Как не отравиться информацией
Наша газета регулярно публикует материалы о противодействии манипуляциям общественным сознанием. Жертвы мошенничества, трудового и сексуального рабства, вербовщиков в зоны военных конфликтов - все это люди, которые не заметили, как опытные манипуляторы запудрили им мозги. Признанный медиаэксперт Бактыгуль Бурбаева предлагает подборку фактов и советов, которые помогут вам выработать привычку правильно работать с информацией, не попадаться на уловки манипуляторов. Важнейший навык медиаграмотности - проверка источника информации. Не доверяйте всему, что вы видите, слышите или читаете в Интернете. Нужно знать, что источник этой информации надежный и проверенный. Сразу после проверки источника информации обратите внимание на даты. Ведь информация так же, как и продукты питания, имеет срок годности. Не станьте жертвой зомби-фейков, оживающих из-за отсутствия медиаграмотности. Критическое мышление умение анализировать информацию и оценивать ее достоверность. Не принимайте вслепую любую информацию, задавайте вопросы и ищите подтверждение в других источниках: это информация или убеждение? На кого нацелен контент? Кому он адресован? С какой целью? Какие эмоции или эффекты вызывает? Кому это выгодно? Отражены ли мнения всех сторон?* * *
Социальные сети могут быть очень полезными для распространения информации, но не все пользователи знают, что распространяют ложную информацию. И вы не следуйте за ними, проверяйте ее. Если вам тяжело самому разобраться с потоком фейков, проверкой информации, не знаете, как разделять факты и мнения, пройдите обучение медиаграмотности на курсах или онлайн на сайте tekmediasauat.kz. Эти знания и навыки помогут быть на плаву в информационном океане. Если информация, с которой вы столкнулись, вызывает сильные эмоции, остановитесь, не принимайте решение в таком состоянии. Возможно, вы столкнулись с фейком или манипуляцией. Проанализируйте информацию. А почему мы верим фейкам? Потому что они говорят простым языком, предлагают решить проблему прямо сейчас. Где вы читаете новости? В ленте ваших соцсетей? В пабликах? Мы вам предлагаем читать новости на профессиональных сайтах средств массовой информации (медиа) или их аккаунтов в социальных сетях. Внимательнее проверяйте их, некоторые злоумышленники подделывают эти аккаунты, чаты, паблики, чтобы завладеть аудиторией.* * *
Киберпространство становится очень глубоким, и «подводные камни» в них тоже есть. Вы уже сталкивались с разными видами фишинга, когда к вам поступали письма или сообщения «перейти по ссылке, обновить на их странице свои данные, заполнить строку логина и пароля»? Проверяйте адресную строку, с которой пришло письмо или сообщение. Лучше никогда не переходить по таким ссылкам. Часто фишинговые (поддельные) сайты, электронные адреса отличаются от настоящего одним символом. Вишинг - это попытка завладеть вашими данными по телефону. Не отвечайте незнакомым номерам! Не подтверждайте ваши данные! Не разговаривайте с ними! Вам нужно научиться быть внимательным и к деталям информации, это поможет отличить фейки от фактов. К примеру, если присмотреться к фотографиям и видео к новости, то они дадут вам много пищи для размышления. Иногда, чтобы посеять панику и хаос среди людей, злоумышленники используют фото и видео с мест трагедий, стихийных бедствий, катастроф, которые произошли в других местах, в другое время.* * *
Какие подсказки могут быть в фотографии, по которой вы можете определить, где был сделан снимок? Конечно, это важные детали: рекламные вывески, номера машин, стиль архитектуры, антропологический тип людей на снимке, одежда, деревья, другие растения, географические объекты: горы, реки, скалы и так далее. Другим способом проверить информацию является проверка ее иллюстрации. Вы можете проверить фотографии через Google картинки. Найдите разыскиваемый снимок в самом большом разрешении и с самой ранней датой публикации. Так вы найдете настоящий повод публикации данной иллюстрации. Фотографии сегодня обрабатывают самыми разными способами, иногда алгоритмы социальных сетей позволяют изменять лицо, цвет. Но искать истинное состояние фотографии позволяет такой сервис, как Fotoforensics. Обязательно изучите его. Если цифровой след нарочно не стерт, а это уже вызывает подозрения, то его легко покажет Fotoforensics. Видео вы можете остановить, сделать стоп-кадр и далее искать как по картинке. Но есть и возможность искать первоисточник видео на платформе inVID, так вы сможете оценить надежность видеофайла.* * *
