Волонтёры расширяют круг единомышленников
Жамбылские активисты участвуют в спасении природы нашего края, реализуют перспективные проекты, призванные громко заявить о проблемах, которые испытывает наша область. Очевидно, что экологическая журналистика подразумевает работу журналиста по освещению экологических проблем, необходимо быть отлично подкованным в этой сфере. Такая работа подразумевает непрерывное и широкое освещение экологических вопросов как глобального, так и локального значения. И не только проблем, но и положительных примеров в области охраны окружающей среды. Экожурналистика является отличным инструментом в привлечении внимания к проблеме и способом поиска единомышленников. Поэтому она стала предметом интереса жамбылских волонтеров, которые в рамках своей деятельности стараются вести активную медиа жизнь и призывают всех земляков присоединяться к их важным и полезным проектам. В рамках общенационального волонтерского движения BIRGEMIZ: TAZA ALEM по всей стране работают более восьми тысяч волонтеров, две трети из которых - это жамбылская молодежь. В Таразе местные активисты пригласили специалистов и провели для волонтеров учебный семинар по экожурналистике. Участники мероприятия узнали о наличии экологических проблем, а волонтеры познакомились со способами ведения социальных сетей и взаимодействия с населением. - Буквально 10-15 лет назад найти в газетах или на телевидении материалы на экологическую тему было сложно. Тогда писать на «зеленую» тему считалось чем-то маргинальным. Тема широко не изучалась о ней никто не говорил. К счастьювмешались журналисты. Их инициативу подхватили блогеры, а с развитием социальных сетей профильные специалисты получили легкий способ дотянуться до своей аудитории и обрели круг сподвижников. В нашей области эковолонтерством занимаются десятки ребят, но если говорить об упорном целенаправленном труде в этой сфере, то могу выделить около 50 волонтеров. Они активно ведут свои социальные сети, привлекают внимание населения к проблемам в Таразе и районах области. Они действительно работают с медиа, профессионально ведут свои странички. Там они не только говорят о проблемах, но и предлагают действенные способы их решения. Рассказывают о лайфхаках, а также о том, как вырабатываются полезные привычки. Кроме того, обретя широкую аудиторию, солидарную тебе, они становятся большой силой, ведь могут привлечь к экоакциям и различным субботникам много рабочих рук. Именно эти ребята, а также те, кто желают к ним присоединиться, и стали главной аудиторией семинара - рассказал волонтер Мухтарали Абуали. В качестве спикеров волонтеры пригласили специалистов из самых разных сфер. Корреспондент газеты «Знамя труда» Диана Калманбаева рассказала о проблемах в регионе, о том, как правильно подавать информацию читателям. Опытный волонтер Азамат Намелбек подробнее остановился на способах оптимизации своего труда и частоте выхода контента. А специалисты по социальным сетям Назерке Есеналы и Гулжаухар Бажакай рассказали о том, как правильно оформить и подать свою мысль. Если один рассказывал об экологических проблемах, другой делился способами ее освещения, подачи видео и текстового материала. Комплексного эффекта удалось добиться благодаря взаимодействию и командной работе всех спикеров. В качестве примера спикеры семинара выбрали вопрос загрязнения планеты пластиком. Этой теме был посвящен юбилейный 50-й Всемирный день окружающей среды, который отметили 5 июня. - В первую очередь, чтобы заинтересовать читателя, нужно рассказать ему, почему была выбрана именно эта тема. Например, это может быть информация о том, что сегодня 46 процентов пластикового мусора выбрасывается на свалку, в то время как 22 процента непрофессионально утилизируются и превращаются в отходы. В отличие от других материалов, пластик не поддается биологическому разложению. На его разрушение может уйти до 1000 лет, поэтому, когда его выбрасывают, он накапливается в окружающей среде до тех пор, пока не достигнет критической точки. Такого рода загрязнение уничтожает морскую флору и фауну, наносит ущерб почве и отравляет подземные воды, а также может привести к серьезным последствиям для здоровья человека, - рассказывает волонтерам Диана Калманбаева. Доступный по цене, прочный и гибкий пластик окутал современную жизнь, проявляясь во всем - от упаковки до одежды и косметических средств. Но он же и выбрасывается в огромных масштабах: каждый год более 280 миллионов тонн пластиковых товаров-однодневок становятся мусором. - Для того чтобы ваши слова выглядели более весомо и вызывали доверие, не нужно стесняться прибегать к помощи авторитетных спикеров. Например, на эту тему недавно высказалась руководитель инициативы за жизненный цикл Программы ООН по окружающей среде Мила Льоренс. Она отметила, что человечество ежегодно производит более 430 миллионов тонн пластика, две трети из которых являются товарами- однодневками, которые вскоре превращаются в мусор, заполняя мировой океан и зачастую попадая в пищевую цепочку человека. Она также подчеркивает, что многие люди не знают, что материал, который входит в нашу повседневную жизнь, может оказывать значительное воздействие не только на дикую природу, но также на климат и здоровье человека, - добавила спикер. Азамат Намелбек в свою очередь, отметил, что важно сделать свою страницу в социальных сетях интересной. Главная проблема начинается там, где вы сталкиваетесь с ситуацией, когда нужно привлекать людей с противоположным мнением или отсутствием его. - Для этого очень важно не просто быть убедительным, а оставаться органичным в своей среде. Вы должны знать тему, любить ее и развиваться. Привлеките внимание интересной информацией, а затем в ходе обсуждения покажите, что это важно. Например, на выбранном нами примере можно рассказать, что производство упаковок является крупнейшим в мире источником одноразовых пластиковых товаров-отходов. Примерно 36 процентов всех производимых пластмасс используется для упаковки. Сюда входят одноразовые пластиковые контейнеры для пищевых продуктов и напитков, 85 процентов из которых попадают на официальные и стихийные свалки, - говорит волонтер. - Объясните вашей целевой аудитории, почему это касается именно их. Обсуждая вопрос пластика, можно подчеркнуть, что сельское хозяйство - одна из отраслей, где пластик распространен повсеместно: он используется во всем - от покрытия семян до мульчирующей пленки. Еще одним важным источником является рыбная промышленность. Согласно недавним исследованиям, только из промышленных орудий лова в океаны попадают более 100 миллионов фунтов пластика. Индустрия моды - другой крупный потребитель пластика. Около 60 процентов материалов, из которых изготавливается одежда, - это пластик, включая полиэстер, акрил и нейлон. Диана Калманбаева также подчеркнула, что людям не интересно, что происходит где-то там далеко. Для них нужны примеры рядом с ними. - Многим будет интересно узнать, например, что в нашей стране стабильно растет финансирование проектов по защите окружающей среды. Если в 2017 году на их реализацию было выделено 262 миллиарда тенге, то спустя пять лет уже выделили 416 миллиардов тенге. Сюда входят десятки проблемных вопросов. Это и борьба с вредными выбросами, и сокращение парникового эффекта, радиационная безопасность, защита водных ресурсов и так далее, - говорит она. Спикеры также отметили, что для того, чтобы зацепить зрителя, не нужно использовать общедоступные видео и фото, нужно работать самостоятельно. Ведь сегодня экологическая проблема стала актуальна, достаточно просто выйти из дома, чтобы увидеть ее. В качестве негативного примера спикеры рассказали о пластиковом коллапсе в городских каналах, а также отметили, что можно рассказать и о положительном опыте использования специальных контейнеров для бутылок и цехах по их переработке.Подготовил Алексей ПОЛЯКОВ