кооперативы сельчан могли бы организовать строительство недорогих кооперативных молочно-товарных ферм, в которых мог бы содержаться крупный рогатый скот, принадлежащий населению и мелким хозяйствам, при сохранении за ними права частной собственности на скот. Это позволит обеспечить условия по производству и заготовке сырого молока в соответствии с требованиями техрег­ламента путем оснащения ферм молокоприемными танкерами-охладителями, пунктами машинного доения, лабораториями по контролю безопасности сырого молока. Также это поможет решить проблемы с пастбищами для выпаса общественного скота, экологического состояния прилегающих к селам земель, санитарно- гигиенического состояния внутри населенных пунктов. Кроме того, создание кооперативных молочно-товарных ферм даст возможность внед­рять современные инновационные технологи, соблюдать ветеринарные требования и рацион кормления животных, достичь породного преобразования на основе искусственного осеменения, что в совокупности повысит продуктивность животных, а значит, и доходы сельских жителей. Работу по кооперированию мелких крестьянских и личных подсобных хозяйств можно было бы организовать в рамках реализации поручения Главы государства Касым-Жомарта Токаева по выделению одного триллиона тенге на поддержку развития сельской кооперации. К сожалению, чиновники намерены половину этих средств направить на кредитование организованных агроформирований для строительства тех же молочно-товарных ферм, откормочных площадок. Они предполагают, что такие хозяйства будут сдавать произведенную продукцию на перерабатывающие предприятия в рамках вертикально интегрированной кооперации. Но про кооперацию говорится только для того, чтобы соответствовать поручению Президента. Более целесообразным было бы реализовать поручение по иному алгоритму. Нужно стимулировать в селах создание сельских сервисно-потребительских кооперативов, направить часть средств, например, 500 миллиардов тенге на кредитование сельчан - сельских товаропроизводителей из числа тех же мелких крестьянских и личных подсобных хозяйств на приобретение поголовья скота, семян, саженцев, удобрений и тому подобное; предусмотреть часть средств на кредитование сельских сервисно-потребительских кооперативов для приобретения кормозаготовительной и другой техники, оборудования для хранения сырого молока, овощей, фруктов, картофеля, а также для строительства кооперативных МТФ и откормочных площадок; стимулировать создание в районных центрах сервисно-заготовительных центров, учредителями которых выступят ССПК сел района; предусмотреть кредитование сервисно-заготовительных центров на строительство новых или реконструкцию существующих в районных центрах предприятий по первичной переработке молока, овощей, фруктов, картофеля, убойных пунктов, а также на организацию кормовых полей - посев кормовых культур при каждом селе. Предлагаю реформировать систему субсидирования сельского хозяйства, оставив из полусотни видов субсидий лишь два: субсидирование стоимости готовой сельхозпродукции, произведенной и сданной на перерабатывающие предприятия, на экспорт и на внутренний рынок по тем видам, по которым наиболее высока доля импорта; субсидирование ставки вознаграждения по кредитам перерабатывающих предприятий на пополнение их оборотных средств на закуп отечественного сельхозсырья. На пользу участникам рынка сырого молока пойдет и такая мера, как освобождение оборотов продовольственных товаров, включая производство сельхозсырья, его переработку, реализацию, экспорт, импорт, от налога на добавленную стоимость. Именно из-за НДС до 75 процентов оборотов сельхозпродукции, направляемой на перерабатывающие и в торговые предприятия, проходят в зоне теневой экономики. Предлагаемые некоторыми депутатами, отраслевыми общественными объединениями меры по квотированию импорта молочной продукции из России не выдерживают серьезной критики. Например, известно, что значительную часть валютной выручки Казахстану приносит нефть, а 98 процентов экспорта казахстанской нефти осуществляется через Россию. При введении запрета на ввоз в Казахстан нескольких десятков тысяч тонн российской молочной продукции Россия может ответить ограничением транспортировки десятков миллионов тонн казахстанской нефти через свою территорию. Как говорится, комментарии излишни. Кроме того, как сообщили некоторые СМИ, Россия с 1 января 2024 года увеличивает с 25 до 100 процентов субсидирование транспортных расходов российских производителей молочной продукции при ее экспорте для получения конкурентных преимуществ на внешних рынках. Правительству Казахстана, Минсельхозу необходимо в срочном порядке разработать и начать реализацию мер государственной поддержки своих производителей сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров. И эти меры должны быть экономического характера - денежно-кредитные и налоговые.

Подготовила Лариса РУБЦОВА, фото из открытых источников

[gallery columns="2" size="publisher-md" ids="65819,65820"]