Медиаграмотность сама по себе не наступит, нужно приложить усилия. Начните с вопросов к любой информации: откуда она к вам попала, кому выгодна, кто ее написал, является ли автор специалистом, спикеры действительно настоящие профи? И так далее… Если вы не видите разницы между фактом и мнением, то вас легко обмануть. Пример: «тетя Мотя сказала, что яблоки лечат от простуды». Это мнение или факт? Это мнение! Это тетя Мотя так думает, и вы не должны ей доверять, потому что она не профессионал. А факт - это то, что произошло, его можно проверить. Манипуляция вашими мнением, поведением, решениями очень часто происходит через информацию, которую вы прочитали или увидели, услышали. Очень часто используют разные теории заговора. Вас могут дезинформировать, ввести в заблуждение ложной информацией, вы можете принять неверное решение и потерять время, деньги, работу, здоровье. Читайте и проверяйте информацию. Пропаганда насилия - опасное явление для общества. Именно ее влияние создает группы озлобленных и агрессивных людей, способных нанести вред другим людям своими действиями под влиянием такой пропаганды. Такие программы чаще работают на сознание телезрителей, постоянно яркие краски, громкие крики, призывы, кровь и боль в кадре. Не смотрите такие программы, вы станете жить нормальной жизнью!* * *
Если вы сегодня уже несколько часов провели со смартфоном, скроля разные «мимасики» и «видосики», оглянитесь, возможно, вашего внимания ждали ваши близкие. У них тоже одна жизнь, живите реальной жизнью. Отделите развлекательный контент от полезной информации. Отведите развлечениям час в неделю! Поверьте, ваш культурный уровень от этого не пострадает. Постарайтесь разделить информацию нужную и полезную от ненужной, вредной и развлекательной. Это может сэкономить вам до четырех часов каждый день. Умножьте на 365, получается 1460 часов, то есть это ровно два месяца вашей жизни! Столько в среднем бесцельно проводят в Интернете ежедневно сотни тысяч наших граждан. Поверьте, когда вы очнетесь от этого «зависания», вы почувствуете себе очень некомфортно. Не тратьте вашу жизнь понапрасну, не сжигайте живые часы жизни! Если вы заметили, что не читаете книги, не смотрите фильмы, а проводите время в коротких видео социальных сетей, то у вас может развиться клиповое мышление. Это поверхностное, неглубокое потребление информации. Побочные эффекты: тяжело усидеть 45 минут урока, не читается не только художественная литература, но и одна глава из учебника. Что делать? Возьмите в привычку ограничивать время в Интернете, составьте график и следуйте ему. Один раз в неделю несколько часов уделите чтению. Потом напишите полстраницы текста о том, что вы прочитали. Можете посмотреть хорошие фильмы, они по 1,5 - 2 часа. Не читайте только заголовки новостей. Иногда они не соответствуют содержанию. С другой стороны, есть и те, кто завлекает читателей с помощью кликбейтных заголовков. Не тратьте время на них. Это уже «старый» прием.* * *
В мире не все создают медиаконтент по принципам медиаэтики. Если вы увидели информацию, шокирующую, манипулирующую вашим мнением, проверьте на этом сайте во вкладке «О нас», «О компании», «О редакции», кто владелец этого медиа. Или проверьте этот сайт на сервисе WHOIS. Вы увидите имя владельца сайта и даже место создания сайта. Дальше вам помогут поисковики, проверьте, кто этот человек. Может, он владелец бизнеса, а сайт рекламирует их продукцию либо продвигает его имя. Знайте, что журналисты и те, кто создает медиаконтент, должны быть ответственными перед своей аудиторией и всегда маркировать платный контент, чтобы не вводить их в заблуждение! Вы знаете, что профессиональные медиа должны помнить о правах граждан на достоверную информацию и обязаны верифицировать данные. Поэтому они публикуют не так быстро, как пользователи соцсетей, которые стараются быть «первыми». Зато у профмедиа проверенная информация! Выбирайте себе медиа, которым вы доверяете! Журналисты, блогеры и прочие граждане не должны называть преступником того, о ком не принято решение суда о признании его виновным в