Новости

Чем наполнить сосуд. Нужно сохранить и передать традиции молодому поколению

Чем наполнить сосуд. Нужно сохранить и передать традиции молодому поколению

 width=Нужно сохранить и передать традиции молодому поколению

Распространение деструктивных идеологий является одной из актуальных проблем в сфере религии страны. Президент страны Касым-Жомарт Токаев в своей статье «Независимость превыше всего» провел убедительный анализ сложившейся ситуации и отметил, что пандемия COVID-19 и последовавший за ней кризис наглядно показали, что с беспрецедентными вызовами сегодня сталкивается весь мир. Помимо экономических, социальных, экологических, биологических и других угроз широко распространяются различные «идеологические вирусы». В эпоху стремительной глобализации все труднее распознать ее негативное влияние. Другими словами, многие незаметно для себя оказываются в плену опасных иллюзий, теряя нравственный стержень. Поэтому, даже оставаясь частью мирового сообщества, мы должны трепетно относиться к своим корням. Нельзя отрываться от своей самобытной культуры и уникальных традиций, которые составляют нашу национальную идентичность. Только оберегая и укрепляя ее, мы сможем сохранить себя в цивилизационном хаосе. Зачастую казахстанцы попадают в сети добровольно, не по принуждению, а по причине «отравления» своего разума. Эксперты подтверждают, что во время пандемии активность молодежи в социальных сетях была запредельно высокой в сравнении со «здоровыми» годами. В условиях локдауна и карантина закономерно рабочее и социальное общение переместились полностью в интернет. Многие почти не отходили от компьютеров, ноутбуков, планшетов и телефонов. Поэтому неудивительно, что в сети выросло и присутствие активных сторонников деструктивных религиозных течений. Если проанализировать слово «деструктивный», то по его терминологическому значению оно происходит от латинского «destructio», что означает деструктивность, стремление причинить вред, неэффективность. Деструктивные религиозные течения нарушают законы РК, права наших граждан и наносят им непоправимый психологический ущерб, используя методы нейролингвистического программирования и другие психологические практики. Люди, примкнувшие к деструктивным организациям, изолируются от социальной среды и слепо подчиняются проповедникам псевдорелигиозной группы. Причем, новые адепты нередко изолируются от общества добровольно, искренне оберегая свою религиозную «чистоту». Однако, чаще всего к самоизоляции приводит психологическое давления, часто доходящее до скрытого психологического насилия. Опасные для общества организации, разрушающие социальные нормы, отвергают национальные традиции, искусство и культуру. Конечная цель всех деструктивных религиозных движений - получение незаконного богатства и власти путем подчинения людей. Радикалы часто используют эмоциональное воздействие и пытаются отделить человека от его семьи, общества, культурной и общественной жизни своего народа. Здесь можно даже не искать примеры - каждый из нас хотя бы раз сталкивался с тем, что адепты нетрадиционных религиозных групп выступают категорически против поминального обряда или традиции раздачи семи жареных лепешек (жети нан, жети шелпек). Чем им мешают безобидные традиции? Тем, что они создают социальные связи, эмоциональное общение между членами семьи, района, поселка, государства. Общение с членами сообщества дает человеку чувство защищенности, зато человек, оторванный от своих корней и близких, становится слабым, зависимым от своей секты, его легко контролировать. Псевдорелигиозные течения также можно охарактеризовать как антиобщественные организации, потому что они искажают религию по своему усмотрению. То есть, приставка «псевдо» (ложь) дает следующий смысл: такая организация со стороны выглядит как исповедующая правильную религию. Здесь все ритуалы могут проводить традиционно. Проповедники могут чудесно и правильно говорить, чтобы привлечь людей. Однако их действия направлены не на призыв к духовному совершенствованию и нравственным ценностям, а на подчинение человека через моральное и физическое давление. Строгие запреты типа «не слушай никого, кроме нас» касаются даже просмотра телевизора, поиска и прослушивания новостей, музыки; посещения тоев, свадеб и развлекательных мероприятий. Руководители деструктивной организации прекрасно знают об особенностях жизни большинства жителей той или иной местности, поэтому в процессе привлечения адептов в свои ряды обещают им разные блага, которых не хватает собеседнику. И не всегда это материальные ценности. Могут обещать создать семью, помоочь родить ребенка, обеспечить карьерный рост и так далее. Они игнорируют отказы, настойчивы в своих приглашениях и в конце концов приводят человека в свою деструктивную организацию. Согласно исследованиям, часть тех, кто уехал на войну в Сирию, сделали это из-за низкого уровня социально-бытовых условий. Однако часть из них сделали это по идейным соображениям, оправдывая себя так: «Мы уехали, потому что нам обещали справедливое общество и комфортную жизнь в Сирии, основанную на законах шариата, и регулярную заработную плату». Можно сказать, что в настоящее время религиозная ситуация в стране стабильная. Работа информационно-разъяснительных групп, укомплектованных специалистами, занимающимися изучением религии, дала определенные результаты и смогла преградить путь иностранным миссионерам. Кроме того, ведется адресная разъяснительная работа с жертвами деятельности псевдорелигиозных течений, их социализация в общество. Если мы посмотрим на историю религии, то на протяжении многих лет под знаменем веры возникало множество нетрадиционных течений, которые бесследно исчезали через некоторое время. Когда одно из деструктивных движений терпит крах, на его месте появляется новое и быстро распространяется. Сегодня это происходит благодаря интернету. Поэтому мы должны использовать свои возможности, способности и влияние, чтобы избавить молодое поколение от опасных идей. За это мы должны бороться как государство и как общество.

Нурсултан ШАМШИХАН, инспектор центра изучения проблем религии акимата области по району Т. Рыскулова