преступлении (презумпция невиновности). Журналисты и те, кто знает медиаэтику, медиаправо, медиаграмотность, всегда помнят о праве на собственное изображение. Статья 145 Гражданского кодекса РК гласит: «Никто не имеет право использовать изображение какого-либо лица без его согласия, а в случае его смерти - без согласия наследников». Согласие не требуется, если данное лицо присутствует или участвует в зрелищных культурно-массовых, социально значимых в области культуры, спортивно-массовых мероприятиях, собраниях, митингах, шествиях или демонстрациях и иных публичных мероприятиях. Либо изображенное лицо позировало за плату. Если распространяемая информация содержит изображение лица и сведения, связанные со служебной и (или) публичной деятельностью данного лица, а также опубликована самим лицом, его законным представителем или уполномоченным лицом в источниках, доступ к которым не ограничен. Если использование изображаемого лица осуществляется в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. Особое внимание журналисты уделяют правам детей, особенно если они стали жертвами. И всегда стараются быть на защите интересов детей в любом событии. Журналисты работают ради общественного интереса, а не ради общественного любопытства. Главный принцип - не навреди! В журналистике нет места плагиату! И в социальных сетях нужно придерживаться такого же принципа.* * *
Не становитесь распространителем ложной информации, клеветы. Всегда думайте, что важнее: ваша реакция в поддержку публикации или правдивость информации? Помните, что распространение заведомо ложной информации, создающей опасность нарушения общественного порядка или причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций, либо охраняемым законом интересам общества, или государства с использованием СМИ, или сетей телекоммуникаций, наказывается штрафом в размере до 5000 МРП, либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок от двух до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок (статья 274 Уголовного кодекса РК). Не распространяйте информацию, которая разжигает ненависть, рознь! Статья 174 Уголовного кодекса РК предусматривает за разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни лишение свободы сроком от двух до 20 лет. Не используйте язык вражды! Ваш материал не должен призывать к дискриминации или насилию по признаку расы, происхождения, национальной или этнической принадлежности, возраста, инвалидности, языка, религии или убеждений, гендера и других личных характеристик или статуса. Не следуйте стереотипам и предубеждениям!* * *
Что такое дипфейк, вы должны знать. Искусственный интеллект учится и выдает все новые и новые подделки видео, фото, аудио. Нам важно успевать за трендами и уметь различать эти подделки. Видео, созданное при помощи искусственного интеллекта, в первое время можно было различить по складкам кожи вокруг глаз, на лбу и щеках. Сегодня искусно подделывается даже тон голоса. Остается способ перепроверки из других источников. Если вам прислали видео с вашим родственником, требующим от вас срочной материальной поддержки, просто созвонитесь с ним. Злоумышленники в Интернете могут завладеть вашими данными разными способами, но обиднее всего, когда вы сами размещаете в открытом доступе эти данные. Однажды пожилая женщина опубликовала на Facebook фотографию своей банковской карточки с обеих сторон. Она не знала, что так она могла лишиться всех средств на этой карте. Обязательно помните, что никому нельзя сообщать, тем более публиковать фотографии, где виден адрес вашего места жительства, места работы. А тем более нельзя размещать фото ребенка у садика, школы. Также помните, что ваша радостная весть о том, что вы уезжаете в отпуск, очень обрадует квартирных воров. Не публикуйте копии ваших документов, номеров счетов и тому подобное. А те, кто имеет ваши данные, обязаны их охранять. Помните, что все, что вы опубликуете в Интернете, будет там навсегда. Даже, если вы передумали и решили свою откровенную фотографию убрать, то она уже скопирована, возможно, будет использована для разных целей. А еще когда вы вдруг захотите, к примеру, баллотироваться в депутаты, стать министром, эти фотографии легко могут всплыть.* * *
Сегодня, перед началом учебного года, хочется напомнить всем, кто оказывает помощь детям: не создавайте поводы для буллинга! Когда вы вручаете помощь детям, вы говорите, по какой причине вручили. Другие дети это будут использовать для того, чтобы задеть получателя вашей помощи. Еще о буллинге: не думайте, что это касается только детей и подростков. К сожалению, в самом разном возрасте люди бывают подвержены нападкам, буллингу. Важно не пройти мимо, протянуть руку помощи. Не нужно эту поддержку оказывать прилюдно. Не старайтесь примирить стороны, думая, что это обычная ссора детей. Нужно отдельно с каждым ребенком работать с помощью психолога. Есть причины, по которым дети становятся «агрессорами» и «жертвами». Изучите, будьте чуткими. Кибербуллинг можно остановить с помощью жалобы администратору соцсети, отключением комментариев, удалением аккаунта, главное, не реагируйте на попытки задеть вас. Хотя понимаем, что так сказать легче, чем сделать. Но поверьте, уменьшение в вашей жизни социальных сетей даст вам шанс стать более счастливым в реальной жизни! Киберпространство сегодня кормит миллионы пользователей. Кто-то пытается оказывать услуги: фотографии, лекции. А кто-то создает мошеннические схемы, финансовые пирамиды и так далее. Будьте осторожны, проверяйте компании, предлагающие быстрые заработки. Кто бы их не рекламировал. Не ведитесь на легкие заработки, предлагаемые в Интернете. Это может быть предложение помощи, выгодное приобретение товаров, розыгрыш ценных призов. Все проверяйте и никому не пересылайте свои коды, пароли, счета и другие данные.* * *
Если вам предложил дружбу незнакомый человек, проверьте его аккаунт: фотографию через поисковик, на странице в его ленте полистайте, если только одни репосты чужих материалов, и два-три друга, чаще подруги, то начните сомневаться. Иногда они начинают признаваться в чувствах, говорят, что приедут сделать предложение. Но что-то случается, и нужно им оказать материальную помощь. Это частая схема мошенников. Не нужно никому пересылать деньги, особенно незнакомым людям, от которых у вас только одна фотография и то, возможно, другого человека. Не все «друзья по переписке» настоящие! Мы помним, что схемы мошенников сегодня могут быть самыми разными, будут появляться новые. Манипуляторы, желающие получить наши голоса, бонусы, деньги, тоже каждый день придумывают новые схемы. Нужно помнить о медиаграмотности, критическом мышлении. Подвергайте сомнению! Фактчекинг - не только дело фактчекеров. Вы можете сами проверить сообщение на достоверность. Обращайтесь, прежде всего, к официальным органам, проверяйте информацию на их сайтах, в их сообщениях. Потом у профессиональных СМИ. Проверяйте имена, даты. Отдельно можете проверить погоду в указанный день в любом регионе. Есть такой сервис на сайте: https://www.wolframalpha.com/, где вы можете написать название города, местности, число, и он вам даст данные о погоде в указанный день: температура, облачность, осадки, ветер, восход и закат солнца. По этим данным вы легко можете проверить достоверность описания или иллюстрации.* * *
Еще несколько советов по медиаправу. Если не хотите стать участником судебного процесса, не допускайте публикации оскорблений, клеветы, дезинформации. Помните, ваше право на свободу выражения ограничивается правами других граждан. Частная жизнь неприкосновенна. Сохраняйте тайну переписки, знайте, что есть государственные тайны и документы для служебного пользования. По всем перечисленным причинам есть соответствующие статьи в Гражданском, Уголовном и других кодексах. Медиа должны информировать нас, а не убеждать! Например: репортаж - информирование, а PR-статья, реклама, пропаганда - убеждение. Редакции должны разделять отделы новостей и рекламы! Кстати, по новому Закону «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе», теперь инфлюенсеры тоже должны маркировать рекламные материалы. Будьте вежливыми и в Интернете! Знайте, что вам не всегда отвечает робот. Будьте медиаграмотными: умейте искать информацию, анализировать ее, создавать грамотный контент и знать, как контент распространять! Помните о рисках в информационном пространстве, защищайте собственные данные! Не поддавайтесь на провокации, не распространяйте эмоциональные и непроверенные материалы! Пройдите курсы по медиаграмотности! Это важно не только для пишущих, но и читающих.Подготовила Айгуль МАХМУДОВА